ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2003 г. N 112
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ
СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р
В целях совершенствования организации работ по сертификации
экспертов для Системы сертификации ГОСТ Р и реализации
Федерального закона "О техническом регулировании" ст. 36 и п. 1
ст. 46, а также организации учета случаев причинения вреда
вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или
здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц,
окружающей среде, жизни или здоровью животных или растений с
учетом тяжести этого вреда, Государственный комитет Российской
Федерации по стандартизации и метрологии постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Системе добровольной
сертификации независимых судебных экспертов нормативной экспертизы
в области оценки соответствия деятельности хозяйствующих субъектов
техническим регламентам, входящей в Систему добровольной
сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р.
2. Определить Центральным органом Системы добровольной
сертификации независимых судебных экспертов нормативной экспертизы
в области оценки соответствия деятельности хозяйствующих субъектов
техническим регламентам АНО - Национальный консультативный центр
промышленной экологии и судебной экспертизы.
3. Назначить научно-методическим центром Системы добровольной
сертификации независимых судебных экспертов нормативной экспертизы
в области оценки соответствия деятельности хозяйствующих субъектов
техническим регламентам - Московский государственный университет
пищевых производств (МГУПП).
4. Положение о Системе добровольной сертификации независимых
судебных экспертов нормативной экспертизы в области оценки
соответствия деятельности хозяйствующих субъектов техническим
регламентам ввести в действие в установленном порядке.
Председатель
Госстандарта России
В.В.УСОВ
Приложение
к Постановлению
Госстандарта России
от 10.10.2003 N 112
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
НЕЗАВИСИМЫХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ НОРМАТИВНОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
ТЕХНИЧЕСКИМ РЕГЛАМЕНТАМ
1. Введение
1. Настоящее Положение устанавливает цели, принципы,
структуру, правила, процедуры и порядок проведения добровольной
сертификации независимых судебных экспертов нормативной экспертизы
в области оценки соответствия деятельности хозяйствующего субъекта
техническим регламентам в Российской Федерации.
Система создана Госстандартом России и Национальным
консультативным центром промышленной экологии и судебной
экспертизы в соответствии с Законами Российской Федерации:
"О защите прав потребителей" (от 07.02.92 N 2300-1);
Федеральным законом "О техническом регулировании";
Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации" от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ;
Федеральным законом "Об экологической экспертизе" (N 65 в ред.
от 15 апреля 1998 г.) и другими нормативно-правовыми актами
Российской Федерации.
2. Настоящее Положение является основным документом Системы
добровольной сертификации независимых судебных экспертов
нормативной экспертизы в области оценки соответствия деятельности
хозяйствующего субъекта техническим регламентам и разработано в
соответствии с требованиями Системы добровольной сертификации
экспертов Системы сертификации ГОСТ Р.
Положение предназначено для применения участниками настоящей
Системы, Системы сертификации ГОСТ Р.
2. Термины и определения
В настоящем документе применяются определения, содержащиеся в
нормативных документах, послуживших основанием для создания
Системы.
Кроме того, учтена терминология, приводимая в Руководствах
ИСО/МЭК 2 и стандарте ИСО 8402, с некоторыми уточнениями и
дополнениями, необходимыми для обеспечения взаимопонимания в
вопросах сертификации экспертов нормативной экспертизы;
судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из
проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам,
разрешение которых требует специальных знаний в области науки,
техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед
экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим
дознание, следователем или прокурором, в целях установления
обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу;
судебный эксперт нормативной экспертизы - специалист,
обладающий научными и (или) практическими познаниями по оценке
соответствия деятельности хозяйствующих и иных субъектов
требованиям технических регламентов;
судебная нормативная экспертиза - экспертиза порядка
документального удостоверения соответствия деятельности
хозяйствующих и иных субъектов требованиям технических регламентов
или положениям стандартов;
система добровольной сертификации судебных экспертов
нормативной экспертизы в области оценки соответствия деятельности
хозяйствующего субъекта техническим регламентам - система
сертификации экспертов (далее - Система), в рамках которой
проводятся работы по оценке и подтверждению компетентности
судебных экспертов с целью независимой, объективной и достоверной
оценки компетентности эксперта.
3. Общие положения
3.1. Система создана для организации и осуществления работ по
оценке и подтверждению компетентности экспертов, необходимой для
проведения ими работ по нормативной экспертизе в области оценки
соответствия деятельности хозяйствующего субъекта техническим в
Системе сертификации ГОСТ Р.
3.2. Нормативную базу Системы в части требований к
компетентности экспертов составляют:
ГОСТ Р ИСО 10011-2-93 "Руководящие указания по проверке систем
качества. Часть 2. Квалификационные критерии для
экспертов-аудиторов";
Общие требования к компетентности экспертов Системы
сертификации ГОСТ Р, утвержденные Постановлением Госстандарта
России от 9 июня 2001 г. N 53.
3.3. Проведение сертификации в Системе обеспечивается
функционированием органа по сертификации и испытательных
лабораторий, аккредитованных в установленном порядке по всей
номенклатуре экспертных услуг, в соответствии с законодательными и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.4. Система является открытой для участия в ней различных
организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности), признающих и выполняющих ее правила.
3.5. Взаимодействие Системы с другими системами сертификации
осуществляется на основе соглашений, заключаемых с организациями,
образовавшими Системы, если иное не предусмотрено законодательными
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.6. Система вправе взаимодействовать в установленном порядке
с международными, национальными и региональными системами
сертификации других стран по вопросам подтверждения соответствия,
включая признание сертификатов, знаков соответствия.
3.7. Объективность и достоверность сертификации в Системе
обеспечивается независимостью и компетентностью органа по
сертификации.
3.8. Система имеет форму сертификата компетентности эксперта
нормативной экспертизы аналогично установленной в Системе
добровольной сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р
(приложение N 2).
3.9. Официальным языком Системы является русский. Все ее
документы оформляются на русском языке (заявки, протоколы, акты,
аттестаты, сертификаты и т.п.).
4. Основные цели и направления сертификации
4.1. Сертификация в Системе направлена на достижение целей,
определенных Федеральным законом "О техническом регулировании",
ст. 36, ст. 46 п. 1, Федеральным законом "О судебно-экспертной
деятельности", а также на подтверждение соответствия установленным
требованиям процессуальных кодексов.
4.2. Сертификация экспертов нормативной экспертизы в области
оценки соответствия деятельности хозяйствующего субъекта
техническим регламентам направлена на достижение следующих целей:
испытание лиц, выразивших желание сертифицироваться на предмет
и профессиональной и моральной готовности к следующим видам
деятельности:
проведение судебно-нормативной экспертизы в целях оценки
соответствия техническому регламенту, нормативно-правового
регулирования отношений в деятельности хозяйствующего субъекта в
области охраны здоровья и установления фактов, вводящих в
заблуждение покупателей;
проведение консультаций в области оценки соответствия
техническому регламенту нормативно-правового регулирования
отношений в деятельности хозяйствующего субъекта в области охраны
здоровья и установления фактов, вводящих в заблуждение
покупателей;
повышение уровня компетентности судебных экспертов нормативных
регламентных экспертиз и обеспечение их конкурентоспособности на
российском и зарубежном рынках экспертных услуг;
содействие юридическим (физическим) лицам в отборе и подборе
компетентных судебных экспертов нормативных экспертиз;
защита юридических (физических) лиц от некомпетентных и
недобросовестных специалистов;
обеспечение достоверности результатов сертификации в Системе;
подтверждения показателей качества подготовки судебного
эксперта нормативных экспертиз.
4.3. Сертификация экспертов осуществляется по следующим
основным направлениям:
Судебно-нормативная экспертиза в области:
охраны здоровья и установления фактов, вводящих в заблуждение
приобретателей;
охраны окружающей среды, экологической безопасности и
установления фактов, вводящих в заблуждение приобретателей;
установления фактов, вводящих в заблуждение приобретателей в
области природопользования;
установления фактов, вводящих в заблуждение приобретателей в
области финансово-банковских взаимоотношений;
установления фактов, вводящих в заблуждение приобретателей в
области защиты имущественных интересов государства, муниципальных
образований, юридических и физических лиц;
административно-правового регулирования.
4.4. Добровольная сертификация независимых судебных экспертов
в области оценки соответствия деятельности хозяйствующего субъекта
техническим регламентам проводится по инициативе заявителей на
условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
4.5. Участники Системы обязаны обеспечивать конфиденциальность
представляющей служебную тайну информации, получаемой в ходе
деятельности по сертификации, за исключением конечных результатов
сертификации.
4.6. На судебно-экспертную деятельность участников Системы
распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 - 17, части
второй статьи 18, статей 24 и 25 Федерального закона от 31.05.2001
N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в
Российской Федерации".
5. Организационная структура Системы
Участниками Системы являются:
Госстандарт России;
Центральный орган Системы - АНО - Национальный консультативный
центр промышленной экологии и судебной экспертизы -
местонахождение: 105318, г. Москва, ул. Вельяминовская, д. 9,
к. 2;
Совет системы;
Орган по сертификации экспертов - Регистр Системы сертификации
персонала Госстандарта России;
Учебный центр - Московский государственный Университет пищевых
производств;
Научно-методический совет;
Экспертно-квалификационная комиссия Системы;
Эксперты Системы.
5.1. Госстандарт России осуществляет следующие основные
функции:
формирует и реализует политику в области сертификации
экспертов;
опубликовывает официальную информацию о правилах сертификации;
в установленном порядке заключает соглашения с федеральными
органами исполнительной власти, международными (региональными) и
российскими организациями о взаимном признании результатов
сертификации экспертов в области оценки соответствия деятельности
хозяйствующего субъекта техническим регламентам;
представляет Российскую Федерацию в международных и
региональных организациях по вопросам сертификации экспертов;
устанавливает правила и процедуры проведения сертификации
экспертов, схемы сертификации и области сертификации экспертов;
утверждает положение об Органе по сертификации экспертов.
5.2. Центральный орган Системы - АНО - Национальный
консультативный центр промышленной экологии и судебной экспертизы
- местонахождение: 105318, г. Москва, ул. Вельяминовская, д. 9, к.
2 - выполняет следующие функции:
организует и координирует деятельность участников Системы;
организует работу экспертно-квалификационной комиссии;
публикует официальную информацию о правилах и результатах
сертификации, участниках Системы.
Центральный орган взаимодействует в своей деятельности с
Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации,
Генеральной прокуратурой РФ, Министерством природных ресурсов в
лице: ФГУ ЦЭКА, ФГУ ГП "Геосинтез", ФГУ НПП "Аэрогеология",
Федеральным центром Государственного санитарно-эпидемиологического
надзора Министерства здравоохранения, Научно-исследовательским
институтом проблем укрепления законности и правопорядка при
Генеральной прокуратуре.
5.3. Совет Системы и его функции:
Высшим коллегиальным органом управления Системой является
Совет Системы. В состав Совета входят представители Госстандарта
России, Центрального органа Системы, Регистра Системы сертификации
персонала (РССП), МГУПП, Судебного департамента при Верховном суде
Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской
Федерации, Министерства природных ресурсов, а также ведущие
специалисты с опытом работы в области судебной экспертизы.
В функции Совета входят:
внесение дополнений или изменений в действующее положение;
утверждение основных направлений деятельности Системы,
формирование и реализация политики в области сертификации
экспертов;
согласование кандидатуры Руководителя Центрального органа
Системы;
анализ функционирования Системы;
представление ежеквартально в Госстандарт России отчетов о
деятельности экспертов Системы;
выработка рекомендаций по совершенствованию Системы;
постановка задач методического характера;
утверждение Председателя Научно-методического совета;
утверждение Председателя Экспертно-квалификационной комиссии;
утверждение протоколов Экспертно-квалификационной комиссии;
создание филиалов, открытие представительств, участие в других
организациях.
5.4. Орган по сертификации экспертов образован на базе
Регистра Системы сертификации персонала (РССП), является
юридическим лицом, организационно-правовая форма которого -
автономная некоммерческая организация. Имеет постоянный баланс,
расчетный счет в банке, собственную круглую печать, штамп и
бланки, независим от заявителей и их работодателей и
аккредитованный в установленном порядке.
Орган по сертификации экспертов в своей деятельности
руководствуется Положением об органе и выполняет следующие
функции:
осуществляет сертификацию экспертов, выдает сертификаты
компетентности;
осуществляет контроль за деятельностью экспертов;
приостанавливает, отменяет, продлевает действие выданных
сертификатов компетентности;
формирует и актуализирует фонд нормативной базы Системы;
представляет заявителю по его требованию необходимую
информацию в пределах его компетенции;
регистрирует и ведет учет и хранение документации по всем
вопросам своей деятельности;
ведет и публикует Реестр экспертов Системы добровольной
сертификации независимых судебных экспертов в области оценки
соответствия деятельности хозяйствующего субъекта техническим
регламентам;
опубликовывает официальную информацию о правилах сертификации
независимых судебных экспертов в области оценки соответствия
деятельности хозяйствующего субъекта техническим регламентам;
5.5. Учебный центр Системы - Московский государственный
университет пищевых производств реализует образовательные
программы и выдает свидетельства о повышении квалификации
государственного или установленного образца, а также выполняет
функции Научно-методического совета Системы, а именно:
организует и проводит семинары по вопросам деятельности
Системы;
оказывает на договорной основе консультативно-методическую
помощь участникам Системы, а также обеспечивает их необходимой
информацией;
разрабатывает предложения по развитию и совершенствованию
Системы;
разрабатывает проекты нормативно-правовых актов,
организационно-методических документов Системы и изменения к ним;
поводит экспертизу документов (изменений в документы) Системы,
разработанных другими организациями;
анализирует информацию о результатах деятельности по
сертификации в Системе и предоставляет ее в Центральный орган
Системы;
участвует в повышении квалификации специалистов, работающих в
Системе;
устанавливает правила и процедуры для проведения сертификации
в Системе;
осуществляет выбор способа подтверждения соответствия
экспертных услуг требованиям норм процессуального
законодательства;
определяет по согласованию с Госстандартом России порядок
организации и проведения сертификации экспертов в области оценки
соответствия деятельности хозяйствующего субъекта техническим
регламентам.
5.6. Экспертно-квалификационная комиссия (ЭКК) допускает к
самостоятельной деятельности судебных экспертов нормативной
экспертизы в области оценки соответствия деятельности
хозяйствующих субъектов техническим регламентам.
5.7. Эксперты Системы проводят работы, связанные с оценкой и
подтверждением компетентности судебных экспертов, участвуют в
контроле за их деятельностью.
6. Требования к экспертам, на соответствие которым проводится
сертификация в Системе
6.1. К сертификации допускаются заявители, которые должны:
иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное
документом государственного образца, и дополнительное специальное
образование по выбранному направлению экспертной деятельности;
иметь стаж работы не менее четырех лет, обеспечивающий
получение практического опыта в заявленной области сертификации,
подтвержденный трудовой книжкой или иными эквивалентными
документами;
положительно характеризоваться по месту работы;
пройти собеседование в Экспертно-квалификационной комиссии
(ЭКК);
пройти курсы повышения квалификации в заявленной области
сертификации (эксперта) в ЦОСП МГУПП;
приобрести опыт практической работы в заявленной области
сертификации в двух экспертизах в качестве эксперта.
Заявители должны знать, понимать и уметь применять по
определенному направлению деятельности:
законы;
нормативные документы и литературу;
методологию судебной экспертизы;
специальные методики и методы исследования.
6.2. Отчет о стажировке должен содержать информацию о
выполнении всех функций эксперта с указанием обоснования
принимаемых им решений, а также включать:
сведения о месте проведения работ (наименование организации,
адрес);
сроки проведения работ;
наименования и регистрационные номера документов, выданных по
результатам работ, в которых участвовал заявитель;
перечень нормативной документации, использованной в процедуре
экспертизы.
Отчет подписывает заявитель, а также руководитель стажировки,
при этом дается оценка теоретической подготовки, опыта и
личностных качеств заявителя.
7. Порядок добровольной сертификации экспертов
7.1. Сертификация и регистрация экспертов осуществляются на
договорной основе между заявителем и Органом по сертификации
экспертов Регистра Системы сертификации персонала.
7.2. Сертификация экспертов включает:
подачу заявления на сертификацию в орган по сертификации
экспертов (форма заявления приведена в приложении А - не
приводится). К заявлению прилагаются заверенные ксерокопии
документов, указанных в приложении А, выписка из протокола ЭКК;
принятие ОС экспертов мотивированного решения по заявлению, в
том числе назначение схемы сертификации, заключение договора на
сертификацию;
сдача заявителем экзаменов в случае сертификации по схеме 2,
представление протокола экзамена;
рассмотрение в установленном порядке полного комплекта
документов заявителя и принятие решения о выдаче (об отказе в
выдаче) сертификата;
выдачу сертификата компетентности эксперту и его регистрацию в
Реестре Системы;
проведение контроля за деятельностью экспертов;
приостановление действия сертификата компетентности,
проведение корректирующих мероприятий;
распространение информации о результатах сертификации
экспертов.
7.3. Орган по сертификации экспертов рассматривает заявление и
не позднее двух недель после его получения сообщает заявителю
решение. В решении по заявлению указываются:
схема сертификации эксперта;
перечень документов, которые необходимо представить
дополнительно;
определение даты сдачи экзамена, если это предусмотрено схемой
сертификации.
7.4. Для оценки и подтверждения компетентности заявителей
предъявляемым требованиям используются следующие схемы
сертификации:
Схема 1 - оценка компетентности заявителя по результатам
рассмотрения документов, проведение контроля за деятельностью
экспертов.
Схема 2 - оценка компетентности заявителя по результатам
экзамена и рассмотрения представленных документов, проведение
контроля за деятельностью экспертов.
7.5. По схеме 1 проводится сертификация заявителей, которые
имеют высшее профессиональное образование по специальностям,
соответствующим конкретным областям сертификации экспертов, и опыт
профессионально-экспертной деятельности в заявленной области не
менее 5 лет.
7.6. В остальных случаях сертификация экспертов проводится по
схеме 2.
7.7. Экзамен проводится Экспертной комиссией Системы,
сформированной и утвержденной Советом Системы из представителей
Органа по сертификации экспертов, Совета Системы, Судебного
департамента при Верховном суде РФ, Генеральной прокуратуры РФ и
экспертов Системы, по всем вопросам в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к компетентности эксперта. Порядок проведения
экзамена и оформление протокола о его результатах определяет Совет
Системы.
7.8. По результатам сданного экзамена принимается решение о
выдаче или отказе в выдаче сертификата компетентности.
7.9. При положительном решении о соответствии компетентности
заявителя установленным требованиям Орган по сертификации
экспертов оформляет сертификат компетентности эксперта и
регистрирует его в установленном порядке.
8. Срок действия сертификата компетентности эксперта - не
более трех лет. При отрицательных результатах сертификации Орган
по сертификации экспертов выдает решение об отказе в выдаче
сертификата с указанием причин.
8.1. Контроль за деятельностью экспертов проводится в течение
срока действия сертификата не реже одного раза в год в форме
периодических проверок, включающих анализ ежегодных отчетов
экспертов и отзывов об их деятельности.
8.2. Могут проводиться также внеплановые проверки в случаях
поступления информации от участников Системы о претензиях к
деятельности эксперта или к качеству проводимых им работ.
8.3. Результаты контроля за деятельностью экспертов и
внеплановых проверок оформляются актом, в котором дается оценка
результатов, делается заключение о сохранении, приостановлении или
прекращении действия выданного сертификата компетентности.
8.4. Действие сертификата компетентности эксперта может быть
прекращено в случаях, если эксперт допускает нарушения в своей
деятельности, связанные с некомпетентностью, непрофессионализмом,
или поступлений жалоб по его экспертным заключениям, или по
представлению ЭКК.
8.5. Информация о прекращении действия сертификата
компетентности эксперта доводится до сведения заинтересованных
организаций, экспертов и участников Системы.
8.6. Апелляции заявителей на сертификацию и экспертов
рассматриваются Апелляционной комиссией.
8.7. Апелляции рассматриваются в случаях:
отказа в приеме документов заявителя;
отказа в приеме документов по итогам собеседования в ЭКК;
отказа в выдаче сертификата компетентности эксперта;
приостановления или прекращения действия сертификата
компетентности эксперта;
отказа в продлении действия сертификата компетентности
эксперта.
8.8. Информация об экспертах, внесенных в Реестр экспертов
Системы сертификации, учебном центре и его методических кабинетах,
правилах сертификации экспертов публикуется в порядке,
установленном Советом Системы.
8.9. Продление срока действия сертификата компетентности
эксперта проводится в соответствии с Положением Системы по
заявлению, подаваемому экспертом не позднее чем за два месяца до
истечения срока действующего сертификата.
8.10. Решение о продлении сертификата компетентности эксперта
(или об отказе в продлении) принимается с учетом анализа
результатов деятельности эксперта, повышения квалификации и других
форм подтверждения компетентности эксперта, установленных Советом
Системы.
9. Оплата работ по сертификации
9.1. Орган по сертификации устанавливает и согласовывает с
Советом Системы порядок оплаты работ по сертификации.
9.2. Работы по сертификации и инспекционному контролю
проводятся на основании договора между заявителями и органом по
сертификации.
9.3. Оплата работ по сертификации производится независимо от
полученных результатов и возврату не подлежит.
9.4. Средства, полученные от сертификации, расходуются на
оплату труда специалистов Органа по сертификации и экспертов
Системы, развитие и совершенствование Системы, ведение Реестра
Системы, изготовление бланков, разработку документов,
автоматизацию работ с информационной базой и нормативными актами,
а также на другие цели для эффективной деятельности Системы.
|