ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2003 г. N 549
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ПОДПИСАНИИ СОГЛАШЕНИЯ О ФОРМИРОВАНИИ
ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Правительство Российской Федерации постановляет:
Одобрить представленный Министерством экономического развития
и торговли Российской Федерации согласованный с Министерством
иностранных дел Российской Федерации и другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти и предварительно
проработанный с Белорусской, Казахстанской и Украинской Сторонами
проект Соглашения о формировании единого экономического
пространства (прилагается).
Представить Президенту Российской Федерации предложение о
подписании указанного Соглашения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Проект
СОГЛАШЕНИЕ
О ФОРМИРОВАНИИ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Российская
Федерация и Украина, именуемые далее Сторонами,
стремясь содействовать экономическому и социальному прогрессу
своих народов, повышению уровня их жизни,
движимые стремлением укрепить экономики Сторон и обеспечить их
гармоничное развитие, последовательно проводя экономические
реформы для дальнейшего углубления многостороннего экономического
сотрудничества и усиления интеграционных процессов путем
достижения взаимовыгодных договоренностей по формированию единого
экономического пространства,
признавая при этом право Сторон определять свое участие в
процессе формирования единого экономического пространства с учетом
готовности своих государств к дальнейшему углублению
интеграционных процессов,
подтверждая дружественные отношения, связывающие государства и
народы, желая обеспечить их процветание, основываясь на
общепризнанных принципах и нормах международного права,
принимая во внимание Заявление Президентов Республики
Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины от
23 февраля 2003 г.,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
С целью создания условий для стабильного и эффективного
развития экономик Сторон и повышения уровня жизни населения
Стороны приступают к процессу формирования единого экономического
пространства.
Под единым экономическим пространством Стороны понимают
экономическое пространство, объединяющее таможенные территории
государств Сторон, на котором функционируют механизмы
регулирования экономик, основанные на единых принципах,
обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и
рабочей силы, и проводится единая внешнеторговая и согласованная в
той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения
равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической
стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая
политика.
Стороны стремятся содействовать:
развитию торговли и инвестиций между Сторонами,
обеспечивающему устойчивое развитие экономик Сторон на базе
общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе
принципов и правил ВТО;
укреплению единства и развитию экономических потенциалов, а
также повышению конкурентоспособности экономик Сторон на внешних
рынках.
Статья 2
Поэтапное решение задач углубления интеграции обуславливается
выполнением Сторонами принятых обязательств и фактическим решением
следующих задач:
формирование зоны свободной торговли без изъятий и
ограничений, предполагающей неприменение во взаимной торговле
антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на
базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного
регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и
иных форм государственной поддержки;
унификация принципов разработки и применения технических
регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;
гармонизация макроэкономической политики;
создание условий свободного движения товаров, услуг, капитала
и рабочей силы;
гармонизация законодательств государств Сторон в той мере, в
какой это необходимо для функционирования единого экономического
пространства, включая торговую и конкурентную политику;
формирование единых принципов регулирования деятельности
естественных монополий (в сфере железнодорожного транспорта,
магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии,
нефти, газа и других сферах), единой конкурентной политики и
обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов
на услуги субъектов естественных монополий.
Статья 3
Стороны одобряют Концепцию формирования единого экономического
пространства, прилагаемую к настоящему Соглашению и являющуюся его
неотъемлемой частью (далее именуется - Концепция).
Стороны в соответствии с указанными в статьях 1 и 2 настоящего
Соглашения целями и задачами осуществляют мероприятия,
предусмотренные указанной Концепцией.
С целью реализации настоящего Соглашения Стороны разработают
Комплекс мер по формированию единого экономического пространства.
Статья 4
Координация процессов формирования единого экономического
пространства осуществляется соответствующими органами, структура
которых формируется с учетом уровня интеграции.
Органы единого экономического пространства создаются на
сочетании межгосударственных элементов и принципа передачи части
полномочий Сторон единому регулирующему органу с постепенным
повышением значимости последнего.
Осуществление координации и управления формированием и
функционированием единого экономического пространства на
межгосударственном уровне обеспечивается Советом глав
государств-участников (далее именуется - СГГ).
Количество голосов каждой Стороны в рамках СГГ будет
распределяться исходя из принципа "одно государство - один голос".
Решения СГГ принимаются консенсусом.
Стороны учреждают единый регулирующий орган единого
экономического пространства, которому они на основе международных
договоров делегируют часть своих полномочий. Его решения являются
обязательными для выполнения всеми Сторонами.
В едином регулирующем органе единого экономического
пространства решения по всем вопросам принимаются взвешенным
голосованием. Количество голосов каждой из Сторон определяется с
учетом ее экономического потенциала. Распределение голосов
устанавливается на основе соглашения Сторон.
Любая из Сторон имеет право внести в СГГ предложение о
пересмотре решения, принятого единым регулирующим органом единого
экономического пространства.
Отдельным международным договором Сторон будет предусмотрен
механизм компенсации, если принятое решение единого регулирующего
органа единого экономического пространства наносит существенный
экономический ущерб одной или нескольким Сторонам.
Статья 5
Единое экономическое пространство формируется поэтапно, с
учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции.
Переход от одного этапа к другому осуществляют те Стороны,
которые в полном объеме выполнили мероприятия, предусмотренные в
предыдущем этапе Комплекса мер по формированию единого
экономического пространства.
Стороны присоединяются к международным договорам,
обеспечивающим формирование и функционирование единого
экономического пространства, по мере готовности. При этом каждая
Сторона должна соблюдать согласованную последовательность
присоединения к таким международным договорам. Ни одна из Сторон
не может препятствовать другим Сторонам ускоренно продвигаться к
более высокой степени интеграции.
Разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что
каждая Сторона самостоятельно определяет, в каком из направлений
развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях она
принимает участие и в каком объеме.
Статья 6
Правовой основой обеспечения формирования и функционирования
единого экономического пространства являются международные
договоры и решения органов единого экономического пространства,
заключаемые и принимаемые с учетом интересов Сторон в соответствии
с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Статья 7
Споры и разногласия между Сторонами относительно толкования
и/или применения положений настоящего Соглашения разрешаются путем
проведения консультаций и переговоров.
Статья 8
Настоящее Соглашение открыто для присоединения других
государств, разделяющих его цели и принципы, на условиях,
согласованных со всеми Сторонами настоящего Соглашения.
Для присоединяющегося государства настоящее Соглашение
вступает в силу со дня получения депозитарием последнего
уведомления Сторон о согласии на такое присоединение.
Статья 9
По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут
вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными
протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения
и вступающими в силу в порядке, предусмотренном статьей 10
настоящего Соглашения.
Статья 10
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня получения
депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении
Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его
вступления в силу.
Статья 11
Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок.
Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив
письменное уведомление об этом депозитарию не менее чем за 12
месяцев до выхода.
Депозитарием настоящего Соглашения является Республика
Казахстан.
Депозитарий уведомляет в месячный срок всех участников
настоящего Соглашения о выходе какой-либо Стороны из Соглашения.
Совершено в городе _____________ "__" _________ 200_ г. в
одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в архиве Республики Казахстан, который направит каждому
государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную
копию.
За Российскую Федерацию
За Республику Белоруссия
За Республику Казахстан
За Украину
Приложение
к Соглашению
о формировании единого
экономического пространства
КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Концепция формирования единого экономического пространства
(далее именуется - Концепция) представляет собой программу мер по
формированию единого экономического пространства Республики
Белоруссия, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины
(далее именуются - государства-участники) с целью углубления
многостороннего экономического сотрудничества.
Под единым экономическим пространством государства-участники
понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные
территории государств-участников, на котором функционируют
механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах,
обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и
рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная в
той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения
равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической
стабильности, налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая
политика.
I. Цели и задачи
Целью формирования единого экономического пространства
является создание условий для стабильного и эффективного развития
экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
Государства-участники стремятся содействовать:
развитию торговли и инвестиций между
государствами-участниками, обеспечивающему устойчивое развитие
экономик государств-участников на базе общепризнанных принципов и
норм международного права;
созданию возможностей для развития предпринимательской
деятельности путем установления гармонизированных систем
регулирования и интегрирования инфраструктурного комплекса;
интеграции и наращиванию экономических потенциалов
государств-участников в целях повышения конкурентоспособности
экономик государств-участников на внешних рынках.
Поэтапное решение задач углубления интеграции обуславливается
выполнением государствами-участниками принятых обязательств и
фактическим достижением следующих задач:
формирование зоны свободной торговли без изъятий и
ограничений, предполагающей неприменение во взаимной торговле
антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на
базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного
регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и
иных форм государственной поддержки;
унификация принципов разработки и применения технических
регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;
гармонизация макроэкономической политики;
создание условий для свободного движения товаров, услуг,
капитала и рабочей силы;
гармонизация законодательств государств-участников в той мере,
в какой это необходимо для функционирования единого экономического
пространства, включая торговую и конкурентную политику;
формирование единых принципов регулирования деятельности
естественных монополий (в сфере железнодорожного транспорта,
магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии,
нефти и газа и других сферах), единой конкурентной политики и
обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов
на услуги субъектов естественных монополий.
II. Основные принципы
Основными принципами функционирования единого экономического
пространства являются обеспечение свободного движения товаров,
услуг, капитала и рабочей силы через границы
государств-участников, а также проведение согласованной
макроэкономической политики и общей политики по отдельным
отраслям.
Принцип свободного движения товаров будет предусматривать
устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие
ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных
тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на
основе согласованной государствами-участниками методики, мер
нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования
торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во
взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных
защитных мер будут заменяться едиными правилами в области
конкуренции и субсидий.
Принцип обеспечения свободного движения услуг предполагает
формирование общих правил и подходов для обеспечения полного
доступа на рынок услуг и поставщиков услуг в рамках единого
экономического пространства и проведение согласованной политики по
доступу третьих стран на рынок услуг и поставщиков услуг единого
экономического пространства.
Принцип обеспечения свободного движения капиталов предполагает
поэтапное снятие всех ограничений на движение капитала из
государств-участников в рамках единого экономического пространства
и проведение согласованной политики в области развития рынка
капитала при условии обеспечения макроэкономической стабильности.
Принципом обеспечения свободного движения рабочей силы
является обеспечение беспрепятственного перемещения физических лиц
государств-участников в рамках единого экономического пространства
и формирование согласованной миграционной политики в отношении
третьих стран с учетом принципов и норм международного права и
ВТО.
Принцип проведения согласованной макроэкономической политики
обеспечивает конвергенцию макроэкономических показателей, в том
числе выравнивание уровня внутренних цен, в первую очередь на
энергоносители, и тарифов на услуги естественных монополий.
Принцип проведения общей политики по отдельным отраслям
предполагает заключение секторальных соглашений, разработанных в
развитие Соглашения о формировании единого экономического
пространства.
Единое экономическое пространство формируется поэтапно, с
учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции.
Разноскоростная интеграция означает, что каждое
государство-участник самостоятельно определяет момент
присоединения к тому или иному международному договору, что
приводит к разноуровневой интеграции, когда государства-участники
находятся на разных уровнях интеграционного взаимодействия.
Разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что
каждое государство-участник самостоятельно определяет, в каких из
направлений развития интеграции или отдельных интеграционных
мероприятиях оно будет принимать участие и в каком объеме.
Государство-участник имеет возможность присоединяться к
международным договорам, обеспечивающим формирование и
функционирование единого экономического пространства, по мере
готовности. При этом государство-участник должно соблюдать
согласованную последовательность присоединения к перечню
международных договоров, содержащемуся в Комплексе основных мер по
формированию единого экономического пространства. Для
присоединения государств-участников к действующим в рамках единого
экономического пространства международным договорам требуется
согласие всех государств-участников этих международных договоров.
Это правило распространяется на функционирование основных
принципов и условий единого экономического пространства,
определяемых настоящей Концепцией.
Переход от одного этапа формирования единого экономического
пространства к другому осуществляют те государства-участники,
которые выполнили мероприятия, предусмотренные в предыдущем этапе
Комплекса основных мер по формированию единого экономического
пространства.
Объем преимуществ, предоставляемых государствами-участниками
друг другу, определяется соглашениями по формированию единого
экономического пространства, участниками которых они являются.
Неучастие или частичное участие какого-либо
государства-участника в отдельных направлениях развития интеграции
или отдельных интеграционных мероприятиях не должно являться
препятствием для остальных государств-участников в осуществлении
указанных направлений развития интеграции или отдельных
интеграционных мероприятиях.
Более поздние сроки присоединения какого-либо
государства-участника к отдельным направлениям развития интеграции
или отдельным интеграционным мероприятиям не меняют его статуса
участника единого экономического пространства.
Учитывая различные степени интеграции государств - основателей
единого экономического пространства (Российская Федерация и
Республика Белоруссия - Союзное государство; Российская Федерация,
Республика Белоруссия и Республика Казахстан - члены ЕврАзЭС),
сроки возможного перехода к более высоким степеням интеграции
определяются каждым государством-участником самостоятельно.
