МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 августа 2003 г. N 20-51-2564/20-05
О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 07.07.2003 N 123-ФЗ
Вступил в действие Федеральный закон от 07.07.2003 N 123-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части, касающейся финансирования
общеобразовательных учреждений", внесенный Президентом Российской
Федерации в декабре 2002 г. в Государственную Думу в порядке
законодательной инициативы.
Указанный Закон предусматривает разграничение ответственности
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
за финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений и
передачу в местный бюджет субвенции из бюджета субъекта Российской
Федерации на реализацию муниципальными образовательными
учреждениями государственного стандарта общего образования.
Учитывая, что в настоящее время в субъектах Федерации
осуществляется формирование бюджета на 2004 г., направляем для
использования в работе "Методические рекомендации органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по
предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование
общеобразовательных учреждений в части реализации ими
государственного стандарта общего образования", которые ранее
согласованы с Минфином России и которые в ближайшее время
предусматривается утвердить распоряжением Правительства Российской
Федерации (прилагаются).
Нормативной правовой базой предоставления субвенций являются:
Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от
07.07.2003 N 123 "О внесении изменений и дополнений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся
финансирования общеобразовательных учреждений". Участие органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в
формировании местных бюджетов (решении вопросов организации
местных финансов) осуществляется в соответствии с Федеральными
законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" и "О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации".
Порядок предоставления, распределение субвенций между
муниципальными образованиями и значения нормативов на реализацию
государственного стандарта общего образования определяются законом
субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год.
Нормативы расходов на реализацию государственного стандарта
общего образования устанавливаются в расчете на одного
обучающегося, проживающего:
- в городском населенном пункте;
- в крупном сельском населенном пункте (с численностью
населения, превышающей 3 тыс. человек, или более высокий уровень,
установленный органами исполнительной власти субъекта Российской
Федерации);
- в ином сельском населенном пункте, не отнесенном к крупным
сельским населенным пунктам.
В расчет норматива на реализацию государственного стандарта
общего образования включаются следующие расходы:
- на оплату труда (тарифная и надтарифная части, начисления)
педагогического, административного, учебно-вспомогательного и
обслуживающего персонала;
- компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию;
- частично расходы на приобретение наглядных пособий,
технических средств обучения, расходных материалов, хозяйственные
нужды (кроме коммунальных расходов).
За органами местного самоуправления сохраняется ответственность
за финансирование расходов на поддержание и развитие материально-
технической базы подведомственных общеобразовательных учреждений
(капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования, мебели,
коммунальные расходы и др.).
Отдельно рассматриваются вопросы финансирования расходов
социального характера (питание, приобретение мягкого инвентаря,
подвоз учащихся к школе, льготы работникам по коммунальным услугам
и проч.).
Для расчета субвенций на 2004 г. рекомендуются следующие
минимальные значения нормативов расходов на реализацию
государственного стандарта общего образования на одного
обучающегося, проживающего в:
городском поселении - 5550 руб. в год;
в крупном сельском поселении - 6550 руб. в год;
в ином сельском поселении - 9940 руб. в год.
За счет средств субвенций финансируются все виды
общеобразовательных учреждений, реализующие государственные
стандарты общего образования (начального, основного, среднего
(полного) общего образования).
Прошу организовать учет данных рекомендаций при разработке
бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований на 2004 год.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ СУБВЕНЦИЙ МЕСТНЫМ
БЮДЖЕТАМ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В ЧАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для
использования органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации при формировании проектов бюджетов субъектов Российской
Федерации на соответствующий финансовый год в части, касающейся
предоставления субвенций местным бюджетам для финансового
обеспечения расходов местных бюджетов на реализацию
государственного стандарта общего образования в муниципальных
общеобразовательных учреждениях.
2. Размер субвенции местному бюджету на реализацию
государственного стандарта общего образования в муниципальных
общеобразовательных учреждениях (далее - субвенции) рассчитывается
по следующей формуле:
Si = Ri x Hi,
где:
Si - объем субвенции для i-го муниципального образования на
реализацию государственного стандарта общего образования в
муниципальных общеобразовательных учреждениях;
Ri - норматив расходов на реализацию государственного стандарта
общего образования в расчете на одного обучающегося муниципальных
общеобразовательных учреждений для i-го муниципального
образования;
Hi - прогнозируемая на соответствующий финансовый год
среднегодовая численность учащихся муниципальных
общеобразовательных учреждений, финансируемых из бюджета i-го
муниципального образования.
