ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 15 августа 2003 г. N 74
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ
О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
До внесения соответствующих изменений в действующую редакцию
Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" Президиум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рекомендует
арбитражным судам при применении Федерального закона от 26 октября
2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной
практике руководствоваться следующим:
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 181 Федерального закона
"О несостоятельности (банкротстве)" и статьей 40 Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"
наличие приказа Банка России об отзыве у кредитной организации
лицензии на осуществление банковских операций является необходимым
условием принятия арбитражным судом к рассмотрению заявления о
признании данной кредитной организации банкротом.
Если к моменту рассмотрения вопроса о принятии заявления о
признании кредитной организации банкротом арбитражным судом
принято решение о признании недействительным приказа Банка России
об отзыве у кредитной организации указанной лицензии, арбитражный
суд на основании статьи 43 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" возвращает
заявление о признании кредитной организации банкротом.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона "О
банках и банковской деятельности" обжалование решения Банка России
об отзыве лицензии или применение мер по обеспечению исков в
отношении кредитной организации не приостанавливает действия
указанного решения и не свидетельствует о сохранении лицензии у
кредитной организации применительно к законодательству о
банкротстве.
2. Если приказ Банка России об отзыве лицензии у кредитной
организации признается недействительным после принятия заявления о
признании этой организации банкротом, но до вынесения решения по
делу о банкротстве, производство по делу о банкротстве подлежит
прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации.
Если Приказ Банка России об отзыве лицензии у кредитной
организации признается недействительным после принятия решения о
признании этой организации банкротом, производство по делу о
банкротстве кредитной организации продолжается в общем порядке.
3. В соответствии со статьями 181 и 182 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)" в отношении кредитной организации
не предусматривается возможность введения процедуры наблюдения по
результатам рассмотрения заявления о признании кредитной
организации банкротом. В связи с этим после введения в действие
Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (3 декабря
2002 г.) процедура наблюдения, установленная в действующей
редакции Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций", при рассмотрении дел о банкротстве
кредитных организаций не подлежит применению.
4. При вынесении определения о принятии заявления о признании
кредитной организации банкротом арбитражный суд на основании
абзаца второго пункта 6 статьи 42 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)" назначает дату проведения
судебного заседания, на котором проверяется обоснованность
требований заявителя и исследуется вопрос о наличии или отсутствии
признаков банкротства кредитной организации, позволяющих принять
решение о признании ее несостоятельной.
5. В случае вынесения ранее определения о введении процедуры
наблюдения арбитражный суд при получении заявления от лица,
участвующего в деле, назначает судебное заседание для рассмотрения
в соответствии с пунктом 1 статьи 182 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)" вопроса о признании кредитной
организации несостоятельной или об отказе в признании ее таковой.
При этом в случае признания кредитной организации несостоятельной
и открытия конкурсного производства кредиторы, чьи требования были
включены в реестр требований кредиторов в ходе процедуры
наблюдения, считаются лицами, участвующими в деле, и не должны
предъявлять свои требования повторно.
6. Правило, содержащееся в пункте 2 статьи 35 Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций",
носит специальный характер по отношению к положениям статей 15, 42
и 45 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и
означает, что к моменту рассмотрения заявления Банка России о
признании кредитной организации банкротом кандидатура арбитражного
управляющего должна быть в установленный срок предложена Банком
России. При этом предложенное Банком России лицо должно
соответствовать требованиям, предъявляемым к арбитражным
управляющим в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)", и иметь аттестат арбитражного
управляющего (статья 6 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций").
7. Пункт 2 статьи 35 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций" подлежит применению также в
следующих случаях: когда с заявлением о признании кредитной
организации несостоятельной обращается не Банк России, а иное
лицо; когда в процессе конкурсного производства решается вопрос о
назначении нового арбитражного управляющего.
8. Правило, содержащееся в абзаце втором пункта 1 статьи 6
Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций", носит специальный характер по отношению к положениям
Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и
означает, что к моменту рассмотрения заявления о признании
отсутствующей кредитной организации банкротом кандидатура
конкурсного управляющего может быть предложена Банком России из
числа служащих Банка России, при этом на служащих Банка России не
распространяются требования, предъявляемые к арбитражным
управляющим в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве)".
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
|