ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 23 октября 2003 г. N ГКПИ 03-1110
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда РФ Зелепукина А.Н.,
при секретаре Терентьевой С.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Пестовой Ольги Владимировны о признании частично
недействующим и не подлежащим применению п. 51 Положения о порядке
рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1325 от 14
ноября 2002 года,
установил:
Указом Президента Российской Федерации N 1325 от 14 ноября 2002
года утверждено "Положение о порядке рассмотрения вопросов
гражданства Российской Федерации", в соответствии с п. 51
которого:
при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство
Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное),
возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи
такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих
предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской
Федерации, полномочным органом осуществляется проверка факта
выдачи лицу указанного документа на законных основаниях и
соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в
произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного
государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи
42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут
быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи
лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации,
или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной
власти и суд.
Заявитель Пестова О.В. оспаривает указанные положения
нормативного правового акта, полагая его нарушающим ее права и не
соответствующим ст. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ст. 10, ст. 22 и ст. 42
ФЗ "О гражданстве".
В судебном заседании представитель Пестовой О.В. Маргвели Б.Г.
поддержал требования заявительницы.
Представитель Президента Российской Федерации в судебное
заседание не явился, о слушании дела надлежащим образом извещен, в
пользу чего свидетельствует поступившая в Верховный Суд РФ
телефонограмма, что в силу ч. 2 ст. 252 ГПК РФ не может служить
препятствием к рассмотрению дела по существу.
Заслушав заявителя, заключение прокурора Генеральной
прокуратуры РФ Л.Ф. Масаловой, полагавшей заявление необходимым
отклонить, Верховный Суд РФ не находит оснований к удовлетворению
заявления.
Президент Российской Федерации осуществляет полномочия,
предоставленные ему ст. ст. 83 - 90 Конституции Российской
Федерации, путем издания правовых актов в форме указов и
распоряжений, которые в силу ст. 90 ч. 3 Конституции РФ не должны
противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
В соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона от 31 мая 2002
года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" Президент
Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения
гражданства, которое принято в соответствии с данной нормой Закона
Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N
1325.
В силу ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О
гражданстве Российской Федерации" под гражданством Российской
Федерации понимается устойчивая правовая связь с Российской
Федерацией, выразившаяся в совокупности взаимных прав и
обязанностей.
Определение наличия такой устойчивой связи в силу ст. ст. 30,
31 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве
Российской Федерации" входит в полномочия федерального органа,
ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов,
а также федерального органа исполнительной власти, ведающими
вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и
консульских учреждений Российской Федерации, которые при этом в
числе других возложенных настоящей статьей Закона обязанностей:
устанавливают наличие гражданства Российской Федерации у лиц,
проживающих на территории Российской Федерации; принимают
заявления по вопросам гражданства от лиц, проживающих на
территории Российской Федерации; проверяют факты и представленные
для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской
Федерации документы и в случае необходимости запрашивают
дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.
В соответствии со ст. 10, 30, 31 Федерального закона от 31 мая
2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом,
удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт
гражданина Российской Федерации или иной основной документ,
содержащий указание на гражданство лица.
Для исполнения обязанностей, указанных в ст. ст. 30, 31
Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве
Российской Федерации", и в соответствии с этими нормами Закона в
п. 51 оспариваемого Положения предусмотрена возможность совершения
действий по проверке, направленной на установление гражданства
Российской Федерации, которая заканчивается при его подтверждении
в соответствии со ст. 52 Положения выдачей соответствующего
документа.
Из этого следует, что нельзя отождествлять определение
гражданства в соответствии со ст. 51 Положения с отменой решения
по вопросам гражданства Российской Федерации, предусмотренных в
ст. 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О
гражданстве Российской Федерации" и разделе VII Положения,
поскольку в порядке ст. 23 Федерального закона от 31 мая 2002 года
N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" производится отмена
решения по вопросам гражданства в прямо предусмотренных законом
случаях.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят в пределах
полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из представленных Пестовой О.В. документов и
объяснений ее представителя, в отношении нее решений по вопросам
гражданства не принималось, а поэтому органы внутренних дел при
определении гражданства руководствовались ст. 51 Положения.
Доводы Пестовой О.В. о длительном проживании в Российской
Федерации и наличии оснований для его приобретения в упрощенном
порядке не могут служить основанием к удовлетворению заявления, а
должны учитываться уполномоченными органами при решении вопроса о
приобретении гражданства Российской Федерации.
Приведенные в заявлении и в выступлении представителя Пестовой
О.В. ссылки на положения ст. ст. 3 - 5, 10, 22 и 42 Федерального
закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской
Федерации" указывают на невозможность лишения гражданства, а также
на основания и порядок отмены решений по вопросам гражданства
также не могут служить основаниями к удовлетворению заявления,
поскольку не имеют отношения к рассматриваемому нормативному
правовому акту.
Кроме того, оспариваемые положения соответствуют также ст. 42
Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве
Российской Федерации", документы, выданные в соответствии с ранее
действовавшим законодательством, сохраняют юридическую силу, если
они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на
день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из этого следует, что выданный Пестовой О.В. с нарушением
установленного порядка вкладыш в паспорт, удостоверяющий
гражданство, не может сохранять юридическую силу, поскольку не
оформлен надлежащим образом.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят в пределах
компетенции, федеральному законодательству не противоречит, а
поэтому в силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления следует
отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199,
253 ч. 1 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Пестовой Ольги Владимировны о признании частично
недействующим и не подлежащим применению п. 51 Положения о порядке
рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1325 от 14
ноября 2002 года, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.Н.ЗЕЛЕПУКИН
|