3. Значения нормативов расходов на реализацию государственного
стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных
учреждениях в расчете на одного обучающегося для каждого
муниципального образования определяются органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по следующей формуле:
Ri = (a1 x Dri + a2 x Dkci + a3 x Dci) x Kzi,
где:
a1, a2, a3 - рекомендуемые на соответствующий финансовый год
минимальные значения нормативов расходов на реализацию
государственного стандарта общего образования в расчете на одного
обучающегося, проживающего соответственно в городских, крупных
сельских и иных сельских населенных пунктах, доводимые до органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместным
письмом Минобразования России и Минфина России;
Dri, Dkci, Dci - удельный вес учащихся муниципальных
общеобразовательных учреждений (либо детей в возрасте 6 - 17 лет,
либо населения), проживающих соответственно в городских, крупных
сельских и иных сельских населенных пунктах i-го муниципального
образования, в общей численности учащихся муниципальных
общеобразовательных учреждений (либо детей в возрасте 6 - 17 лет,
либо населения), проживающих в i-м муниципальном образовании;
Kzi - районный коэффициент к заработной плате (включая надбавки
для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, без
учета надбавок к заработной плате для сельской местности),
установленный для i-го муниципального образования нормативными
правовыми актами органов государственной власти Российской
Федерации.
4. В расходы на реализацию государственного стандарта общего
образования включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и
надтарифная части заработной платы педагогического,
административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего
персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления
на заработную плату), компенсационные выплаты за книгоиздательскую
продукцию, а также на частичное обеспечение материальных затрат,
непосредственно связанных с образовательным процессом (расходы на
приобретение наглядных пособий, технических средств обучения,
расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы
(кроме коммунальных расходов)), муниципальных общеобразовательных
учреждений.
5. К городским населенным пунктам относятся города, поселки
городского типа и рабочие поселки;
к крупным сельским населенным пунктам - сельские населенные
пункты с численностью населения, превышающей 3000 человек, либо
иной более высокий уровень, установленный органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации;
к иным сельским населенным пунктам - сельские населенные
пункты, не отнесенные к крупным сельским населенным пунктам.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может
не выделять категорию крупных сельских населенных пунктов. В этом
случае при определении минимального значения норматива
используется рекомендуемое минимальное значение норматива на
одного обучающегося, проживающего в иных сельских населенных
пунктах.
6. В случае если в состав муниципального образования входят
населенные пункты (территории) с различными значениями районных
коэффициентов к заработной плате и (или) надбавок для районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, среднее для
данного муниципального образования значение районного коэффициента
к заработной плате (включая надбавки для районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей, без учета надбавок к заработной
плате для сельской местности) рассчитывается по формуле:
j
Kzi = SUM (Kzij x Nij / Ni),
j=1
где:
Kzij - районный коэффициент к заработной плате (включая
надбавки для районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей без учета надбавок к заработной плате для сельской
местности), установленный для j-го населенного пункта
(территории), входящего в состав i-го муниципального образования,
нормативными правовыми актами органов государственной власти
Российской Федерации;
Nij - численность населения j-го населенного пункта
(территории), входящего в состав i-го муниципального образования;
Ni - численность населения i-го муниципального образования.
7. При расчете субвенций используются данные Госкомстата России
и органов управления образованием, сверенные в установленном
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
порядке с органами местного самоуправления соответствующих
муниципальных образований.
8. Методика и расчеты субвенций, в том числе обоснования
(расчеты) нормативов расходов на реализацию государственного
стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по
муниципальным образованиям, вносятся в представительные
(законодательные) органы субъектов Российской Федерации в составе
материалов к проекту закона о бюджете субъекта Российской
Федерации на очередной финансовый год.
Распределение субвенций между муниципальными образованиями
включается в качестве приложения к проекту закона субъекта
Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на
очередной финансовый год. В указанное приложение включаются также
значения нормативов на реализацию государственного стандарта
общего образования в расчете на одного обучающегося по
муниципальным образованиям.
Первый заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Г.А.БАЛЫХИН
|