КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 ноября 2003 г. N 344-О
ПО ЗАПРОСУ ГРУППЫ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПУНКТА 1 СТАТЬИ 12 И ПУНКТА 4 СТАТЬИ 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А.
Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М.
Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой,
Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С.
Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М.
Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" предварительное изучение запроса группы депутатов
Государственной Думы,
установил:
1. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации
группа депутатов Государственной Думы просит признать пункт 1
статьи 12 и пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря
2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не
соответствующими статьям 7, 39 и 55 (часть 2) Конституции
Российской Федерации.
По мнению заявителей, пункт 4 статьи 30 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающий в
целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц календарный
порядок учета суммарной продолжительности трудовой и иной
общественно полезной деятельности (трудового стажа), имевшей место
до 1 января 2002 года, нарушает права лиц, в отношении которых
ранее действовало льготное исчисление некоторых периодов,
зачисляемых в трудовой стаж (к таковым, в частности, относились
периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, которые учитывались в полуторном размере). Данное
правило было предусмотрено в законодательных актах, утративших
силу со дня введения в действие Федерального закона "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации", в том числе в статье 94 Закона
Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской
Федерации".
Заявитель обращает внимание также на то обстоятельство, что
оспариваемая норма противоречит статье 28 Закона Российской
Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях", согласно которой трудовой стаж для назначения
пенсий на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми
условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере.
Поскольку в этой части запрос группы депутатов Государственной
Думы отвечает требованиям допустимости и подведомственности,
закрепленным Федеральным конституционным законом "О
Конституционном Суде Российской Федерации", он подлежит принятию
Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
2. Пункт 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации", согласно которому исчисление страхового
стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию,
производится в календарном порядке для всех категорий пенсионеров,
нарушает, по мнению группы депутатов Государственной Думы,
конституционные права лиц, работавших в районах Крайнего Севера и
в приравненных к ним местностях, в отношении которых ранее
действовало льготное исчисление некоторых периодов, зачисляемых в
трудовой стаж.
Между тем, как следует из содержания запроса, заявители
необоснованно отождествляют институты страхового стажа и общего
трудового стажа. Под страховым стажем, о котором говорится, в
частности, в статьях 2 и 12 Федерального закона "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации", понимается учитываемая при
определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность
периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых
уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской
Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;
его величина не влияет на размер трудовой пенсии. Понятие же
"общий трудовой стаж" применяется в названном Федеральном законе
для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой
пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого
коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, а
также учитывается при досрочном назначении пенсий отдельным
категориям граждан (пункты 2, 3 и 4 статьи 30).
Таким образом, фактически заявитель оспаривает
конституционность изменения только порядка учета общего трудового
стажа, в связи с чем запрос в части, касающейся проверки
конституционности пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации", не может быть принят
Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению,
поскольку он не отвечает требованиям пункта 8 части второй статьи
37 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части второй
статьи 40, частью первой статьи 42, пунктом 1 части первой статьи
43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
определил:
1. Принять к рассмотрению запрос группы депутатов
Государственной Думы в части, касающейся проверки
конституционности пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации".
2. Отказать в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов
Государственной Думы в части, касающейся проверки
конституционности пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку по форме он не
отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации".
4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|