Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ ВАС РФ ОТ 08.10.2003 N 7307/03 О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ РАСЧЕТА ПО АВАНСОВЫМ ПЛАТЕЖАМ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


              ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 8 октября 2003 г. N 7307/03
   
       Высший   Арбитражный   Суд  Российской  Федерации   в   составе
   председательствующего - судьи Першутова А.Г. и судей  Вышняк  Н.Г.,
   Тумаркина  В.М.  рассмотрел в открытом судебном заседании  дело  по
   заявлению   открытого  акционерного  общества  "Свет"  о  признании
   частично  недействующими Порядка заполнения  расчета  по  авансовым
   платежам  по  единому  социальному  налогу  для  лиц,  производящих
   выплаты     физическим    лицам:    организаций;     индивидуальных
   предпринимателей;  физических лиц, не признаваемых  индивидуальными
   предпринимателями, утвержденного Приказом МНС России от  01.02.2002
   N  БГ-3-05/49 (в редакции Приказа МНС России от 26.03.2003 N  БГ-3-
   05/134),  и  Инструкции  по  заполнению  налоговой  декларации   по
   единому   социальному   налогу  для   лиц,   производящих   выплаты
   физическим  лицам:  организаций;  индивидуальных  предпринимателей;
   физических  лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями,
   утвержденной Приказом МНС России от 09.10.2002 N БГ-3-05/550.
       В судебном заседании приняли участие:
       от  Министерства  Российской Федерации по налогам  и  сборам  -
   заместитель  начальника отдела судебно-правовой работы Юридического
   департамента  МНС России Брандт Л.А. (доверенность от 06.08.2003  N
   БГ-19-14/345),  начальник отдела методологии декларирования  уплаты
   единого социального налога Департамента единого социального  налога
   МНС  России  Тиманова  О.Н. (доверенность  от  01.10.2003  N  14-3-
   04/2313-4),  главный  специалист отдела методологии  декларирования
   уплаты  единого социального налога Департамента единого социального
   налога МНС России Галимова Г.М. (доверенность от 01.10.2003 N 14-3-
   04/2312-4);
       от   Министерства  юстиции  Российской  Федерации   -   ведущий
   специалист  Департамента регистрации и контроля  за  ведомственными
   нормативными  актами  Ахиба  Л.М.  (доверенность  от  24.01.2003  N
   09/123-Ю4).
       Протокол вела помощник судьи Коробова Е.В.
       Открытое   акционерное  общество  "Свет"   (заявитель)   просит
   признать  недействующими  раздел "Особенности  заполнения  графы  3
   расчета   по   авансовым   платежам   организациями,   применяющими
   налоговые  льготы  в соответствии со статьей 239  Кодекса"  Порядка
   заполнения  расчета  по авансовым платежам по  единому  социальному
   налогу    для   лиц,   производящих   выплаты   физическим   лицам:
   организаций;  индивидуальных предпринимателей; физических  лиц,  не
   признаваемых индивидуальными предпринимателями (Приложение  N  2  к
   Приказу  МНС  России  от  01.02.2002 N  БГ-3-05/49  в  редакции  от
   26.03.2003)  (далее  -  Порядок),  а  также  слова   "а   в   части
   федерального бюджета по графе 3 строки 0600 указывают  значения  из
   графы  7  строки  "ИТОГО"  расчета на листе  07  декларации"  35-го
   абзаца,  абзацы  36-й,  37-й,  39-й, 40-й,  52-й  раздела  "Порядок
   заполнения   декларации  (строки  0100  -  1100)"   Инструкции   по
   заполнению  налоговой декларации по единому социальному налогу  для
   лиц,    производящих   выплаты   физическим   лицам:   организаций;
   индивидуальных  предпринимателей; физических лиц,  не  признаваемых
   индивидуальными  предпринимателями (Приложение N 2  к  Приказу  МНС
   России от 09.10.2002 N БГ-3-05/550) (далее - Инструкция).
       По  мнению  заявителя,  Налоговый кодекс  Российской  Федерации
   (далее  - Кодекс) ограничивает сумму применяемого налогового вычета
   общей  суммой начисленного за период налога (авансовых платежей)  в
   федеральный  бюджет, а не только 1/2 ее частью,  как  предусмотрено
   оспариваемыми положениями Порядка и Инструкции.
       В   соответствии   с  вышеназванными  положениями   Порядка   и
   Инструкции  сумма  единого социального налога (авансовых  платежей)
   (далее   -   ЕСН),  подлежащая  зачислению  в  федеральный   бюджет
   организациями,  применяющими льготы,  перечисленные  в  статье  239
   Кодекса,  рассчитывается  по  ставкам  ЕСН,  определенным  как  1/2
   ставок    по    налогу,   установленных   для   данной    категории
   налогоплательщиков  статьей 241 Кодекса. В  результате  сумма  ЕСН,
   подлежащая  зачислению в федеральный бюджет, не может  быть  меньше
   1/2  суммы начисленного по налоговым ставкам ЕСН за период, а сумма
   начисленных  страховых взносов (авансовых платежей) на обязательное
   пенсионное  страхование, принимаемых в качестве налогового  вычета,
   не может превышать 1/2 суммы начисленного ЕСН за период.
       Согласно  абзацу  второму  пункта 2 статьи  243  Кодекса  сумма
   налога  (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая  уплате  в
   федеральный  бюджет,  уменьшается  налогоплательщиками   на   сумму
   начисленных  ими  за  тот  же период страховых  взносов  (авансовых
   платежей   по   страховому   взносу)  на  обязательное   пенсионное
   страхование  (налоговый вычет) в пределах таких  сумм,  исчисленных
   исходя  из  тарифов страховых взносов, предусмотренных  Федеральным
   законом   от   15.12.2001  N  167-ФЗ  "Об  обязательном  пенсионном
   страховании  в  Российской Федерации". При  этом  сумма  налогового
   вычета  не  может превышать сумму налога (сумму авансового  платежа
   по  налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за
   тот же период.
       В  отзыве  на  заявление  МНС России  просит  в  удовлетворении
   заявленных  требований  отказать в связи с  тем,  что  оспариваемые
   положения  Порядка и Инструкции приняты в соответствии со  статьями
   237,  239, 241 и 243 Кодекса, а также статьями 22 и 33 Федерального
   закона  от 15.12.2001 N 167-ФЗ; данными положениями права заявителя
   не  нарушаются, в то время как требования заявителя  направлены  на
   необоснованное    уменьшение    налогового    бремени    за    счет
   распространения  льготы  по  ЕСН  на  всю  сумму  выплат  в  пользу
   инвалидов, а не в пределах 100 000 рублей на каждого инвалида,  как
   это предусмотрено статьей 239 Кодекса.
       В   судебном  заседании  представители  МНС  России  поддержали
   доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнении к отзыву.
       Рассмотрев    материалы    дела,   исследовав    представленные
   доказательства   и   выслушав   объяснения   представителей    лиц,
   участвующих  в  деле,  Высший Арбитражный Суд Российской  Федерации
   находит  заявление подлежащим удовлетворению частично по  следующим
   основаниям.
       В  соответствии  с абзацем вторым пункта 2 статьи  243  Кодекса
   сумма  налога  (сумма  авансового платежа  по  налогу),  подлежащая
   уплате  в  федеральный  бюджет, уменьшается налогоплательщиками  на
   сумму   начисленных   ими  за  тот  же  период  страховых   взносов
   (авансовых   платежей   по  страховому  взносу)   на   обязательное
   пенсионное  страхование (налоговый вычет) в  пределах  таких  сумм,
   исчисленных  исходя  из тарифов страховых взносов,  предусмотренных
   Федеральным  законом  от  15.12.2001  N  167-ФЗ.  При  этом   сумма
   налогового   вычета   не  может  превышать  сумму   налога   (сумму
   авансового  платежа  по налогу), подлежащую  уплате  в  федеральный
   бюджет, начисленную за тот же период.
       Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 239 Кодекса от уплаты  ЕСН
   освобождаются  организации  любых  организационно-правовых  форм  с
   сумм  выплат  и  иных  вознаграждений,  не  превышающих  в  течение
   налогового   периода   100  000  рублей   на   каждого   работника,
   являющегося инвалидом 1-й, 2-й или 3-й группы.
       На  основе  указанных правовых норм исчисление ЕСН, подлежащего
   уплате  в  федеральный  бюджет, должно  производиться  в  следующем
   порядке:  вначале  исчисляется сумма налога,  подлежащая  уплате  в
   федеральный   бюджет,  без  учета  льгот;  далее  из   этой   суммы
   вычитается сумма начисленных за тот же период страховых взносов  на
   обязательное   пенсионное   страхование;   из   полученной    суммы
   вычитается  сумма,  льготируемая  в  соответствии  со  статьей  239
   Кодекса   (при   этом   следует   иметь   в   виду,   что   льготы,
   предусмотренные   статьей  239  Кодекса,  не  распространяются   на
   страховые   взносы   на   обязательное   пенсионное   страхование);
   оставшаяся  сумма подлежит уплате в федеральный бюджет.  Именно  на
   таком  толковании  указанных правовых  норм  основан  пример  N  2,
   приведенный  в  дополнении  к  отзыву  на  заявление  ОАО   "Свет",
   сделанном МНС России 01.10.2003.
       Оспариваемые  положения Порядка и Инструкции основаны  на  иной
   методике  исчисления ЕСН, подлежащего уплате в федеральный  бюджет.
   В  соответствии с этой методикой сумма налога, подлежащая уплате  в
   федеральный  бюджет,  уменьшается на сумму  льгот,  предусмотренных
   статьей  239 Кодекса, а из полученного результата вычитается  сумма
   страховых  взносов  на  обязательное  пенсионное  страхование.  Это
   подтверждается примером N 1, приведенным в дополнении к  отзыву  на
   заявление ОАО "Свет", сделанном МНС России 01.10.2003. На  этой  же
   методике  основана  и  позиция заявителя, что обосновано  примером,
   приведенным в заявлении.
       При  таком  толковании Кодекса льготы, предусмотренные  статьей
   239,   распространяются   на  страховые  взносы   на   обязательное
   пенсионное  страхование, что противоречит  Федеральному  закону  от
   15.12.2001  N  167-ФЗ. Во избежание ошибочного  применения  Кодекса
   МНС  России  предусмотрело  в  оспариваемых  Порядке  и  Инструкции
   порядок  расчета авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате  в
   федеральный бюджет, по ставкам ЕСН, определенным как 1/2 ставок  по
   налогу,   установленных  для  данной  категории  налогоплательщиков
   статьей   241  Кодекса  с  учетом  соблюдения  условия   на   право
   применения регрессивных ставок налога.
       В  конечном  результате  данный  порядок  исчисления  авансовых
   платежей  по  налогу,  подлежащих уплате в федеральный  бюджет,  не
   приводит  к  увеличению налогового бремени, однако он  противоречит
   порядку  исчисления  ЕСН,  предусмотренному  статьей  243  Кодекса,
   изменяя    последовательность   действий   налогоплательщика    при
   исчислении ЕСН, что в соответствии с подпунктом 7 пункта  1  статьи
   6  Кодекса является основанием для признания нормативного правового
   акта о налогах и сборах не соответствующим Кодексу.
       Кроме   того,   в   оспариваемых  нормативных  правовых   актах
   предлагается  производить  расчет  авансовых  платежей  по  налогу,
   подлежащих уплате в федеральный бюджет, по ставкам ЕСН.
       Между  тем из содержания статей 241 и 243 Кодекса следует,  что
   сумма   налога  должна  исчисляться  и  уплачиваться   отдельно   в
   федеральный  бюджет и в каждый фонд по ставкам ЕСН, предусмотренным
   отдельно для федерального бюджета и каждого фонда, а не по  ставкам
   ЕСН  в  целом.  Ставка ЕСН представляет собой сумму ставок  налога,
   исчисляемого  и уплачиваемого в федеральный бюджет  и  каждый  фонд
   отдельно.  Тем самым МНС России в абзацах шестом и седьмом  раздела
   "Особенности  заполнения  графы  3 расчета  по  авансовым  платежам
   организациями,  применяющими налоговые  льготы  в  соответствии  со
   статьей  239 Кодекса" Порядка, а также абзацах 37-м и 39-м  раздела
   "Порядок  заполнения  декларации (строки 0100 -  1100)"  Инструкции
   изменило  содержание  понятий и терминов, определенных  в  Кодексе,
   что  в  соответствии  с  подпунктом 8  пункта  1  Кодекса  является
   основанием  для признания нормативного правового акта о  налогах  и
   сборах не соответствующим Кодексу.
       МНС  России  не доказано, что названные положения  оспариваемых
   нормативных правовых актов соответствуют Кодексу.
       В   то   же  время  заявителем  не  представлено  убедительного
   обоснования  того, что остальные оспариваемые заявителем  положения
   Порядка и Инструкции не соответствуют Кодексу.
       При  таких  обстоятельствах заявление ОАО  "Свет"  о  признании
   недействующими   данных   нормативных   правовых   актов   подлежит
   частичному удовлетворению.
       Руководствуясь   статьями  167,  170,  176,  195   Арбитражного
   процессуального кодекса Российской Федерации, суд
   
                                решил:
   
       абзацы шестой и седьмой раздела "Особенности заполнения графы 3
   расчета   по   авансовым   платежам   организациями,   применяющими
   налоговые  льготы  в соответствии со статьей 239  Кодекса"  Порядка
   заполнения  расчета  по авансовым платежам по  единому  социальному
   налогу    для   лиц,   производящих   выплаты   физическим   лицам:
   организаций;  индивидуальных предпринимателей; физических  лиц,  не
   признаваемых   индивидуальными   предпринимателями,   утвержденного
   Приказом МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49 (в редакции  Приказа
   МНС  России от 26.03.2003 N БГ-3-05/134), а также абзацы 37-й и 39-
   й  раздела  "Порядок заполнения декларации (строки  0100  -  1100)"
   Инструкции   по   заполнению  налоговой   декларации   по   единому
   социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим  лицам:
   организаций;  индивидуальных предпринимателей; физических  лиц,  не
   признаваемых    индивидуальными   предпринимателями,   утвержденной
   Приказом  МНС  России  от  09.10.2002 N  БГ-3-05/550,  признать  не
   соответствующими  абзацу  второму пункта 2  статьи  243  Налогового
   кодекса Российской Федерации и недействующими.
       В  остальной части заявленных требований открытому акционерному
   обществу "Свет" отказать.
   
                                                  Председательствующий
                                                          А.Г.ПЕРШУТОВ
   
                                                                 Судьи
                                                            Н.Г.ВЫШНЯК
                                                          В.М.ТУМАРКИН
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz