МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 сентября 2003 г. N 1454/26-5
О СОДЕРЖАНИИ И ОБУЧЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ИМЕЮЩИХ
ЗАБОЛЕВАНИЯ, В СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА
В целях оказания методической помощи органам управления
образованием субъектов Российской Федерации, руководителям
специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа
Министерство образования Российской Федерации сообщает.
1. В соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от
24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в специальные
учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть
помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие
их содержанию и обучению в указанных учреждениях.
Перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению
несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях
закрытого типа органов управления образованием, утвержден
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002
г. N 518 (доведено до сведения органов управления образованием
субъектов Российской Федерации письмом Минобразования России от
15.08.2002 N 32ю-50-518/28-5).
При приеме несовершеннолетних в специальные
учебно-воспитательные учреждения закрытого типа необходимо
руководствоваться вышеуказанным Перечнем.
При этом следует учитывать, что содержащиеся в Перечне
заболевания приведены в соответствие с Международной
статистической классификацией болезней и проблем, связанных со
здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10). В связи с этим
медицинским работникам специальных учебно-воспитательных
учреждений закрытого типа необходимо обращать особое внимание на
соответствие диагноза, указываемого в медицинских документах,
содержащихся в личных делах несовершеннолетних, поступающих в
учреждения закрытого типа, вышеуказанной Международной
классификации болезней.
Несовершеннолетние, имеющие заболевания, предусмотренные
Перечнем заболеваний, препятствующих содержанию и обучению
несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях
закрытого типа органов управления образованием, приему в
специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не
подлежат.
В случае выявления у несовершеннолетнего вышеуказанных
заболеваний при поступлении в специальное учебно-воспитательное
учреждение закрытого типа, в процессе изучения его медицинских
документов и (или) проведения медицинского обследования,
администрация специального учебно-воспитательного учреждения
принимает решение об отказе в приеме несовершеннолетнего в
учреждение и предоставляет сопровождающим его лицам официальное
заключение о причинах отказа.
В случае выявления у воспитанника специального
учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в период
пребывания в учреждении заболевания, препятствующего его
содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном
учреждении закрытого типа, администрация учреждения обязана
принять меры к выводу воспитанника из учреждения в установленном
порядке.
В соответствии со статьей 15 (пункт 7; подпункт 4 пункта 9)
Федерального закона "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в редакции
Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и
другие законодательные акты Российской Федерации") в указанном
случае досрочное прекращение пребывания несовершеннолетнего в
специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа
осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения
учреждения на основании совместного представления администрации
учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав, образованной органом местного самоуправления, по месту
нахождения учреждения либо на основании ходатайства
несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей при
наличии заключения администрации учреждения и комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
2. При организации начального профессионального образования и
профессиональной подготовки воспитанников специальных
учебно-воспитательных учреждений закрытого типа необходимо
руководствоваться Перечнем медицинских противопоказаний к работе и
производственному обучению подростков, утвержденным Министерством
здравоохранения СССР и Государственным комитетом СССР по
профессионально-техническому образованию (1985 г.).
Наличие у несовершеннолетнего медицинских противопоказаний к
обучению профессиям, обучение которым осуществляется в конкретном
специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, не
входящих в Перечень заболеваний, препятствующих содержанию и
обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных
учреждениях закрытого типа органов управления образованием,
утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от
11 июля 2002 г. N 518, не может служить основанием для отказа в
приеме несовершеннолетнего в указанное учреждение.
Для таких несовершеннолетних в специальном
учебно-воспитательном учреждении закрытого типа организуется
обучение в рамках общеобразовательных программ (начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования) без
получения начального профессионального образования либо
профессиональной подготовки, а также занятия производительным
трудом в соответствии с возрастом и состоянием здоровья
несовершеннолетних.
3. Анализ статистических данных о состоянии преступности
несовершеннолетних в Российской Федерации свидетельствует о том,
что значительное число общественно опасных деяний совершают дети и
подростки с отклонениями в психическом развитии, в том числе с
легкими формами умственной отсталости.
Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" (статья 15, пункт 3) предусмотрен такой вид
специального учебно-воспитательного учреждения, как специальное
(коррекционное) образовательное учреждение закрытого типа. В
соответствии с пунктом 6 статьи 15 указанного Федерального закона
в специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого
типа могут быть помещены несовершеннолетние с различными
отклонениями в развитии и (или) заболеваниями, вызывающими
необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких
учреждениях.
В соответствии с Перечнем заболеваний, препятствующих
содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных
учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов
управления образованием, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 518, не является
противопоказанием к помещению в специальные учебно-воспитательные
учреждения закрытого типа диагноз "Легкая умственная отсталость"
(шифр F70 по Международной статистической классификации болезней и
проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра; включает
малоумие, легкую умственную субнормальность, легкую олигофрению,
дебильность).
С учетом изложенного чрезвычайно актуальным направлением
деятельности по предупреждению правонарушений детей и подростков,
организации индивидуальной профилактической работы с ними является
создание условий для обучения и реабилитации несовершеннолетних с
легкими формами умственной отсталости, совершивших общественно
опасные деяния, в специальных учебно-воспитательных учреждениях
закрытого типа.