Завершение формирования зоны свободной торговли является
первоочередным и базовым этапом формирования единого
экономического пространства.
Единое экономическое пространство формируется с учетом таких
принципов, как добровольность, экономическая взаимовыгодность,
отсутствие дискриминации, правовая гарантированность,
сопряженность целей, ответственность за принятые обязательства,
транспарентность.
III. Основные направления формирования единого
экономического пространства
Единое экономическое пространство формируется постепенно,
путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию
осуществляемых государствами-участниками преобразований в
экономике, совместных мер по проведению согласованной
экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства
в сфере экономики, торговли и по другим направлениям с учетом
общепризнанных принципов и норм международного права, а также
опыта и законодательства Европейского союза.
Направления интеграции и мероприятия по их реализации
определяются на основе соответствующих международных договоров и
решений органов единого экономического пространства,
предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из
государств-участников в полном объеме, а также механизм их
реализации и ответственности за невыполнение согласованных
решений.
Формирование единого экономического пространства подразумевает
осуществление следующих основополагающих мероприятий:
установление для товаров торгового режима без изъятий и
ограничений на базе:
реализации комплекса мер по завершению создания зоны свободной
торговли без изъятий и ограничений, предусматривающей свободное
перемещение товаров и услуг на базе единых правил конкуренции и
применения субсидий, проведения согласованной политики в области
тарифного и нетарифного регулирования;
формирования общего таможенного тарифа;
определения единых правил конкуренции, регулирования
естественных монополий, в том числе обеспечение
недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги
субъектов естественных монополий, субсидирования и иных форм
государственной поддержки;
унификации мер нетарифного регулирования на основе норм и
правил ВТО, создания унифицированного порядка их применения в
отношении третьих стран;
неприменения тарифных и нетарифных ограничений во взаимной
торговле;
унификации торговых режимов государств-участников по отношению
к третьим странам;
упрощения порядка таможенного оформления и таможенного
контроля на внутренних таможенных границах с последующей их
отменой на завершающем этапе;
унификация принципов разработки и применения технических
регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;
либерализация режимов доступа на рынок услуг, постепенное
устранение имеющихся здесь барьеров и ограничений;
согласование условий для создания благоприятного климата для
привлечения инвестиций в приоритетные отрасли и производства;
установление единой политики в области охраны прав
интеллектуальной собственности;
гармонизация принципов налогообложения, в том числе переход на
согласованные принципы взимания косвенных налогов без изъятий,
недопущение использования налогов и сборов как инструмента защиты
внутреннего рынка и национальных производителей;
создание условий для взаимной конвертируемости национальных
валют и перехода к расчетам в национальных валютах,
последовательной либерализации валютной политики, согласования
механизма установления валютных курсов национальных валют,
формирования действенной платежной системы, повышения степени
либерализации движения капитала по мере улучшения экономического
положения государств-участников;
создание общего рынка труда со свободным передвижением граждан
государств-участников;
осуществление мер по правовому оформлению и обеспечению
формирования единого экономического пространства;
разработка механизма принятия и обеспечения выполнения
принимаемых решений.
Выполнение вышеуказанных мероприятий обеспечивается
посредством реализации Комплекса основных мер по формированию
единого экономического пространства.
IV. Взаимодействие при проведении переговоров
по присоединению к ВТО
Формирование и деятельность единого экономического
пространства осуществляется с учетом норм и правил ВТО.
Исходя из того, что государства-участники находятся на
различных этапах переговорного процесса по присоединению к этой
организации, необходимо выработать механизм согласования позиций
при проведении переговоров по присоединению к ВТО с учетом
возможностей разноуровневой и разноскоростной интеграции. Данный
механизм может предполагать:
проведение ежеквартальных консультаций для обсуждения хода
переговоров о присоединении к ВТО;
присоединение государств-участников к ВТО на согласованных
условиях.
Государства-участники самостоятельно выбирают конкретные формы
механизма согласования позиций при проведении переговоров по
присоединению к ВТО.
В случае вступления одного из государств-участников в ВТО
ранее остальных оно будет:
содействовать скорейшему присоединению к ВТО других
государств-участников;
воздерживаться от выдвижения требований к другим
государствам-участникам в рамках переговоров по присоединению к
ВТО.
V. Институциональные основы формирования единого
экономического пространства и порядок
принятия решений
Координация процессов формирования единого экономического
пространства осуществляется соответствующими органами,
создаваемыми на основе отдельных межгосударственных договоров.
Структура органов формируется с учетом уровней интеграции.
Органы единого экономического пространства создаются на основе
сочетания межгосударственных элементов и принципа передачи части
полномочий Сторон единому регулирующему органу с постепенным
повышением значимости последнего.
Осуществление координации и управления формированием единого
экономического пространства на межгосударственном уровне будет
обеспечиваться Советом глав государств-участников (далее именуется
- СГГ).
Количество голосов каждого государства-участника в рамках СГГ
будет распределяться исходя из принципа "одно государство - один
голос". Решения СГГ принимаются консенсусом.
Государства-участники учреждают единый регулирующий орган -
Комиссию, которой они на основе международных договоров делегируют
часть своих полномочий. Ее решения являются обязательными для
выполнения всеми государствами-участниками.
Комиссия начинает свое функционирование с момента введения
общего таможенного тарифа или единых правил конкуренции в
зависимости от того, что вводится раньше. По мере развития и
углубления интеграционных процессов полномочия единого
регулирующего органа соответственно расширяются.
В Комиссии решения по всем вопросам принимаются взвешенным
голосованием. Количество голосов каждого из государств-участников
определяется с учетом его экономического потенциала. Распределение
голосов и процедура голосования устанавливаются на основе
соглашения государств-участников.
Основными полномочиями СГГ являются:
определение перспектив дальнейшей интеграции в рамках единого
экономического пространства;
контроль за выполнением Комплекса основных мер по формированию
единого экономического пространства;
обеспечение применения и соблюдения основных принципов и мер,
принимаемых для формирования единого экономического пространства;
выработка торгово-экономической политики в отношении третьих
стран;
принятие решений о приеме новых членов в единое экономическое
пространство;
постановка задач по унификации таможенно-тарифной и
конкурентной политики государств-участников и рассмотрение
докладов Комиссии;
принятие иных решений по принципиальным вопросам
функционирования единого экономического пространства.
Для обеспечения надлежащего функционирования и развития
единого экономического пространства Комиссия в рамках своей
компетенции:
обеспечивает реализацию целей и задач единого экономического
пространства;
принимает решения и дает заключения по вопросам, связанным с
достижением целей и выполнением задач единого экономического
пространства;
разрабатывает проекты нормативных правовых актов, методические
материалы и другие документы, необходимые для достижения целей и
выполнения задач единого экономического пространства;
осуществляет иные полномочия.
VI. Правовое, финансовое и информационное обеспечение
Правовой основой формирования и деятельности единого
экономического пространства являются международные договоры и
решения органов единого экономического пространства, заключаемые и
принимаемые с учетом интересов государств-участников и в
соответствии с принципами и нормами международного права.
Принимая во внимание разноскоростной и разноуровневый характер
интеграции, решения о завершении работы по подготовке проектов
международных договоров и иных документов единого экономического
пространства принимаются, если соответствующий проект согласован
не менее чем тремя государствами-участниками, на долю которых
приходится не менее двух третей совокупного валового продукта.
Государства-участники признают необходимость закрепления
механизма реализации принятых решений, введения санкций за их
невыполнение, а также механизма разрешения споров в каждом
заключенном ими международном договоре, направленном на
формирование единого экономического пространства. Данные документы
должны содержать положения о недопустимости оговорок к ним.
Финансирование органов единого экономического пространства
осуществляется за счет долевых взносов государств-участников,
пропорциональных числу голосов государств-участников в едином
регулирующем органе.
Для обеспечения функционирования единого экономического
пространства формируется база данных, в которой концентрируется
постоянно обновляемая информация экономического и правового
характера.
VII. Заключение
Единое экономическое пространство будет открыто для
присоединения к нему других государств при условии принятия ими
обязательств, вытекающих из международных договоров, заключаемых и
действующих в рамках единого экономического пространства, их
соответствия установленным Соглашением макроэкономическим и
институциональным критериям и с согласия всех
государств-участников.
Любое государство-участник имеет право выхода из единого
экономического пространства, предварительно урегулировав свои
обязательства, принятые в рамках формирования единого
экономического пространства.
Со дня выхода государства-участника из единого экономического
пространства обязательства других государств-участников перед этим
государством-участником, вытекающие из заключенных в рамках
единого экономического пространства международных договоров и
принятых решений, утрачивают силу.
|