Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 19.09.2003 N 1454/26-5 О СОДЕРЖАНИИ И ОБУЧЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ИМЕЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЯ, В СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 ПИСЬМО
                   от 19 сентября 2003 г. N 1454/26-5
   
          О СОДЕРЖАНИИ И ОБУЧЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ИМЕЮЩИХ
            ЗАБОЛЕВАНИЯ, В СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
                       УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА
   
       В целях  оказания  методической  помощи   органам   управления
   образованием   субъектов   Российской   Федерации,   руководителям
   специальных  учебно-воспитательных   учреждений   закрытого   типа
   Министерство образования Российской Федерации сообщает.
       1. В соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от
   24  июня  1999  г.  N  120-ФЗ  "Об  основах  системы  профилактики
   безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в  специальные
   учебно-воспитательные  учреждения  закрытого  типа  не  могут быть
   помещены несовершеннолетние,  имеющие заболевания,  препятствующие
   их содержанию и обучению в указанных учреждениях.
       Перечень заболеваний,  препятствующих  содержанию  и  обучению
   несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях
   закрытого  типа   органов   управления   образованием,   утвержден
   Постановлением  Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002
   г.  N 518 (доведено до сведения  органов  управления  образованием
   субъектов  Российской  Федерации  письмом Минобразования России от
   15.08.2002 N 32ю-50-518/28-5).
       При приеме        несовершеннолетних       в       специальные
   учебно-воспитательные   учреждения   закрытого   типа   необходимо
   руководствоваться вышеуказанным Перечнем.
       При этом  следует  учитывать,  что  содержащиеся   в   Перечне
   заболевания    приведены    в    соответствие    с   Международной
   статистической классификацией болезней  и  проблем,  связанных  со
   здоровьем,   десятого   пересмотра   (МКБ-10).   В  связи  с  этим
   медицинским    работникам    специальных     учебно-воспитательных
   учреждений  закрытого  типа необходимо обращать особое внимание на
   соответствие  диагноза,  указываемого  в  медицинских  документах,
   содержащихся  в  личных  делах  несовершеннолетних,  поступающих в
   учреждения    закрытого    типа,    вышеуказанной    Международной
   классификации болезней.
       Несовершеннолетние, имеющие    заболевания,    предусмотренные
   Перечнем   заболеваний,   препятствующих   содержанию  и  обучению
   несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях
   закрытого   типа   органов   управления   образованием,  приему  в
   специальные учебно-воспитательные  учреждения  закрытого  типа  не
   подлежат.
       В случае   выявления   у   несовершеннолетнего   вышеуказанных
   заболеваний  при  поступлении  в специальное учебно-воспитательное
   учреждение закрытого типа,  в процессе  изучения  его  медицинских
   документов   и   (или)   проведения   медицинского   обследования,
   администрация   специального   учебно-воспитательного   учреждения
   принимает   решение  об  отказе  в  приеме  несовершеннолетнего  в
   учреждение и предоставляет сопровождающим  его  лицам  официальное
   заключение о причинах отказа.
       В случае     выявления     у     воспитанника     специального
   учебно-воспитательного   учреждения   закрытого   типа   в  период
   пребывания   в   учреждении   заболевания,   препятствующего   его
   содержанию   и   обучению   в   специальном  учебно-воспитательном
   учреждении  закрытого  типа,  администрация   учреждения   обязана
   принять  меры  к выводу воспитанника из учреждения в установленном
   порядке.
       В соответствии  со  статьей 15 (пункт 7;  подпункт 4 пункта 9)
   Федерального   закона    "Об    основах    системы    профилактики
   безнадзорности  и  правонарушений  несовершеннолетних" (в редакции
   Федерального закона от  7  июля  2003  г.  N  111-ФЗ  "О  внесении
   изменений  и  дополнений  в  Федеральный закон "Об основах системы
   профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и
   другие  законодательные  акты  Российской  Федерации") в указанном
   случае  досрочное  прекращение  пребывания  несовершеннолетнего  в
   специальном   учебно-воспитательном   учреждении   закрытого  типа
   осуществляется  по  постановлению  судьи   по   месту   нахождения
   учреждения  на  основании  совместного представления администрации
   учреждения и комиссии по  делам  несовершеннолетних  и  защите  их
   прав,  образованной  органом  местного  самоуправления,  по  месту
   нахождения    учреждения    либо    на    основании    ходатайства
   несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей при
   наличии заключения администрации учреждения и  комиссии  по  делам
   несовершеннолетних и защите их прав.
       2. При организации начального профессионального образования  и
   профессиональной      подготовки     воспитанников     специальных
   учебно-воспитательных   учреждений   закрытого   типа   необходимо
   руководствоваться Перечнем медицинских противопоказаний к работе и
   производственному обучению подростков,  утвержденным Министерством
   здравоохранения   СССР   и   Государственным   комитетом  СССР  по
   профессионально-техническому образованию (1985 г.).
