ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 августа 2003 г. N КАС 03-382
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Толчеева Н.К.,
членов коллегии Кебы Ю.Г.,
Пелевина Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 августа 2003
года гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества
"Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" о
признании недействующим подпункта 8 пункта 21 устава Федерального
фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998
года N 857,
по кассационной жалобе ОАО "Курское областное страховое
акционерное общество "Мед-Полис" на решение Верховного Суда
Российской Федерации от 9 июня 2003 года, которым в удовлетворении
заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Толчеева Н.К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационную
жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
подпунктом 8 пункта 21 устава Федерального фонда обязательного
медицинского страхования (далее - Федеральный фонд ОМС),
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
29 июля 1998 г. N 857, предусмотрено, что директор Федерального
фонда по вопросам, относящимся к компетенции Федерального фонда,
утверждает нормативно-методические документы, обязательные для
исполнения территориальными фондами медицинского страхования и
страховыми медицинскими организациями, входящими в систему
обязательного медицинского страхования.
ОАО "Курское областное страховое акционерное общество
"Мед-Полис" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с
заявлением о признании данного положения устава незаконным,
указывая на то, что оно позволяет Федеральному фонду ОМС издавать
нормативные правовые акты без соблюдения требований
законодательства об их государственной регистрации и официальном
опубликовании и требовать обязательного исполнения таких актов
страховыми медицинскими организациями - самостоятельными
хозяйствующими субъектами.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2003
года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Курское областное страховое
акционерное общество "Мед-Полис" просит решение суда отменить,
считая его незаконным.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия
Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее
удовлетворения.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 12 Закона Российской Федерации
"О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" для
реализации государственной политики в области обязательного
медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные
некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования создается Правительством
Российской Федерации.
На основании этой нормы закона, ст. 23 Федерального
конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", а
также Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 г.
N 729 "Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского
страхования" Правительство Российской Федерации вправе было издать
постановление об утверждении устава Федерального фонда ОМС.
Подпункт 8 пункта 21 этого устава закрепляет полномочие
директора Федерального фонда утверждать по вопросам, относящимся к
компетенции Федерального фонда, нормативно-методические документы,
обязательные для исполнения территориальными фондами ОМС и
страховыми медицинскими организациями, входящими в систему ОМС.
Возможность издания Федеральным фондом ОМС таких документов
вытекает из упомянутой выше его функции по реализации
государственной политики в области обязательного медицинского
страхования, а также из Указа Президента Российской Федерации от
20 марта 2001 г. N 318, предусматривающего в определенных случаях
государственную регистрацию этих актов.
Оспариваемая норма не регулирует порядок подготовки и издания
Федеральным фондом ОМС нормативных правовых актов, а также не
предусматривает издание актов, имеющих нормативный характер, без
соблюдения требований об их государственной регистрации и
официальном опубликовании в случаях, когда эти акты затрагивают
права и обязанности граждан, устанавливают правовой статус
организаций или носят межведомственный характер.
В этой связи довод заявителя о том, что оспариваемая норма
позволяет Федеральному фонду ОМС издавать нормативные акты без их
государственной регистрации и без официального опубликования в
требуемых случаях, не соответствует содержанию данной нормы, в
связи с чем обоснованно отвергнут судом первой инстанции.
Нормы материального права судом первой инстанции применены и
истолкованы правильно, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований
для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального
кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской
Федерации
решила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2003
года оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого
акционерного общества "Курское областное страховое акционерное
общество "Мед-Полис" - без удовлетворения.
|