ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 18 ноября 2003 г. N ВКПИ 03-99
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда Российской Федерации
генерал-майора юстиции Хомчика В.В.,
при секретаре - майоре юстиции Третьякове С.В.,
с участием заявителя Овдиенко А.В.,
его представителя - адвоката Винского Я.М.,
представителя ответчика
Правительства Российской Федерации Деминой Н.И.,
старшего военного прокурора
отдела Главной военной прокуратуры
полковника юстиции Грубого И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению гражданина Овдиенко Александра Викторовича о признании
недействующими абзацев 6 и 7 раздела второго Федеральной целевой
программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации N 71 от 20
января 1998 года (в ред. Постановлений Правительства РФ от
08.04.2000 N 315, от 19.03.2002 N 168, от 08.08.2003 N 475, с
изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102,
Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от
21.06.2002 N 450),
установила:
Овдиенко А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
заявлением, в котором оспаривает положения абзацев 6 и 7 раздела
второго указанной Федеральной целевой программы в части слов "по
достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,
или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными
мероприятиями".
Заявитель считает, что по смыслу п. 14 ст. 15 Федерального
закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, увольняемые
(уволенные) с военной службы по основаниям, не указанным в законе,
имеют право на участие в Программе и получение государственного
жилищного сертификата, но в более поздние сроки (более чем три
месяца), чем увольняемые (уволенные) по тем основаниям, которые
указаны в законе.
На основании изложенного заявитель делает вывод, что
Правительство Российской Федерации, установив к участникам
Программы дополнительное требование - увольнение по одному из
указанных выше оснований, ограничило право на участие в Программе
остальных военнослужащих, увольняемых (уволенных) по иным
основаниям.
В судебном заседании заявитель и его представитель - адвокат
Винский Я.М. свои требования поддержали.
Представитель Правительства Российской Федерации Демина Н.И.
возражала против удовлетворения заявления Овдиенко А.В., указав,
что Постановление Правительства Российской Федерации N 71 от 20
января 1998 года "О федеральной целевой программе "Государственные
жилищные сертификаты" издано в соответствии с требованиями ст. 115
Конституции Российской Федерации и не противоречит Закону "О
статусе военнослужащих".
Выслушав объяснения заявителя Овдиенко А.В., его представителя
Винского Я.М., представителя Правительства РФ Деминой Н.И.,
исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного
прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции
Грубого И.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления
отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит заявление
Овдиенко А.В. не подлежащим удовлетворению по следующим
основаниям.
Право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на
обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного
жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от
Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального
органа исполнительной власти, в котором федеральным законом
предусмотрена военная служба) предусмотрено п. 14 ст. 15 и п. 1
ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от
27 мая 1998 года, согласно которому порядок выдачи сертификатов
определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанным пунктом статьи 15 Закона
военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10
лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими
предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию
здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и
члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в
трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства
обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями
по установленным нормам, в том числе за счет государственных
жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья,
обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также
внебюджетных источников финансирования.
Таким образом, только при наличии установленных законом
условий, и, в частности, увольнения с военной службы по одному из
перечисленных оснований, военнослужащие вправе рассчитывать на
получение государственного жилищного сертификата для приобретения
жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы
месте жительства.
В соответствии с вышеуказанными нормами Федерального закона "О
статусе военнослужащих" Правительством РФ утверждена Федеральная
целевая программа "Государственные жилищные сертификаты",
утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации N
71 от 20 января 1998 года (в ред. Постановлений Правительства РФ
от 08.04.2000 N 315, от 19.03.2002 N 168, от 08.08.2003 N 475, с
изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102,
Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от
21.06.2002 N 450).
Абзацами 6 и 7 раздела 2 указанной Программы установлено, что
право на участие в программе "Государственные жилищные
сертификаты" имеют, в том числе, военнослужащие, увольняемые с
военной службы, и граждане, уволенные с военной службы по
достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,
или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными
мероприятиями, общая продолжительность службы которых в
календарном исчислении составляет 10 и более лет, признанные в
установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Вопреки утверждению заявителя, указанные нормы полностью
соответствуют п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих", поскольку правом на обеспечение жилым помещением
через органы местного самоуправления, в том числе за счет
государственных жилищных сертификатов, обладают только те
военнослужащие, увольняемые с военной службы, и граждане,
уволенные с военной службы, основания увольнения которых указаны в
Законе.
Что же касается установления в Законе трехмесячного срока, в
течение которого органы местного самоуправления обязаны
предоставить жилое помещение льготным категориям военнослужащих,
то данное обстоятельство не может свидетельствовать о том, что
военнослужащие, уволенные с военной службы по другим основаниям,
обладают правом быть обеспеченными жильем либо сертификатом в иные
сроки.
На основании изложенного Военная коллегия приходит к выводу,
что по указанным в заявлении Овдиенко А.В. основаниям Федеральная
целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" признана
быть не может.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная
коллегия Верховного Суда РФ
решила:
Овдиенко Александру Викторовичу в признании недействующими
абзацев 6 и 7 раздела второго Федеральной целевой программы
"Государственные жилищные сертификаты", утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации N 71 от 20
января 1998 года (в ред. Постановлений Правительства РФ от
08.04.2000 N 315, от 19.03.2002 N 168, от 08.08.2003 N 475, с
изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102,
Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от
21.06.2002 N 450), отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
вынесения.
-------------------------------------------------------------------
|