МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПРИКАЗ
от 28 августа 2003 г. N БГ-3-03/478
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
ДЕКЛАРАЦИИ ПО АКЦИЗАМ НА ПОДАКЦИЗНЫЕ ТОВАРЫ
(ПО ФОРМАМ N 1, 2, 3)
В соответствии с п. 2 ст. 4 ч. 1 Налогового кодекса Российской
Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
N 31, ст. 3824), в целях повышения эффективности налогового
контроля и установления единого порядка проведения камеральной
налоговой проверки декларации по акцизам на подакцизные товары (по
формам N 1, 2, 3) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по
проведению камеральной налоговой проверки декларации по акцизам на
подакцизные товары (по формам N 1, 2, 3) (далее - Методические
рекомендации).
2. Управлениям Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по субъектам Российской Федерации довести Методические
рекомендации до нижестоящих налоговых органов и обеспечить их
применение в практической работе.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя министра Российской Федерации по налогам и сборам О.В.
Сердюк.
Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.БУКАЕВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
ДЕКЛАРАЦИИ ПО АКЦИЗАМ НА ПОДАКЦИЗНЫЕ ТОВАРЫ
(ПО ФОРМАМ N 1, 2, 3)
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Целью проведения камеральной проверки налоговой
декларации по акцизам на подакцизные товары является контроль за
правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизов по
операциям с подакцизными товарами, признаваемым объектом
налогообложения акцизами в соответствии со статьей 182 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Методические рекомендации устанавливают единые принципы
организации работы налоговых органов по проведению камеральных
налоговых проверок декларации по акцизам на подакцизные товары
(далее - камеральная налоговая проверка).
Результаты камеральных налоговых проверок в дальнейшем
используются налоговыми органами для планирования и подготовки
проведения выездных налоговых проверок.
По результатам предварительного анализа документов
определяются ориентировочные данные, которые служат основанием для
отбора налогоплательщиков для проведения камеральной налоговой
проверки с истребованием всех необходимых документов.
1.2. При проведении камеральной налоговой проверки следует
руководствоваться Кодексом, Инструкцией по заполнению декларации
по акцизам, утвержденной Приказом МНС России от 17.12.2002
N БГ-3-03/716 (далее - Инструкция), Регламентом проведения
камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации
их результатов, утвержденным министром Российской Федерации по
налогам и сборам 28.01.99 (Письмо МНС России от 29.01.99
N ВГ-14-16/13дсп), а также настоящими Методическими
рекомендациями.
1.3. При проведении камеральной налоговой проверки
используются:
- налоговые декларации по акцизам на подакцизные товары (далее
- декларация);
- документы, подтверждающие правильность исчисления и
своевременность уплаты акцизов, и иные документы о деятельности
налогоплательщиков;
- данные (протоколы ошибок), сформированные средствами АИС
после проведения автоматизированного контроля налоговых
деклараций.
1.4. Камеральную налоговую проверку декларации рекомендуется
проводить по следующим направлениям:
1.4.1. Проверка своевременности представления декларации.
1.4.2. Проверка правильности заполнения декларации в
соответствии с Инструкцией.
1.4.3. Проверка правильности арифметического подсчета итоговых
сумм акциза.
При проверке показателей налоговых деклараций следует
использовать систему контрольных соотношений показателей форм
налоговой и бухгалтерской отчетности (далее - КС), включающую
взаимосвязь отдельных показателей декларации по акцизам на
подакцизные товары между собой (внутридокументные КС) (Письмо МНС
России от 21.04.2003 N ВГ-6-03/4760).
При использовании контрольных соотношений следует иметь в
виду, что по результатам проверки с использованием КС определяются
только предварительные данные, которые служат основанием для
отбора налогоплательщиков для проведения камеральной налоговой
проверки, которую необходимо проводить с истребованием необходимых
документов и сведений и других мероприятий налогового контроля
(встречные проверки, участие свидетелей, экспертиза и т.д.).
1.5. Проверка показателей декларации на соответствие нормам
законодательства включает в себя:
- правильность примененных налогоплательщиком ставок акциза;
- правильность расчета налоговой базы;
- обоснованность налоговых вычетов.
Раздел 2. ПРОВЕРКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ
В ходе проведения камеральной налоговой проверки следует
исключить ошибки, выявленные с взаимоувязкой показателей строк и
граф, предусмотренных в декларации.
Такую проверку следует осуществлять в соответствии с таблицей
КС показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности
декларации по акцизам.
Необходимо проверить:
1) правильность подсчета итоговых сумм, показываемых:
по форме N 1: таблица N 1 "Расчет налоговой базы" (графа 6) по
строкам 060 и 080, таблица N 2 "Расчет суммы акциза" (графы 5 и 7)
по строкам 030, 040, 070, 090, 110, 120, 130;
по форме N 2 (графы 6, 7, 8, 10, 11, 12) по строкам 030, 050,
070, 090, 110, 130, 150, 170, 190.
По форме N 3 таблица N 3.1 (графа 6) по строкам 110 - 150,
(графы 6 и 8) по строкам 460 - 500, 610 - 650, (графа 8) по
строкам 660, 970 - 1020;
2) взаимосвязь строк и граф, предусмотренных в декларации по
акцизам.
В таблицу N 1 формы N 1 декларации переносятся данные из
приложений N 1 - 4 к форме N 1 таблицы N 1.
Необходимо проверить правильность переноса данных из указанных
приложений в таблицу N 1 формы N 1 декларации. Такую проверку
следует осуществлять в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2
приложения N 1 таблицы КС.
В таблицу N 2 формы N 1 декларации переносятся данные из
таблицы N 1 формы N 1 декларации.
Необходимо проверить правильность переноса данных из таблицы
N 1 в таблицу N 2 формы N 1 декларации. Такую проверку следует
осуществлять в соответствии с пунктами 1.9, 1.16, 1.18, 1.22
приложения N 1 таблицы КС.
Данные об объемах реализованной продукции на территории
Российской Федерации, указанные в строках 1060 - 1100 по графе 4
таблицы N 3.2 формы N 3 декларации, должны соответствовать данным,
указанным в строках 770 - 810 по графе 6 таблицы N 3.1 формы N 3
декларации.
Данные о суммах акциза, подлежащих уплате в бюджет, отраженных
в строках 1060 - 1100 по графе 6 таблицы N 3.2 формы N 3
декларации, должны соответствовать данным, отраженным в строках
980 - 1020 по графе 8 таблицы N 3.1 формы N 3 декларации.
Общая сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по всем видам
подакцизных нефтепродуктов, отраженная в строке 1050 по графе 6
таблицы N 3.2 формы N 3 декларации, должна соответствовать сумме,
отраженной в строке 970 по графе 8 таблицы N 3.1 формы N 3
декларации.
Раздел 3. ПРОВЕРКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДЕКЛАРАЦИИ НА СООТВЕТСТВИЕ НОРМАМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3.1. Камеральная налоговая проверка показателей формы N 1
декларации.
3.1.1. Правильность применения налоговых ставок.
Если налогоплательщиком заполнены строки 010 "Признак
несовпадения вида подакцизного товара коду бюджетной
классификации" и "Код бюджетной классификации", следует проверить
наличие отдельной декларации по каждому коду бюджетной
классификации.
При проверке правомерности применения ставки акциза сотрудник
налогового органа может проверить наличие в налоговом органе по
месту нахождения акцизного склада уведомления о поставке
(передаче) алкогольной продукции с акцизного склада,
представляемого организацией - поставщиком (отправителем)
алкогольной продукции в соответствии с Приказом МНС России от
31.03.2003 N БГ-3-07/154 "Об утверждении порядка хранения
алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового
склада, и единой системы учета ее движения" (зарегистрирован в
Минюсте 04.06.2003 N 4636).
3.1.2. Правильность определения налоговой базы по акцизам.
Форма N 1 включает в себя две таблицы, в которых
осуществляется расчет налоговой базы (таблица N 1) и суммы акциза
(таблица N 2).
По спирту этиловому, спиртосодержащей, алкогольной продукции,
автомобилям легковым и мотоциклам, реализуемым на территории
Российской Федерации, проверка формы N 1 декларации начинается с
приложения N 1 к форме N 1 таблицы N 1.
По спирту этиловому, спиртосодержащей, алкогольной продукции,
автомобилям легковым и мотоциклам, реализуемым на экспорт,
проверка формы N 1 декларации начинается с приложения N 2 к форме
N 2 таблицы N 1.
По табачным изделиям и пиву, реализуемым на территории
Российской Федерации, проверка формы N 1 должна начинаться с
приложения N 3 к форме N 1 таблицы N 1.
По табачным изделиям и пиву, реализуемым на экспорт, проверка
формы N 1 начинается с приложения N 4 к форме N 1 таблицы N 1.
Приложения N 1, 2, 3, 4 к таблице N 1 формы N 1 должны быть
заполнены по каждому виду подакцизных товаров, произведенных и
реализованных налогоплательщиком.
Учитывая, что в соответствии со статьей 204 Кодекса уплата
акцизов по спирту этиловому, спиртосодержащей, алкогольной
продукции, пиву, табачной продукции, автомобилям легковым,
мотоциклам с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт должна
осуществляться равными долями исходя из фактической реализации за
истекший налоговый период, расчет налоговой базы и суммы акциза по
этим товарам в декларации по форме N 1 (в т.ч. в таблице N 1,
таблице N 2 и в приложениях к таблице N 1) должен производиться за
налоговый период в целом. Полученная сумма акциза делится пополам
и вносится в бюджет в два срока, которые установлены указанной
статьей. Таким образом, при проверке суммы акциза, подлежащей
уплате в бюджет, необходимо обратить внимание на соблюдение
указанных пропорций.
В приложении N 1 вид подакцизного товара указывается в строке,
имеющей код 010.
В строках, имеющих код 070, по наименованиям товаров,
относящимся к одному и тому же виду подакцизного товара,
производится пересчет налоговой базы на безводный спирт или
определяется общая мощность двигателей в лошадиных силах.
При проведении камеральной налоговой проверки необходимо
проверить правильность пересчета налоговой базы. Для этого
необходимо показатель графы 6 приложения N 2 к форме N 1 таблицы
N 1 декларации умножить на показатель графы 7 соответствующей
графы данного приложения и сравнить с показателем, указанным в
графе 8.
При проведении камеральной налоговой проверки необходимо
проверить правильность определения налоговой базы, признанной
объектом налогообложения (по строкам, имеющим код 090).
В строках, имеющих код 090, определяется налоговая база по
каждой операции, признанной объектом налогообложения.
В приложениях N 1 - 4 к таблице N 1 формы N 1 налогоплательщик
должен перечислить все операции, признанные объектом
налогообложения акцизами, которые фактически совершались в
истекшем налоговом периоде. По каждой из перечисленных операций
должна быть указана налоговая база, т.е. объем реализованной
продукции.
При проведении камеральной проверки необходимо проверить
правильность переноса указанных показателей.
Приложения N 2 и 4 к таблице N 1 заполняются аналогично
приложениям N 1 и 3 соответственно по подакцизным товарам,
реализованным на экспорт.
3.1.3. Правильность применения налоговых вычетов по акцизам.
3.1.3.1. При необходимости подтверждения передачи сырья на
переработку у налогоплательщика могут быть истребованы документы,
подтверждающие факт передачи сырья, а также проведены встречные
проверки.
Если при производстве одного подакцизного товара используется
другой подакцизный товар, имеющий отличную от него единицу
измерения налоговой базы, то вся стоимость использованного
подакцизного товара, включая акциз, должна быть отнесена на
затраты по производству товара.
3.1.3.2. При проверке правильности применения налоговых
вычетов сумм акцизов по приобретенным подакцизным товарам,
использованным в качестве сырья, необходимо проверить наличие
расчетных документов и счетов-фактур, предъявленных
налогоплательщиком и подтверждающих уплату им соответствующих сумм
акциза. Должностному лицу налогового органа, проводящему
камеральную проверку, необходимо провести анализ представленных
документов и при необходимости направить запрос в налоговый орган
по месту регистрации поставщика подакцизного товара, провести
встречные проверки.
В случае если в результате камеральной налоговой проверки
установлено, что налогоплательщиком к вычету предъявлена сумма,
превышающая величину, рассчитанную по формуле, указанной в статье
201 Кодекса, то сумма указанного превышения вычету не подлежит, а
должна быть отнесена на убытки организации.
При проверке правильности уменьшения сумм акциза, подлежащих
уплате в бюджет, проверяется правильность заполнения
соответствующих платежных документов.
При необходимости у налогоплательщика могут быть истребованы
документы, в том числе первичные, включающие нормативы расхода
сырья, подтверждающие факт списания указанного сырья на затраты по
производству.
При проведении камеральной налоговой проверки необходимо
проверить наличие документов, подтверждающих факт экспорта
подакцизных товаров за пределы таможенной территории Российской
Федерации, а также правильность их заполнения.
На основе анализа представленных документов при необходимости
может быть произведена сверка данных, отраженных в грузовых
таможенных декларациях (их копиях), представленных
налогоплательщиком, с данными, содержащимися в электронных копиях
грузовых таможенных деклараций, имеющихся в налоговом органе, а
также направлен запрос в таможенные органы о подтверждении факта
вывоза подакцизных товаров.
Для проверки правильности отражения сумм акциза, подлежащих
вычету в связи с возвратом подакцизных товаров, налоговым органом
могут быть истребованы накладные, подтверждающие факт возврата
подакцизных товаров.
3.2. Камеральная налоговая проверка показателей формы N 2
декларации.
Камеральная налоговая проверка по данной форме проводится в
порядке, предусмотренном в пункте 5.1 раздела 5 (не приводится)
настоящих Методических рекомендаций, с учетом следующих
особенностей.
Для заполнения формы N 2 декларации применяется Справочник
кодов объектов налогообложения акцизами подакцизных товаров и
подакцизного минерального сырья (приложение N 1 к Инструкции), а
также Справочник видов и кодов подакцизных товаров (приложение N 2
к Инструкции).
Ставка акциза должна быть указана в графе 13 в размере 50% от
ставки, установленной пунктом 1 статьи 193 Кодекса.
3.3. Камеральная налоговая проверка показателей формы N 3.
3.3.1. Проверка декларации по форме N 3 начинается со сведений
о свидетельствах о регистрации лица, совершающего операции с
нефтепродуктами. В указанных целях необходимо сверить данные о
свидетельствах, указанных в строках 001 - 004 таблицы N 3.1
декларации, с реестром выданных свидетельств.
3.3.2. При проведении камеральной налоговой проверки
необходимо проверить соответствие ставок акциза, указанных в графе
7 таблицы N 3.1 декларации, по ставкам, установленным статьей 193
Кодекса.
При проведении камеральной налоговой проверки необходимо
провести проверку достоверности данных о наличии свидетельства у
покупателя нефтепродуктов, указанных в приложении N 3 к форме N 3
декларации по акцизам, путем сверки с данными реестра выданных
свидетельств.
При проведении камеральной налоговой проверки может быть
направлен запрос в налоговый орган по месту постановки на учет
покупателя в целях подтверждения достоверности указанной отметки.
При камеральной налоговой проверке правильности применения
налоговых вычетов следует проверить наличие документов,
предусмотренных пунктом 9 статьи 201 Кодекса, подтверждающих факт
передачи нефтепродуктов в производство.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки следует
проверить наличие указанных документов, предусмотренных пунктом 10
статьи 201 Кодекса.
3.3.3. При проверке правильности заполнения расчета суммы
акциза, подлежащей уплате по месту нахождения обособленного
подразделения налогоплательщика, необходимо иметь в виду
следующее. После расчета акциза в целом по организации
налогоплательщиком заполняется таблица N 3.2, в которой
указывается как объем продукции, реализованной в целом по
организации, так и объем продукции, реализованной обособленным
подразделением. Затем определяется удельный вес объема продукции,
реализованной обособленным подразделением, в общем объеме
продукции, реализованной организацией. Сумма акциза, приходящаяся
непосредственно на обособленное подразделение, определяется путем
умножения суммы акциза, рассчитанной в таблице N 3.1 в целом по
организации, на удельный вес обособленного подразделения в общем
объеме реализованной продукции.
Следует обратить внимание, что таблица N 3.2 заполняется по
каждому обособленному подразделению организации.
При этом количество обособленных подразделений сверяется с
информацией, содержащейся в базе данных ЕГРН.
3.3.4. В случае если у лица, совершающего операции с
нефтепродуктами, в соответствии со статьей 197.1 Кодекса
установлен налоговый пост, то данные декларации сверяются с
отчетными данными налогового поста.
|