ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 10 ноября 2003 г. N ГКПИ 03-1315
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего -
Судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Чистякове А.В.,
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Потнина Константина Петровича о признании недействующим
абз. 2 пункта 2 Разъяснения порядка применения пункта 6 ст. 45
Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации", утвержденного
Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 17 октября
2003 года N 42/398-4, в части слов: "в случае, если до 18 часов 22
октября 2003 года необходимые для регистрации документы не будут
представлены в окружную избирательную комиссию в полном объеме и
до этого времени соответствующий федеральный список кандидатов не
будет зарегистрирован, проверка частично имеющихся документов не
проводится и принимается решение об отказе в регистрации кандидата
(далее - Разъяснение),
установил:
Потнин К.П. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше
требованием, сославшись на то, что оспариваемое в указанной части
Разъяснение не соответствует требованиям Федерального закона "О
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" и
ограничивает предусмотренные п. 6 ст. 45 этого Закона его
избирательные права.
Указывает, что данное Разъяснение принято и опубликовано в то
время, когда уже завершился сбор подписей и когда он, как
кандидат, выдвинутый политической партией "Российская
экологическая партия "Зеленые", уже не имел возможности собрать
подписи избирателей в свою поддержку либо собрать средства для
внесения избирательного залога, а поэтому оно, как нарушающее его
право на регистрацию в качестве кандидата в депутаты
Государственной Думы по одномандатному избирательному округу, не
может являться законным.
В судебное заседание заявитель не явился. Из поступившего в
суд заявления следует, что он не возражает против рассмотрения
дела в его отсутствие.
Представитель Центральной избирательной комиссии РФ
Соломонидина И.О. с предъявленным требованием не согласилась и
просила об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то,
что оспариваемое Разъяснение соответствует положениям Федерального
закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания РФ" и каких-либо дополнительных требований, не
предусмотренных законом, к порядку регистрации кандидатов в
депутаты Государственной Думы не содержит.
Выслушав объяснения представителя Центральной избирательной
комиссии РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение
прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей в
удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской
Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим
основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 26 Федерального закона "О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ"
Центральная избирательная комиссия РФ вправе издавать инструкции и
иные нормативные акты по вопросам применения настоящего
Федерального закона.
Как установлено судом, в целях правильного применения
избирательными комиссиями пункта 6 статьи 45 названного выше
Федерального закона Постановлением Центральной избирательной
комиссии РФ от 17 октября 2003 года N 42/398-4 было утверждено
названное выше Разъяснение, абзацем 2 пункта 2 которого
предусмотрено, что в случае, если до 18 часов 22 октября 2003 года
необходимые для регистрации документы не будут представлены в
окружную избирательную комиссию в полном объеме и до этого времени
соответствующий федеральный список кандидатов не будет
зарегистрирован, проверка частично имеющихся документов не
проводится и принимается решение об отказе в регистрации
кандидата.
Заявитель полагает, что именно в результате такого разъяснения
положений закона кандидаты в депутаты, выдвинутые политическими
партиями, без законных оснований теряют право на регистрацию в
качестве кандидата в депутаты в случае, когда до 18 часов 22
октября 2003 года ими не будут предоставлены все необходимые для
регистрации документы, в том числе сведения о внесении
избирательного залога или подписи избирателей в свою поддержку,
если к этому времени не состоится факт регистрации
соответствующего федерального списка кандидатов.
По утверждению представителя Центральной избирательной
комиссии РФ, оспариваемое Разъяснение принято Центральной
избирательной комиссией РФ в пределах своей компетенции и с
соблюдением требований федеральных законов. Данное Разъяснение
никаких дополнительных требований к регистрации кандидатов в
депутаты не содержит, а лишь разъясняет положения пункта 6 ст. 45
названного выше Федерального закона.
Анализ содержания оспариваемого Разъяснения в указанной части
также свидетельствует о том, что оно полностью согласуется с
содержанием и смыслом разъясняемой нормы Федерального закона.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что
предусмотренных п. 2 ст. 253 ГПК РФ оснований для признания
оспариваемого Разъяснения в указанной части недействующим не
имеется.
Довод заявителя о том, что данным Разъяснением ограничиваются
его права на регистрацию в качестве кандидата в депутаты по
основаниям, предусмотренным пунктом 6 ст. 45 названного выше
Федерального закона, не может быть признан обоснованным.
Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания РФ" для регистрации
кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу,
кандидат либо уполномоченный представитель политической партии,
избирательного блока не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за
45 дней до дня голосования (в данном случае до 22 октября 2003 г.)
до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую
окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в
поддержку выдвижения кандидата;
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух
экземплярах (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся
сбор подписей);
3) сведения об изменениях в данных о кандидате;
4) первый финансовый отчет кандидата.
Как следует из содержания пункта 6 ст. 45 приведенного
Федерального закона, исключение из установленного порядка
предусмотрено для кандидатов в депутаты по одномандатным
избирательным округам, выдвинутых политической партией,
избирательным блоком. Регистрация этих кандидатов производится без
предоставления подписных листов с подписями избирателей и без
внесения избирательного залога, если федеральный список
кандидатов, выдвинутый этой политической партией, избирательным
блоком, зарегистрирован Центральной избирательной комиссией РФ на
основании собранных в свою поддержку подписей избирателей.
Каких-либо других исключений из общего правила, установленного
для регистрации кандидатов по одномандатным избирательным округам,
данный Федеральный закон не содержит.
Следовательно, указанный в п. 1 ст. 45 Федерального закона
срок по предоставлению необходимых для регистрации документов
распространяется на всех кандидатов в депутаты, независимо от
того, кем они выдвинуты и на каких основаниях подлежат регистрации
(до 18 часов 22 октября 2003 г.).
Из смысла этого же пункта названной нормы Закона также
следует, что до указанного времени кандидат должен определиться с
выбором оснований своей регистрации, то есть представить в
окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями
избирателей или документ о внесении избирательного залога либо
соответствующий документ, свидетельствующий о регистрации
федерального списка кандидатов на основании подписей избирателей
от соответствующей политической партии, избирательного блока,
выдвинувших кандидатов по одномандатным избирательным округам.
Отступление от установленного законом срока окончания
регистрации кандидатов и продолжение регистрации кандидатов в
депутаты, выдвинутых политической партией, избирательным блоком
после 18 часов 22 октября 2003 г., поставило бы в неравное
положение других кандидатов и привело бы к необоснованному
продлению периода регистрации кандидатов, что является
недопустимым и противоречит требованиям указанного выше
Федерального закона.
Учитывая, что оспариваемое в указанной части Разъяснение в
полной мере согласуется с требованиями закона и направлено на его
соблюдение участниками избирательного процесса, суд не находит
каких-либо оснований для удовлетворения заявленного требования.
То обстоятельство, что данное Разъяснение принято Центральной
избирательной комиссией РФ в период завершения сбора подписей
избирателей, также не может служить основанием к признанию его
недействующим, поскольку оно каких-либо дополнительных требований
к кандидатам, не предусмотренных законом, не содержит, а лишь
разъясняет Федеральный закон, который подлежал исполнению в
соответствии с его содержанием и смыслом независимо от
оспариваемого Разъяснения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198 и п. 2
ст. 261 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Потнина К.П. о признании недействующим (незаконным)
абз. 2 пункта 2 Разъяснения порядка применения пункта 6 ст. 45
Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации", утвержденного
Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 17 октября
2003 г. N 42/398-4, в части слов: "в случае, если до 18 час. 22
октября 2003 г. необходимые для регистрации документы не будут
представлены в окружную избирательную комиссию в полном объеме и
до этого времени соответствующий федеральный список кандидатов не
будет зарегистрирован, проверка частично имеющихся документов не
проводится и принимается решение об отказе в регистрации
кандидата" оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную
коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения
в окончательной форме.
Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Д.РЕДЧЕНКО
|