ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 3 сентября 2003 г. N ВКПИ 03-74
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Захарова Л.М.,
при секретаре Мизюлине Е.В.,
с участием старшего военного прокурора
отдела Главной военной прокуратуры Пайгина Р.Х.,
заявителя Сутягина В.М.,
его представителя Реброва Н.И.
и представителей Правительства РФ Коненковой А.Б.
и Картуха Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе Сутягина В.М. на п. 16 Правил выпуска и погашения
Государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам -
участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные
сертификаты" (далее - Правил), утвержденных Постановлением
Правительства РФ N 168 от 19 марта 2002 года "О совершенствовании
деятельности по реализации федеральной целевой программы
"Государственные жилищные сертификаты",
установил:
Сутягин обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
жалобой, в которой оспаривает законность п. 16 Правил,
утвержденных Постановлением Правительства РФ N 168 от 19 марта
2002 года "О совершенствовании деятельности по реализации
федеральной целевой программы "Государственные жилищные
сертификаты".
В судебном заседании заявитель изменил свои требования и
просил, кроме признания не соответствующим закону п. 16 Правил,
признать противоречащим закону абзац 3 четвертого раздела
(Граждане - участники программы) федеральной целевой программы
"Государственные жилищные сертификаты", утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.1998
N 71 (в редакции Постановления Правительства РФ от 08.04.2000
N 315).
Заявитель утверждает, что пункт 16 Правил, в части слов "в той
же хронологической последовательности, в какой каждый из них был
поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в
соответствии с законодательством Российской Федерации", и абзац 3
четвертого раздела (Граждане - участники программы) федеральной
целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", в части
слов "из общего числа граждан - участников Программы формируется
отдельная очередь на получение государственного жилищного
сертификата в соответствии с датой постановки на учет для
улучшения жилищных условий", противоречат требованиям п. 14 ст. 15
Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе
военнослужащих", поскольку Закон, в отличие от обжалуемых правовых
норм, не предусматривает в качестве обязательного условия время
постановки на учет для улучшения жилищных условий в органах
местного самоуправления.
По мнению Сутягина, в соответствии с п. 14 ст. 15 указанного
выше Закона право на обеспечение жильем путем получения
государственного жилищного сертификата (далее - ГСЖ) возникает со
дня прибытия военнослужащего на избранное место жительства при
увольнении с военной службы, а не со дня постановки на учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Выслушав объяснения Сутягина В.М., его представителя Реброва
Н.И. в обоснование заявленных требований, представителей
Правительства Российской Федерации Коненковой А.Б. и Картуха Д.В.,
возражавших против требований заявителя, исследовав материалы дела
и заслушав заключение прокурора Пайгина Р.Х., полагавшего в
удовлетворении требований заявителя отказать, Верховный Суд РФ
находит, что требования Сутягина В.М. удовлетворению не подлежат.
Обжалуемые Сутягиным правовые нормы устанавливают очередность
граждан - участников Программы для получения жилищных сертификатов
в той хронологической последовательности, в какой каждый из них
был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона "Об основах Федеральной
жилищной политики" N 4218-1 от 24 декабря 1992 года (в ред.
Федеральных законов от 12.01.1996 N 9-ФЗ, от 21.04.1997 N 68-ФЗ,
от 10.02.1999 N 29-ФЗ, от 17.06.1999 N 113-ФЗ, от 08.07.1999
N 152-ФЗ, от 24.12.2002 N 179-ФЗ, от 06.05.2003 N 52-ФЗ)
определяет, что органы государственной власти и управления, органы
местного самоуправления обеспечивают порядок учета жилищного
фонда, распределения и предоставления гражданам жилых помещений по
договорам найма, аренды, а также их продажи гражданам в
государственном, муниципальном и общественном жилищных фондах.
Согласно ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения
предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в
улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из
времени принятия их на учет и включения в списки на получение
жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и
внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в
отдельные списки.
Право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на
обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного
жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от
Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального
органа исполнительной власти, в котором федеральным законом
предусмотрена военная служба) определено п. 14 ст. 15 Федерального
закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ.
В соответствии с данной нормой Закона Правительством РФ
утверждена федеральная целевая программа "Государственные жилищные
сертификаты" (Постановление Правительства РФ от 20 января 1998
года N 71, в редакции Постановления Правительства РФ от 8 апреля
2000 года N 315).
Указом Президента РФ от 28 января 1998 года N 102 федеральной
целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" придан
статус президентской программы.
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации
Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов
Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их
исполнение.
Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках
указанной конституционной нормы и п. 14 ст. 15 Федерального закона
"О статусе военнослужащих", принимая соответствующее
Постановление, действовало в пределах своих полномочий и
исключительной компетенции, установленной Законом.
Таким образом, вопреки мнению заявителя, анализ
вышеперечисленных правовых норм дает основания полагать, что
каких-либо несоответствий между положениями п. 14 статьи 15
Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года
N 76-ФЗ и требованиями пункта 16 Правил выпуска и погашения
государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам -
участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные
сертификаты", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 168
от 19 марта 2002 года "О совершенствовании деятельности по
реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные
сертификаты", в части слов "в той же хронологической
последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с
законодательством Российской Федерации", а также абзацем 3
четвертого раздела (Граждане - участники программы) федеральной
целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", в части
слов "из общего числа граждан - участников Программы формируется
отдельная очередь на получение государственного жилищного
сертификата в соответствии с датой постановки на учет для
улучшения жилищных условий", не имеется.
Что же касается утверждения Сутягина В.М. о том, что он прибыл
к избранному месту жительства в 1993 году, а поставлен на учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий лишь в 1996 году, то
вопрос, связанный с правильностью его постановки на учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий путем получения
государственного жилищного сертификата, должен быть разрешен в
соответствующем районном суде.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК
РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении жалобы Сутягина Виктора Михайловича о
признании незаконным и не действующим со дня опубликования пункта
16 Правил выпуска и погашения государственных жилищных
сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной
целевой программы "Государственные жилищные сертификаты",
утвержденных Постановлением Правительства РФ N 168 от 19 марта
2002 года "О совершенствовании деятельности по реализации
федеральной целевой программы "Государственные жилищные
сертификаты", в части слов "в той же хронологической
последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с
законодательством Российской Федерации", а также о признании не
соответствующим закону абзаца 3 раздела 4 (Граждане - участники
программы) федеральной целевой программы "Государственные жилищные
сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской
Федерации от 20.01.1998 N 71 (в редакции Постановления
Правительства РФ от 08.04.2000 N 315), в части слов "из общего
числа граждан - участников Программы формируется отдельная очередь
на получение государственного жилищного сертификата в соответствии
с датой постановки на учет для улучшения жилищных условий" -
отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено
кассационное представление в течение 10 дней в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда РФ
Л.М.ЗАХАРОВ
|