       Наличие у  несовершеннолетнего  медицинских противопоказаний к
   обучению профессиям,  обучение которым осуществляется в конкретном
   специальном  учебно-воспитательном  учреждении закрытого типа,  не
   входящих  в  Перечень  заболеваний,  препятствующих  содержанию  и
   обучению  несовершеннолетних  в  специальных учебно-воспитательных
   учреждениях  закрытого  типа  органов   управления   образованием,
   утвержденный  Постановлением Правительства Российской Федерации от
   11 июля 2002 г.  N 518,  не может служить основанием для отказа  в
   приеме несовершеннолетнего в указанное учреждение.
       Для таких       несовершеннолетних        в        специальном
   учебно-воспитательном   учреждении   закрытого  типа  организуется
   обучение в рамках общеобразовательных программ (начального общего,
   основного  общего,  среднего  (полного)  общего  образования)  без
   получения   начального    профессионального    образования    либо
   профессиональной  подготовки,  а  также  занятия  производительным
   трудом  в  соответствии  с   возрастом   и   состоянием   здоровья
   несовершеннолетних.
       3. Анализ  статистических  данных  о  состоянии   преступности
   несовершеннолетних  в  Российской Федерации свидетельствует о том,
   что значительное число общественно опасных деяний совершают дети и
   подростки  с  отклонениями  в психическом развитии,  в том числе с
   легкими формами умственной отсталости.
       Федеральным законом  от  24 июня 1999 г.  N 120-ФЗ "Об основах
   системы    профилактики    безнадзорности     и     правонарушений
   несовершеннолетних"  (статья  15,  пункт 3) предусмотрен такой вид
   специального учебно-воспитательного  учреждения,  как  специальное
   (коррекционное)   образовательное  учреждение  закрытого  типа.  В
   соответствии с пунктом 6 статьи 15 указанного Федерального  закона
   в специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого
   типа  могут  быть   помещены   несовершеннолетние   с   различными
   отклонениями   в   развитии  и  (или)  заболеваниями,  вызывающими
   необходимость  их  содержания,  воспитания  и  обучения  в   таких
   учреждениях.
       В соответствии   с   Перечнем   заболеваний,    препятствующих
   содержанию    и    обучению   несовершеннолетних   в   специальных
   учебно-воспитательных   учреждениях   закрытого    типа    органов
   управления образованием, утвержденным Постановлением Правительства
   Российской Федерации от  11  июля  2002  г.  N  518,  не  является
   противопоказанием  к помещению в специальные учебно-воспитательные
   учреждения закрытого типа диагноз "Легкая  умственная  отсталость"
   (шифр F70 по Международной статистической классификации болезней и
   проблем,  связанных со здоровьем,  десятого  пересмотра;  включает
   малоумие,  легкую умственную субнормальность,  легкую олигофрению,
   дебильность).
       С учетом   изложенного   чрезвычайно  актуальным  направлением
   деятельности по предупреждению правонарушений детей и  подростков,
   организации индивидуальной профилактической работы с ними является
   создание условий для обучения и реабилитации несовершеннолетних  с
   легкими  формами  умственной  отсталости,  совершивших общественно
   опасные деяния,  в специальных  учебно-воспитательных  учреждениях
   закрытого типа.
       Указанная проблема может быть решена двумя способами:
       1) создание  специальных  (коррекционных) учреждений закрытого
   типа непосредственно  для  несовершеннолетних  с  легкими  формами
   умственной отсталости, совершивших общественно опасные деяния;
       2) создание     коррекционных     классов     (групп)      для
   несовершеннолетних  указанной  категории в действующих специальных
   общеобразовательных   школах   закрытого   типа   и    специальных
   профессиональных училищах закрытого типа.
       В настоящее  время  в   Российской   Федерации   функционирует
   единственное     специальное    (коррекционное)    образовательное
   учреждение закрытого  типа  для  несовершеннолетних  с  умственной
   отсталостью, совершивших общественно опасные деяния, - специальная
   (коррекционная) общеобразовательная школа N 2 г. Санкт-Петербурга.
   Кроме      того,     действует     специальная     (коррекционная)
   общеобразовательная школа  закрытого  типа  в  Иркутской  области,
   представляющая  собой  учреждение  смешанного  типа  (в  спецшколе
   содержатся и обучаются как воспитанники с умственной  отсталостью,
   так и воспитанники с сохранным интеллектом).
       В последние годы прием небольших  групп  несовершеннолетних  с
   легкими  формами  умственной  отсталости  осуществляет  ряд других
   специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
       В целях создания оптимальных условий для содержания,  обучения
   и  реабилитации  несовершеннолетних  с  умственной  отсталостью  в
   специальных  учебно-воспитательных  учреждениях  закрытого типа (в
   том  числе  в  учреждениях,  не  являющихся  коррекционными)   при
   организации    образовательного   и   реабилитационного   процесса
   необходимо  учитывать  специфику  работы   с   такими   детьми   и
   подростками.
       Важным аспектом  успешной  реабилитации  детей  с   умственной
   отсталостью   в   специальных   учебно-воспитательных  учреждениях
   закрытого типа,  не являющихся коррекционными,  является  создание
   адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию
   и личностную самореализацию в учреждении.
