РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ СОВМЕСТНОГО ВОЕННО-НАУЧНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(Ялта, 18 сентября 2003 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
утвердить Концепцию совместного военно-научного сопровождения
эксплуатации авиационной техники военного назначения в
государствах-участниках Содружества Независимых Государств
(прилагается);
порядок реализации основных положений Концепции определить
Совету министров обороны государств-участников Содружества
Независимых Государств.
Совершено в городе Ялте 18 сентября 2003 года в одном
подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых
Государств, который направит каждому государству, подписавшему
настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
Утверждена
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
о Концепции совместного военно-научного
сопровождения эксплуатации авиационной
техники военного назначения в
государствах-участниках
Содружества Независимых
Государств
от 18 сентября 2003 года
КОНЦЕПЦИЯ
СОВМЕСТНОГО ВОЕННО-НАУЧНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
1. Общие положения
Концепция совместного военно-научного сопровождения
эксплуатации авиационной техники военного назначения в
государствах-участниках Содружества Независимых Государств (далее
- Концепция) представляет собой систему взглядов на цели, задачи,
принципы и основные направления разработки и внедрения в практику
военной авиации государств-участников Содружества Независимых
Государств (далее - государства-участники СНГ) прогрессивных
методов организации инженерно-авиационного обеспечения и способов
их реализации с минимальными финансовыми, материальными и
трудовыми затратами.
Для настоящей Концепции применяемые термины означают:
"авиационная техника" - летательные аппараты, их бортовое
оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение,
авиационные средства спасания, тренажеры, наземные средства
управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а
также средства наземного обслуживания летательных аппаратов;
"авиационная техника двойного назначения" - авиационная
техника, которая используется как в целях обеспечения потребностей
граждан и экономики, так и в интересах обороны государства;
"летательные аппараты" - самолеты, вертолеты, авиационные,
авиационно-космические ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры,
автожиры, дельтапланы и другие летательные аппараты. Летательные
аппараты могут быть военными, гражданскими и экспериментальными.
Авиационная техника, используемая в военной авиации, именуется
"авиационная техника военного назначения" (АТВН);
"инженерно-авиационное обеспечение" - комплекс мероприятий,
осуществляемых силами инженерно-авиационной службы и направленных
на поддержание авиационной техники, средств ее эксплуатации и
ремонта в постоянной исправности, готовности к использованию по
прямому назначению с высокой безотказностью и эффективностью;
"военно-научное сопровождение эксплуатации авиационной техники
военного назначения" - комплекс мероприятий, проводимых
разработчиком и (или) изготовителем АТВН,
научно-исследовательскими учреждениями и организациями в целях
поддержания необходимого уровня исправности и совершенствования
тактико-технических и эксплуатационно-технических характеристик
АТВН в процессе эксплуатации;
"эксплуатация образца (изделия) авиационной техники военного
назначения" - стадия жизненного цикла образца (изделия) АТВН с
момента принятия его эксплуатирующей организацией от
завода-изготовителя или ремонтного предприятия, являющаяся
совокупностью ввода в эксплуатацию, приведения в установленную
степень готовности к использованию по назначению, поддержания в
установленной степени готовности к использованию, использования по
назначению, хранения и транспортирования образца (изделия) АТВН.
Объективной основой для разработки Концепции является
стремление государств-участников СНГ проводить согласованную
военно-техническую политику в области эксплуатации и ремонта АТВН.
Необходимость разработки Концепции обусловлена:
потребностью создания теоретических основ разработки Программы
военно-научного сопровождения эксплуатации АТВН
государств-участников СНГ;
однотипностью эксплуатируемой АТВН;
отсутствием нормативных и организационно-методических основ
военно-научного сопровождения эксплуатации АТВН.
Военно-научное сопровождение эксплуатации АТВН в
государствах-участниках СНГ, являясь элементом общей системы
управления качеством вооружения и военной техники, осуществляется
в рамках военно-технического сотрудничества в области разработки,
модернизации, производства, поставок, эксплуатации, ремонта и
утилизации АТВН.
Реализация Концепции осуществляется посредством разработки
Программы военно-научного сопровождения эксплуатации АТВН в
государствах-участниках СНГ и соответствующего плана
организационно-технических мероприятий по ее выполнению.
Общие принципы обеспечения режима секретности при
осуществлении военно-научного сопровождения АТВН реализуются в
соответствии с Соглашением о взаимном обеспечении сохранности
межгосударственных секретов от 22 января 1993 года.
2. Цель и задачи военно-научного сопровождения
эксплуатации авиационной техники военного назначения
Целью военно-научного сопровождения эксплуатации АТВН в
государствах-участниках СНГ является максимальное использование
запасов надежности и повышение эксплуатационной и ремонтной
технологичности, заложенных в конструкцию АТВН для обеспечения ее
исправности, без снижения уровня безопасности полетов, а также
рациональное расходование всех видов ресурсов при техническом
обслуживании, ремонте и хранении АТВН.
Задачами военно-научного сопровождения эксплуатации АТВН
государств-участников СНГ являются:
согласованное формирование основных направлений развития
системы эксплуатации и ремонта АТВН;
разработка научно обоснованных критериев оценки технического
состояния АТВН;
оценка фактического уровня тактико-технических и
эксплуатационно-технических характеристик АТВН в процессе
эксплуатации;
нормативное и научно-методическое обеспечение перевода АТВН на
эксплуатацию по состоянию;
выполнение исследований по оценке реального уровня
нагруженности (по результатам объективного контроля) и
технического состояния эксплуатируемой АТВН;
проведение комплекса работ по продлению ресурсов и сроков
службы АТВН, при этом исключительное право на увеличение
назначенных показателей имеют разработчик и (или) изготовитель
конкретного образца (изделия) АТВН;
разработка методов исследования и исследование технического
состояния аварийной и отказавшей АТВН в целях определения причин
авиационных происшествий и инцидентов, разработка и доведение
соответствующих рекомендаций до разработчика, изготовителя и
эксплуатанта АТВН;
научно-методическое обеспечение развития взаимосвязанной
системы заводского и войскового ремонта АТВН, внедрение
ресурсосберегающих методов и технологий ее технического
обслуживания, ремонта и хранения;
разработка и внедрение рациональных методов и средств
утилизации АТВН.
3. Основные направления военно-научного сопровождения
эксплуатации авиационной техники военного назначения
Военно-научное сопровождение эксплуатации АТВН в
государствах-участниках СНГ осуществляется по следующим
направлениям:
перевод АТВН на эксплуатацию по состоянию;
оценка возможности продления ресурсов и сроков службы АТВН;
совершенствование системы войскового ремонта АТВН;
создание интегрированной системы заводского ремонта АТВН;
разработка и внедрение ресурсосберегающих методов и технологий
технического обслуживания, ремонта и хранения АТВН;
внедрение перспективных алгоритмов контроля, программного
обеспечения в целях информационного обеспечения эксплуатации АТВН
по состоянию;
выдача рекомендаций по обеспечению запасными частями и
материалами;
разработка рекомендаций по совершенствованию
организационно-штатной структуры подразделений технического
обслуживания и ремонта эксплуатирующих организаций;
подготовка и переподготовка специалистов по техническому
обслуживанию и ремонту АТВН;
расследование авиационных происшествий и инцидентов с
разработкой соответствующих рекомендаций по обеспечению
безопасности полетов;
создание информационного пространства на двусторонней основе и
развитие информационных технологий.
4. Организация военно-научного сопровождения
авиационной техники военного назначения
Организация военно-научного сопровождения эксплуатации АТВН
включает:
образование информационных центров в государствах-участниках
СНГ;
разработку единых нормативных и методических документов,
регламентирующих военно-научное сопровождение АТВН на двусторонней
и многосторонней основе;
организационно-техническое обеспечение сопровождения
эксплуатации АТВН на двусторонней и многосторонней основе.
Организационно-правовые вопросы деятельности информационных
центров государств-участников СНГ регулируются положениями об этих
органах.
Первоочередной задачей информационных центров является
создание информационного пространства в области эксплуатации АТВН
государств-участников СНГ вне зависимости от ведомственной
принадлежности и в соответствии с национальным законодательством.
Основными направлениями информационного обмена являются:
состояние надежности и исправности АТВН;
обеспечение АТВН запасами ресурсов и сроков службы;
нормативная, эксплуатационная, ремонтная и методическая
документация;
результаты расследования авиационных происшествий, инцидентов
и отказов АТВН, а также рекомендации по их предупреждению.
Организационно-техническое обеспечение военно-научного
сопровождения эксплуатации АТВН включает:
предоставление программного обеспечения для
автоматизированного сбора, обработки и анализа информации о
неисправностях АТВН при эксплуатации;
разработку методического обеспечения работ по сбору, обработке
и анализу сведений о неисправностях АТВН в целях создания
информационной основы для планирования и управления эксплуатацией
и ремонтом АТВН;
создание компьютерных информационных баз данных для каждого
информационного центра государства-участника СНГ, типа и условий
базирования эксплуатируемой АТВН;
своевременное оснащение информационных центров
материально-техническими и программно-информационными средствами;
обучение работе с комплексом программных средств персонала
информационных центров и специалистов других
организационно-штатных структур государств-участников СНГ;
информирование о результатах периодического анализа уровня
надежности эксплуатируемой АТВН соответствующих информационных
центров;
предоставление информационными центрами необходимых сведений
для обеспечения выполнения работ по продлению ресурсов и сроков
службы АТВН.
Основным механизмом реализации Концепции являются
финансируемые из бюджетов государств-участников СНГ национальные
программы вооружения и оборонные заказы государств-участников СНГ,
планы строительства и развития вооруженных сил
государств-участников СНГ.
|