Указанная проблема может быть решена двумя способами:
1) создание специальных (коррекционных) учреждений закрытого
типа непосредственно для несовершеннолетних с легкими формами
умственной отсталости, совершивших общественно опасные деяния;
2) создание коррекционных классов (групп) для
несовершеннолетних указанной категории в действующих специальных
общеобразовательных школах закрытого типа и специальных
профессиональных училищах закрытого типа.
В настоящее время в Российской Федерации функционирует
единственное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение закрытого типа для несовершеннолетних с умственной
отсталостью, совершивших общественно опасные деяния, - специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа N 2 г. Санкт-Петербурга.
Кроме того, действует специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа закрытого типа в Иркутской области,
представляющая собой учреждение смешанного типа (в спецшколе
содержатся и обучаются как воспитанники с умственной отсталостью,
так и воспитанники с сохранным интеллектом).
В последние годы прием небольших групп несовершеннолетних с
легкими формами умственной отсталости осуществляет ряд других
специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
В целях создания оптимальных условий для содержания, обучения
и реабилитации несовершеннолетних с умственной отсталостью в
специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа (в
том числе в учреждениях, не являющихся коррекционными) при
организации образовательного и реабилитационного процесса
необходимо учитывать специфику работы с такими детьми и
подростками.
Важным аспектом успешной реабилитации детей с умственной
отсталостью в специальных учебно-воспитательных учреждениях
закрытого типа, не являющихся коррекционными, является создание
адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию
и личностную самореализацию в учреждении.
Персонал специального учебно-воспитательного учреждения должен
быть осведомлен о клинико-психопатологических особенностях детей и
подростков с умственной отсталостью.
Руководство образовательным процессом и обеспечение
образовательного процесса в коррекционных классах (группах) должны
осуществлять специалисты в области коррекционной педагогики, а
также педагогические работники, прошедшие соответствующую
переподготовку по данному профилю.
Количество педагогических работников (воспитателей, учителей,
в том числе учителей трудового обучения, мастеров
производственного обучения) в коррекционных классах (группах)
соответствует количеству педагогических работников в обычных
классах (группах). Наполняемость коррекционных классов (групп) для
воспитанников с умственной отсталостью в специальных
учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа составляет 5 - 8
человек.
Для воспитанников с умственной отсталостью в специальном
учебно-воспитательном учреждении закрытого типа организуются
общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка,
соответствующие их психофизическому развитию и имеющие
практическую направленность, с использованием учебных планов и
программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии VIII
вида.
Особое внимание при организации обучения детей и подростков с
умственной отсталостью следует уделять индивидуальным занятиям,
занятиям в малых группах (не более 3 человек).
На всех этапах реабилитационного процесса значительное место
отводится реализации лечебных мероприятий (психотерапия,
медикаментозное и физиотерапевтическое лечение и т.д.), что
предполагает обязательное наличие квалифицированных медицинских
специалистов, материальной базы для проведения лечебной работы,
соответствующего медицинского оборудования и медикаментов.
При организации содержания несовершеннолетних с умственной
отсталостью в специальных учебно-воспитательных учреждениях
закрытого типа, не являющихся коррекционными, целесообразно по
возможности, особенно на начальном этапе, комплектовать отдельные
группы из таких воспитанников и обеспечивать их раздельное (прежде
всего в ночное время) проживание с другими воспитанниками
учреждения в целях предупреждения негативного влияния на умственно
отсталых детей и связанных с этим конфликтных ситуаций.
Число коррекционных классов (групп) для детей с умственной
отсталостью в специальном учебно-воспитательном учреждении
закрытого типа, не являющемся коррекционным, устанавливается
исходя из реальных потребностей региона и возможностей учреждения
(включая степень укомплектованности учреждения педагогическими и
медицинскими кадрами, уровень их подготовленности, наличие жилых и
учебных помещений, уровень материально-технического обеспечения
образовательного и реабилитационного процесса и др.).
Принимая во внимание сложность работы по обеспечению
содержания, обучения и реабилитации несовершеннолетних с
умственной отсталостью в специальном учебно-воспитательном
учреждении закрытого типа, не являющемся коррекционным, а также
отсутствие у специальных учебно-воспитательных учреждений
значительного опыта деятельности в данном направлении,
представляется целесообразным на начальном этапе организации
указанной работы ограничить число воспитанников этой категории (не
более 10 - 20% от общего числа воспитанников учреждения).
Учитывая вышеизложенное, Министерство образования Российской
Федерации:
рекомендует руководителям органов управления образования
субъектов Российской Федерации обеспечить условия для содержания,
обучения и реабилитации несовершеннолетних с легкими формами
умственной отсталости, совершивших общественно опасные деяния,
путем создания специализированных учреждений закрытого типа для
данной категории несовершеннолетних либо открытия коррекционных
классов (групп) в действующих специальных учебно-воспитательных
учреждениях закрытого типа, не являющихся коррекционными;
обращает внимание руководителей органов управления
образованием субъектов Российской Федерации, специальных
учебно-воспитательных учреждений закрытого типа на то, что
помещение несовершеннолетних с умственной отсталостью в
специальные учебно-воспитательные учреждения, не являющиеся
коррекционными, без соблюдения вышеуказанных требований к
организации содержания, обучения и реабилитации детей указанной
категории недопустимо. Подобная мера не только не позволит
обеспечить полноценную реабилитацию воспитанников с умственной
отсталостью, но и негативно скажется на качестве работы
специального учебно-воспитательного учреждения с другими
воспитанниками.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
|