ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2003 г. N 7307/03
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего - судьи Першутова А.Г. и судей Вышняк Н.Г.,
Тумаркина В.М. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по
заявлению открытого акционерного общества "Свет" о признании
частично недействующими Порядка заполнения расчета по авансовым
платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих
выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных
предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными
предпринимателями, утвержденного Приказом МНС России от 01.02.2002
N БГ-3-05/49 (в редакции Приказа МНС России от 26.03.2003 N БГ-3-
05/134), и Инструкции по заполнению налоговой декларации по
единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты
физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей;
физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями,
утвержденной Приказом МНС России от 09.10.2002 N БГ-3-05/550.
В судебном заседании приняли участие:
от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам -
заместитель начальника отдела судебно-правовой работы Юридического
департамента МНС России Брандт Л.А. (доверенность от 06.08.2003 N
БГ-19-14/345), начальник отдела методологии декларирования уплаты
единого социального налога Департамента единого социального налога
МНС России Тиманова О.Н. (доверенность от 01.10.2003 N 14-3-
04/2313-4), главный специалист отдела методологии декларирования
уплаты единого социального налога Департамента единого социального
налога МНС России Галимова Г.М. (доверенность от 01.10.2003 N 14-3-
04/2312-4);
от Министерства юстиции Российской Федерации - ведущий
специалист Департамента регистрации и контроля за ведомственными
нормативными актами Ахиба Л.М. (доверенность от 24.01.2003 N
09/123-Ю4).
Протокол вела помощник судьи Коробова Е.В.
Открытое акционерное общество "Свет" (заявитель) просит
признать недействующими раздел "Особенности заполнения графы 3
расчета по авансовым платежам организациями, применяющими
налоговые льготы в соответствии со статьей 239 Кодекса" Порядка
заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному
налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам:
организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не
признаваемых индивидуальными предпринимателями (Приложение N 2 к
Приказу МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49 в редакции от
26.03.2003) (далее - Порядок), а также слова "а в части
федерального бюджета по графе 3 строки 0600 указывают значения из
графы 7 строки "ИТОГО" расчета на листе 07 декларации" 35-го
абзаца, абзацы 36-й, 37-й, 39-й, 40-й, 52-й раздела "Порядок
заполнения декларации (строки 0100 - 1100)" Инструкции по
заполнению налоговой декларации по единому социальному налогу для
лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций;
индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых
индивидуальными предпринимателями (Приложение N 2 к Приказу МНС
России от 09.10.2002 N БГ-3-05/550) (далее - Инструкция).
По мнению заявителя, Налоговый кодекс Российской Федерации
(далее - Кодекс) ограничивает сумму применяемого налогового вычета
общей суммой начисленного за период налога (авансовых платежей) в
федеральный бюджет, а не только 1/2 ее частью, как предусмотрено
оспариваемыми положениями Порядка и Инструкции.
В соответствии с вышеназванными положениями Порядка и
Инструкции сумма единого социального налога (авансовых платежей)
(далее - ЕСН), подлежащая зачислению в федеральный бюджет
организациями, применяющими льготы, перечисленные в статье 239
Кодекса, рассчитывается по ставкам ЕСН, определенным как 1/2
ставок по налогу, установленных для данной категории
налогоплательщиков статьей 241 Кодекса. В результате сумма ЕСН,
подлежащая зачислению в федеральный бюджет, не может быть меньше
1/2 суммы начисленного по налоговым ставкам ЕСН за период, а сумма
начисленных страховых взносов (авансовых платежей) на обязательное
пенсионное страхование, принимаемых в качестве налогового вычета,
не может превышать 1/2 суммы начисленного ЕСН за период.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 243 Кодекса сумма
налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в
федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму
начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых
платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное
страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных
исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным
законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового
вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа
по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за
тот же период.
В отзыве на заявление МНС России просит в удовлетворении
заявленных требований отказать в связи с тем, что оспариваемые
положения Порядка и Инструкции приняты в соответствии со статьями
237, 239, 241 и 243 Кодекса, а также статьями 22 и 33 Федерального
закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; данными положениями права заявителя
не нарушаются, в то время как требования заявителя направлены на
необоснованное уменьшение налогового бремени за счет
распространения льготы по ЕСН на всю сумму выплат в пользу
инвалидов, а не в пределах 100 000 рублей на каждого инвалида, как
это предусмотрено статьей 239 Кодекса.
В судебном заседании представители МНС России поддержали
доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнении к отзыву.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные
доказательства и выслушав объяснения представителей лиц,
участвующих в деле, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
находит заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим
основаниям.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 243 Кодекса
сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая
уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на
сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов
(авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное
пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм,
исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных
Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ. При этом сумма
налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму
авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный
бюджет, начисленную за тот же период.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 239 Кодекса от уплаты ЕСН
освобождаются организации любых организационно-правовых форм с
сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение
налогового периода 100 000 рублей на каждого работника,
являющегося инвалидом 1-й, 2-й или 3-й группы.
На основе указанных правовых норм исчисление ЕСН, подлежащего
уплате в федеральный бюджет, должно производиться в следующем
порядке: вначале исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в
федеральный бюджет, без учета льгот; далее из этой суммы
вычитается сумма начисленных за тот же период страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование; из полученной суммы
вычитается сумма, льготируемая в соответствии со статьей 239
Кодекса (при этом следует иметь в виду, что льготы,
предусмотренные статьей 239 Кодекса, не распространяются на
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование);
оставшаяся сумма подлежит уплате в федеральный бюджет. Именно на
таком толковании указанных правовых норм основан пример N 2,
приведенный в дополнении к отзыву на заявление ОАО "Свет",
сделанном МНС России 01.10.2003.
Оспариваемые положения Порядка и Инструкции основаны на иной
методике исчисления ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет.
В соответствии с этой методикой сумма налога, подлежащая уплате в
федеральный бюджет, уменьшается на сумму льгот, предусмотренных
статьей 239 Кодекса, а из полученного результата вычитается сумма
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Это
подтверждается примером N 1, приведенным в дополнении к отзыву на
заявление ОАО "Свет", сделанном МНС России 01.10.2003. На этой же
методике основана и позиция заявителя, что обосновано примером,
приведенным в заявлении.
При таком толковании Кодекса льготы, предусмотренные статьей
239, распространяются на страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование, что противоречит Федеральному закону от
15.12.2001 N 167-ФЗ. Во избежание ошибочного применения Кодекса
МНС России предусмотрело в оспариваемых Порядке и Инструкции
порядок расчета авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в
федеральный бюджет, по ставкам ЕСН, определенным как 1/2 ставок по
налогу, установленных для данной категории налогоплательщиков
статьей 241 Кодекса с учетом соблюдения условия на право
применения регрессивных ставок налога.
В конечном результате данный порядок исчисления авансовых
платежей по налогу, подлежащих уплате в федеральный бюджет, не
приводит к увеличению налогового бремени, однако он противоречит
порядку исчисления ЕСН, предусмотренному статьей 243 Кодекса,
изменяя последовательность действий налогоплательщика при
исчислении ЕСН, что в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи
6 Кодекса является основанием для признания нормативного правового
акта о налогах и сборах не соответствующим Кодексу.
Кроме того, в оспариваемых нормативных правовых актах
предлагается производить расчет авансовых платежей по налогу,
подлежащих уплате в федеральный бюджет, по ставкам ЕСН.
Между тем из содержания статей 241 и 243 Кодекса следует, что
сумма налога должна исчисляться и уплачиваться отдельно в
федеральный бюджет и в каждый фонд по ставкам ЕСН, предусмотренным
отдельно для федерального бюджета и каждого фонда, а не по ставкам
ЕСН в целом. Ставка ЕСН представляет собой сумму ставок налога,
исчисляемого и уплачиваемого в федеральный бюджет и каждый фонд
отдельно. Тем самым МНС России в абзацах шестом и седьмом раздела
"Особенности заполнения графы 3 расчета по авансовым платежам
организациями, применяющими налоговые льготы в соответствии со
статьей 239 Кодекса" Порядка, а также абзацах 37-м и 39-м раздела
"Порядок заполнения декларации (строки 0100 - 1100)" Инструкции
изменило содержание понятий и терминов, определенных в Кодексе,
что в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 Кодекса является
основанием для признания нормативного правового акта о налогах и
сборах не соответствующим Кодексу.
МНС России не доказано, что названные положения оспариваемых
нормативных правовых актов соответствуют Кодексу.
В то же время заявителем не представлено убедительного
обоснования того, что остальные оспариваемые заявителем положения
Порядка и Инструкции не соответствуют Кодексу.
При таких обстоятельствах заявление ОАО "Свет" о признании
недействующими данных нормативных правовых актов подлежит
частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 195 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
абзацы шестой и седьмой раздела "Особенности заполнения графы 3
расчета по авансовым платежам организациями, применяющими
налоговые льготы в соответствии со статьей 239 Кодекса" Порядка
заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному
налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам:
организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не
признаваемых индивидуальными предпринимателями, утвержденного
Приказом МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49 (в редакции Приказа
МНС России от 26.03.2003 N БГ-3-05/134), а также абзацы 37-й и 39-
й раздела "Порядок заполнения декларации (строки 0100 - 1100)"
Инструкции по заполнению налоговой декларации по единому
социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам:
организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не
признаваемых индивидуальными предпринимателями, утвержденной
Приказом МНС России от 09.10.2002 N БГ-3-05/550, признать не
соответствующими абзацу второму пункта 2 статьи 243 Налогового
кодекса Российской Федерации и недействующими.
В остальной части заявленных требований открытому акционерному
обществу "Свет" отказать.
Председательствующий
А.Г.ПЕРШУТОВ
Судьи
Н.Г.ВЫШНЯК
В.М.ТУМАРКИН
|