СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2003 г. N 299-СФ
О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО РАЗГРАНИЧЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ
20 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 17
июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной
собственности на землю", устанавливающий правовые основы и
критерии разграничения государственной собственности на землю,
которые были конкретизированы в Правилах подготовки и согласования
перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
возникает право собственности, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. N 140.
На основании указанных нормативных правовых актов процедуру
разграничения государственной собственности на землю должны пройти
около 10 миллионов земельных участков. Несмотря на то, что
указанные Правила были приняты более полутора лет назад, в
настоящее время зарегистрировано право собственности лишь на 1208
земельных участков. Законодательно не установлены какие-либо сроки
завершения процесса разграничения государственной собственности на
землю, что позволяет неоправданно долго его затягивать. Это
приводит к тому, что инвестиционный и рентный потенциал земельных
участков используется органами власти не в полной мере.
Анализ первых итогов разграничения государственной
собственности на землю показал также, что практика пошла по пути
приоритетного оформления права собственности на землю Российской
Федерации. Распоряжения Правительства Российской Федерации о
перечнях земельных участков, передаваемых в собственность
Российской Федерации, готовятся и утверждаются в первоочередном
порядке. Это вызывает у органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления опасения о
реализации остаточного принципа наделения правом собственности на
землю субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Одной из основных причин затягивания этого процесса является и
усложненность процедуры подготовки и согласования перечней
земельных участков, установленной указанными Правилами.
Процедура разграничения государственной собственности и
регистрации прав собственности на землю требует существенных
организационных и финансовых затрат. Наблюдается тенденция
возложения бремени разграничения государственной собственности на
землю на органы местного самоуправления без надлежащего
финансового обеспечения соответствующих полномочий.
Следует отметить, что существующее правовое регулирование
разграничения государственной собственности на землю не учитывает
того обстоятельства, что с 1 января 2006 года вступит в силу новый
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", предусматривающий наличие
на территории Российской Федерации (за некоторым исключением)
одновременно двух муниципальных образований - поселений и
муниципальных районов.
Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации постановляет:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
разработать проект федерального закона о внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "О разграничении государственной
собственности на землю" в части:
а) уточнения оснований возникновения права собственности
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований на земельные участки с учетом практики
применения статей 3, 4 и 5 указанного Федерального закона;
б) разграничения права собственности на землю между
поселениями и муниципальными районами;
в) упрощения процедуры разграничения государственной
собственности на землю, возложив подготовку и согласование
проектов перечней земельных участков, передаваемых в собственность
субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных
образований, на соответствующие органы государственной власти
субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
г) установления срока завершения процесса разграничения
государственной собственности на землю;
утверждать перечни земельных участков, на которые возникает
право собственности у субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, одновременно с перечнями земельных
участков, на которые возникает право собственности у Российской
Федерации;
предусматривать в проектах федеральных законов о федеральном
бюджете на 2005 год и последующие годы до завершения процесса
разграничения государственной собственности на землю и регистрации
прав собственности Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований на земельные участки расходы
на обеспечение указанного процесса, в том числе в форме субсидий и
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам
муниципальных образований.
2. Комитету Совета Федерации по вопросам местного
самоуправления, Комитету Совета Федерации по экономической
политике, предпринимательству и собственности, Комитету Совета
Федерации по аграрно-продовольственной политике осуществлять
мониторинг практики применения Федерального закона "О
разграничении государственной собственности на землю".
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
С.М.МИРОНОВ
|