       Персонал специального учебно-воспитательного учреждения должен
   быть осведомлен о клинико-психопатологических особенностях детей и
   подростков с умственной отсталостью.
       Руководство образовательным    процессом     и     обеспечение
   образовательного процесса в коррекционных классах (группах) должны
   осуществлять специалисты в  области  коррекционной  педагогики,  а
   также    педагогические   работники,   прошедшие   соответствующую
   переподготовку по данному профилю.
       Количество педагогических работников (воспитателей,  учителей,
   в   том    числе    учителей    трудового    обучения,    мастеров
   производственного  обучения)  в  коррекционных  классах  (группах)
   соответствует  количеству  педагогических  работников  в   обычных
   классах (группах). Наполняемость коррекционных классов (групп) для
   воспитанников   с    умственной    отсталостью    в    специальных
   учебно-воспитательных  учреждениях закрытого типа составляет 5 - 8
   человек.
       Для воспитанников   с  умственной  отсталостью  в  специальном
   учебно-воспитательном  учреждении  закрытого   типа   организуются
   общеобразовательное   обучение   и   профессиональная  подготовка,
   соответствующие   их   психофизическому   развитию    и    имеющие
   практическую  направленность,  с  использованием  учебных планов и
   программ специальных  (коррекционных)  образовательных  учреждений
   для  обучающихся,  воспитанников  с  отклонениями  в развитии VIII
   вида.
       Особое внимание  при организации обучения детей и подростков с
   умственной отсталостью следует  уделять  индивидуальным  занятиям,
   занятиям в малых группах (не более 3 человек).
       На всех этапах реабилитационного процесса  значительное  место
   отводится    реализации    лечебных   мероприятий   (психотерапия,
   медикаментозное  и  физиотерапевтическое  лечение  и  т.д.),   что
   предполагает  обязательное  наличие  квалифицированных медицинских
   специалистов,  материальной базы для проведения  лечебной  работы,
   соответствующего медицинского оборудования и медикаментов.
       При организации  содержания  несовершеннолетних  с  умственной
   отсталостью   в   специальных   учебно-воспитательных  учреждениях
   закрытого типа,  не являющихся  коррекционными,  целесообразно  по
   возможности,  особенно на начальном этапе, комплектовать отдельные
   группы из таких воспитанников и обеспечивать их раздельное (прежде
   всего   в   ночное  время)  проживание  с  другими  воспитанниками
   учреждения в целях предупреждения негативного влияния на умственно
   отсталых детей и связанных с этим конфликтных ситуаций.
       Число коррекционных классов (групп)  для  детей  с  умственной
   отсталостью   в   специальном   учебно-воспитательном   учреждении
   закрытого  типа,  не  являющемся  коррекционным,   устанавливается
   исходя  из реальных потребностей региона и возможностей учреждения
   (включая степень укомплектованности учреждения  педагогическими  и
   медицинскими кадрами, уровень их подготовленности, наличие жилых и
   учебных помещений,  уровень  материально-технического  обеспечения
   образовательного и реабилитационного процесса и др.).
       Принимая во   внимание   сложность   работы   по   обеспечению
   содержания,   обучения   и   реабилитации   несовершеннолетних   с
   умственной   отсталостью   в   специальном   учебно-воспитательном
   учреждении  закрытого типа,  не являющемся коррекционным,  а также
   отсутствие   у   специальных   учебно-воспитательных    учреждений
   значительного    опыта    деятельности   в   данном   направлении,
   представляется  целесообразным  на  начальном  этапе   организации
   указанной работы ограничить число воспитанников этой категории (не
   более 10 - 20% от общего числа воспитанников учреждения).
       Учитывая вышеизложенное,  Министерство  образования Российской
   Федерации:
       рекомендует руководителям   органов   управления   образования
   субъектов Российской Федерации обеспечить условия для  содержания,
   обучения  и  реабилитации  несовершеннолетних  с  легкими  формами
   умственной отсталости,  совершивших  общественно  опасные  деяния,
   путем  создания  специализированных  учреждений закрытого типа для
   данной категории несовершеннолетних  либо  открытия  коррекционных
   классов  (групп)  в  действующих специальных учебно-воспитательных
   учреждениях закрытого типа, не являющихся коррекционными;
       обращает внимание     руководителей     органов     управления
   образованием   субъектов   Российской    Федерации,    специальных
   учебно-воспитательных   учреждений   закрытого  типа  на  то,  что
   помещение   несовершеннолетних   с   умственной   отсталостью    в
   специальные   учебно-воспитательные   учреждения,   не  являющиеся
   коррекционными,  без   соблюдения   вышеуказанных   требований   к
   организации  содержания,  обучения  и реабилитации детей указанной
   категории  недопустимо.  Подобная  мера  не  только  не   позволит
   обеспечить  полноценную  реабилитацию  воспитанников  с умственной
   отсталостью,  но  и  негативно   скажется   на   качестве   работы
   специального    учебно-воспитательного    учреждения   с   другими
   воспитанниками.
   
                                                 Заместитель Министра
                                                         Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz