Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ПИСЬМО МНС РФ ОТ 24.09.2003 N ОС-6-03/994 О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


         МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
   
                                ПИСЬМО
                 от 24 сентября 2003 г. N ОС-6-03/994
   
                 О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА
                       НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
   
       Министерство   Российской   Федерации   по   налогам  и сборам
   направляет  для руководства и использования в работе Постановление
   Президиума  Высшего  Арбитражного  Суда Российской Федерации от 19
   августа 2003 года N 12359/02.
       При этом при рассмотрении вопросов налогообложения и отражения
   в  декларации  по  налогу  на добавленную стоимость сумм авансовых
   платежей следует  иметь  в  виду,  что, руководствуясь  21  главой
   Налогового  кодекса   Российской   Федерации   (далее  -  Кодекс),
   налогоплательщик,  получив авансовые платежи или предоплату в счет
   предстоящих  поставок  товаров (выполнения работ,  оказания услуг)
   либо оплату за частично произведенную продукцию (работы,  услуги),
   обязан  включить  эти  суммы в налоговую базу,  относящуюся к тому
   налоговому периоду, в котором фактически эти платежи получены. При
   этом   не   имеет   значения,   когда  будут  полностью  исполнены
   обязательства  продавца,  вытекающие  из  договора  с  покупателем
   товаров (работ,  услуг), и обязательства покупателя по оплате этих
   товаров (работ, услуг).
       Также необходимо  учитывать,  что  в  соответствии с пунктом 8
   статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы  налога,  исчисленные  и
   уплаченные  налогоплательщиком  (т.е.  исчисленные  и отраженные в
   декларации) с сумм авансовых или иных платежей,  полученных в счет
   предстоящих поставок товаров (работ, услуг), в том числе поставок,
   произведенных в том же  налоговом  периоде,  в  котором  поступили
   авансы, в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 172 Кодекса.
       При получении налогоплательщиком авансовых или иных платежей в
   иностранной валюте в счет предстоящих поставок товаров (выполнения
   работ,  оказания услуг) указанная сумма пересчитывается в рубли по
   курсу  Банка  России на дату поступления данных авансовых или иных
   платежей.  При этом суммы налога, начисленные налогоплательщиком с
   суммы  авансовых  и  иных платежей,  полученных в счет предстоящих
   поставок товаров (выполнения работ,  оказания  услуг),  подлежащих
   налогообложению,   при  последующей  отгрузке  товара  (выполнении
   работы, оказании услуги) подлежат вычету.
       Также необходимо отметить,  что денежные средства,  полученные
   налогоплательщиком  за  товары  (припасы)  после  даты  оформления
   региональными  таможенными органами грузовой таможенной декларации
   на  вывоз  товаров  (припасов)  в  режиме  экспорта   (перемещения
   припасов),  а  также  за  выполненные  работы  (оказанные услуги),
   поименованные в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса,  при
   наличии    документов,   подтверждающих   фактическое   выполнение
   указанных работ (услуг),  не включаются в налоговую базу по налогу
   до момента определения налоговой базы,  предусмотренного пунктом 9
   статьи 167 Кодекса.
       При этом  денежные средства,  полученные налогоплательщиком за
   товары (припасы) после даты оформления  региональными  таможенными
   органами   грузовой   таможенной   декларации   на  вывоз  товаров
   (припасов) в режиме экспорта (перемещения припасов),  а  также  за
   выполненные работы (оказанные услуги),  поименованные в подпунктах
   2 и 3  пункта  1  статьи  164  Кодекса,  при  наличии  документов,
   подтверждающих фактическое выполнение указанных работ (услуг),  не
   включаются в налоговую базу по  налогу  на  добавленную  стоимость
   только   в   размере  средств,  соответствующем  доле  отгруженной
   продукции, выполненных работ (оказанных услуг).
       Доведите указанное до нижестоящих налоговых органов.
   
                                                           О.В.СЕРДЮК
   
   
   
   
   
                                                           Приложение
   
       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 19 августа 2003 г. N 12359/02
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской Федерации в
   составе:
       председательствующего  - исполняющего обязанности Председателя
   Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Юкова М.К.;
       членов  Президиума: Антоновой  Л.М.,  Арифулина А.А.,  Бабкина
   А.И.,  Бойкова О.В.,  Исайчева В.Н.,  Козловой А.С., Наумова О.А.,
   Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф.
       рассмотрел   заявление   Инспекции   Министерства   Российской
   Федерации  по  налогам  и сборам  по  городу  Набережные  Челны  о
   пересмотре  в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики
   Татарстан   от   26.03.2002   по  делу  N А65-17805/2001-СА3-9к  и
   Постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от
   04.07.2002 по тому же делу.
       В заседании приняли участие представители:
       от открытого акционерного общества "КамАЗ" (истца) - Боровских
   В.А., Лебедев Ю.П.;
       от Инспекции МНС России по городу Набережные Челны (ответчика)
   - Александрова Е.А., Губаев Э.И., Минхаеров М.М.
       Заслушав  и обсудив  доклад  судьи  Антоновой Л.М.,  Президиум
   установил следующее.
       Инспекция  Министерства  Российской  Федерации  по  налогам  и
   сборам по городу Набережные Челны (далее - инспекция) обратилась в
   Арбитражный   суд   Республики   Татарстан   с  иском  к открытому
   акционерному  обществу  "КамАЗ"   (далее - общество)  о  взыскании
   401 335 рублей налоговых санкций.
       Налоговая   инспекция   в  результате   камеральной   проверки
   представленных  обществом в июле 2001 года дополнительных расчетов
   (деклараций) по налогу на добавленную стоимость за июнь 2000 года,
   февраль  и май  2001 года выявила недоимку по уплате в бюджет сумм
   налога  на  добавленную  стоимость  в размере  2 000  829 рублей и
   нарушение   сроков  представления  налоговых  деклараций  и уплаты
   налога. Поскольку доначисленные суммы налога обществом уплачены не
   были,  инспекция  решением  от 15.11.2001 N 04-366 привлекла его к
   ответственности,  предусмотренной  пунктом 1 статьи 122 Налогового
   кодекса  Российской  Федерации  в  виде взыскания  штрафа  в сумме
   401 335 рублей.
       Общество,   считая,  что   в  мае 2001 года ошибочно начислило
   983  346  рублей  налога на добавленную  стоимость  на   авансовый
   платеж   в  сумме   5 898  896  рублей,   представило  в инспекцию
   26.12.2001   дополнительный   расчет  (декларацию)  по  налогу  на
   добавленную стоимость за май 2001 года,  предусматривающий возврат
   из бюджета указанной суммы налога, и обратилось в суд со встречным
   исковым  заявлением о признании недействительным решения налоговой
   инспекции  от  15.11.2001  N 04-366  в части  взыскания  налога на
   добавленную  стоимость  в   сумме  983 346 рублей и штрафа в сумме
   196 669 рублей.
       Решением   суда   первой   инстанции   от  26.03.2002  исковое
   требование удовлетворено частично:  с ОАО "КамАЗ" взыскано 204 616
   рублей  штрафа,  в  остальной  части иска отказано;  встречный иск
   удовлетворен полностью.
       Федеральный  арбитражный суд Поволжского округа Постановлением
   от 04.07.2002 решение оставил без изменения.
       Частично   отказывая   в иске  и удовлетворяя  встречный  иск,
   судебные  инстанции  исходили  из  того,   что  в соответствии  со
   статьями 38,  39,  53, 146, 162, 167 Налогового кодекса Российской
   Федерации  объектами  обложения  налогом  на добавленную стоимость
   признаются  операции  по  реализации  товаров  (работ,  услуг)  на
   территории  Российской  Федерации или их передаче.  При реализации
   (передаче)  товаров  (работ,  услуг)  одним  лицом  другому должен
   осуществляться  переход права собственности на товары,  результаты
   выполненных  работ  или  должно производиться оказание услуг одним
   лицом  другому.  Только  при  наличии  объекта  налогообложения  у
   налогоплательщика   возникает   обязанность  по  уплате  налога  и
   исчислению налоговой базы, которая представляет собой стоимостную,
   физическую  или  иную  характеристику объекта налогообложения.  По
   мнению судов,  авансовые платежи должны учитываться при исчислении
   налога с момента реализации товаров (работ,  услуг) и именно тогда
   включаться   в налоговую  базу.   Поскольку  на  момент  получения
   авансовых  платежей  поставка  товара обществом не осуществлялась,
   обязанности по уплате налога у него не возникло.
       В  заявлении  о пересмотре  судебных  актов  в порядке надзора
   инспекция  ссылается  на то,  что судами неверно определены момент
   возникновения   обязанности   по   уплате  налога  на  добавленную
   стоимость и объект налогообложения.  Инспекция считает,  что общая
   сумма  налога  исчисляется  по  итогам  каждого налогового периода
   применительно    ко   всем   операциям,    признаваемым   объектом
   налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи
   146  Налогового  кодекса  Российской  Федерации,  дата  реализации
   (передачи)   которых   относится   к  соответствующему  налоговому
   периоду,  с  учетом всех изменений,  увеличивающих или уменьшающих
   налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
       Общество  в представленном  отзыве  на  заявление о пересмотре
   судебного акта в порядке надзора просит судебные акты оставить без
   изменения,  так  как  поступившие  суммы  авансовых  платежей  при
   отсутствии операций по реализации (отгрузке) товаров не могут быть
   включены в налоговую базу.
       Проверив  обоснованность  доводов,  изложенных в заявлении,  в
   отзыве   на   него   и выступлениях  присутствовавших  в заседании
   представителей сторон,  Президиум считает,  что названные судебные
   акты подлежат отмене,  дело - направлению на новое рассмотрение по
   следующим основаниям.
       Согласно статьям 153,  154,  166 Налогового кодекса Российской
   Федерации  налоговая  база  при реализации товаров (работ,  услуг)
   определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса
   в  зависимости  от  особенностей  реализации  произведенных им или
   приобретенных на стороне товаров (работ,  услуг).  При определении
   налоговой  базы  выручка  от  реализации  товаров  (работ,  услуг)
   определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с
   расчетами по оплате указанных товаров (работ,  услуг),  полученных
   им  в денежной и (или) натуральной формах,  включая оплату ценными
   бумагами  (статья  153  Кодекса).  В  зависимости  от особенностей
   реализации  товаров  (работ,  услуг) налоговая база определяется в
   соответствии  со  статьями  155 - 162 главы 21 Кодекса (статья 154
   Кодекса). Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг)
   представляет  собой  сумму,  полученную в результате сложения сумм
   налога,   исчисленных  в соответствии  с порядком,   установленным
   пунктом 1 статьи 166 Кодекса.
       В  соответствии  с подпунктом 1 пункта 1 статьи 162 Налогового
   кодекса  Российской  Федерации  налоговая  база,   определяемая  в
   соответствии  со статьями 153 - 158 Кодекса,  исчисляется с учетом
   сумм  авансовых  или иных платежей,  полученных в счет предстоящих
   поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
       Положения  подпункта  1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса
   Российской Федерации не применяются в отношении авансовых или иных
   платежей,   полученных   в  счет   предстоящих  поставок  товаров,
   облагаемых   по  налоговой  ставке  0 процентов  в соответствии  с
   подпунктом   1  пункта   1  статьи   164   Кодекса,   длительность
   производственного  изготовления  которых  составляет  свыше  шести
   месяцев   (по   перечню   и  в  порядке,    которые   определяются
   Правительством Российской Федерации).
       Данное   дело   касается   авансовых   платежей   по  товарам,
   реализованным на территории Российской Федерации.
       Исходя  из  положений  статей  153  - 158  Налогового  кодекса
   Российской Федерации,  налогоплательщик, получив авансовые платежи
   или  предоплату  в счет  предстоящих  поставок товаров (выполнения
   работ,  оказания  услуг)  либо  оплату  за  частично произведенную
   продукцию (работы,  услуги), обязан включить эти суммы в налоговую
   базу,  относящуюся к тому налоговому периоду, в котором фактически
   эти  платежи  получены. При этом  не  имеет значения,  когда будут
   полностью исполнены обязательства продавца, вытекающие из договора
   с покупателем товаров (работ,  услуг),  и обязательства покупателя
   по оплате этих товаров (работ, услуг).
       Суммы  налога,  исчисленные  и уплаченные налогоплательщиком с
   сумм  авансовых  или иных платежей,  полученных в счет предстоящих
   поставок товаров (работ,  услуг) в соответствии с пунктом 8 статьи
   171  и пунктом  6 статьи  172 Кодекса,  подлежат вычетам,  которые
   производятся   после   даты   реализации  соответствующих  товаров
   (выполнения работ, оказания услуг).
       Таким  образом,   выводы  судов  двух  инстанций  основаны  на
   неправильном   применении   норм  материального  права  и являются
   ошибочными,  поэтому  принятые  ими  судебные акты в силу пункта 1
   статьи   304   Арбитражного   процессуального  кодекса  Российской
   Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании
   и применении судами норм права.
       Учитывая  изложенное  и руководствуясь статьей 303,  пунктом 2
   части  1 статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса Российской Федерации,  Президиум Высшего Арбитражного Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение  Арбитражного  суда Республики Татарстан от 26.03.2002
   по   делу   N А65-17805/2001-СА3-9к  и Постановление  Федерального
   арбитражного суда Поволжского округа от 04.07.2002 по тому же делу
   отменить.
       Дело   направить  на  новое  рассмотрение  в первую  инстанцию
   Арбитражного суда Республики Татарстан.
   
                                                 Председательствующий
                                                             М.К.ЮКОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz