МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 августа 2003 г. N ВР-126-р
О МЕРАХ ПО СОЗДАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СУДОВОЙ СИСТЕМЫ ОХРАННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ
В целях выполнения требований главы XI-2 Международной
конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года
(СОЛАС-74) по оснащению конвенционных судов техническими
средствами охранного оповещения и в развитие распоряжения
Минтранса России от 17 февраля 2003 г. N ВР-31-р "О неотложных
мерах по обеспечению защиты морского судоходства от незаконных
актов, направленных против безопасности мореплавания":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию мероприятий по внедрению
судовой системы охранного оповещения.
2. Департаменту безопасности мореплавания с участием ФГУП
"Морсвязьспутник", ФГУ "Российский морской регистр судоходства" и
ФГУ "Служба морской безопасности":
2.1. Разработать и обеспечить утверждение в установленном
порядке технико-эксплуатационных требований к судовому
оборудованию, устройствам и техническим средствам судовой системы
охранного оповещения (далее - ССОО). Срок исполнения - IV квартал
2003 года.
2.2. Обеспечить проведение работ по одобрению типа
оборудования ССОО.
3. ФГУ "Российский морской регистр судоходства" обеспечить
техническое наблюдение за оснащением судов системами охранного
оповещения в установленные сроки и проведение периодических
освидетельствований оборудования ССОО аналогично судовому
оборудованию связи и навигации.
4. Департаменту безопасности мореплавания с участием ФГУП
"Морсвязьспутник", ФГУ "Служба морской безопасности" подготовить и
представить предложения по внесению изменений и дополнений в
Приказ Минтранса России от 17 июля 2000 г. N 74 "О создании
глобальной автоматизированной системы мониторинга и контроля за
местоположением российских морских и смешанного (река-море)
плавания судов", предусматривающие выполнение задач, необходимых
для функционирования ССОО. Срок исполнения - III квартал 2003
года.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за
собой.
Первый заместитель Министра
В.РУКША
Приложение
к распоряжению Минтранса России
от 14 августа 2003 г. N ВР-126-р
КОНЦЕПЦИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ СУДОВОЙ
СИСТЕМЫ ОХРАННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ
С учетом требований международных документов:
- правила 6 главы XI-2 Международной конвенции по охране
человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74);
- резолюции Международной морской организации (ИМО)
MSC.136(76) от 11 декабря 2002 г., с поправками, внесенными
резолюцией ИМО MSC.147(77) от 29 мая 2003 г.;
- Руководства по обеспечению судовой системы охранного
оповещения, принятого Комитетом по безопасности на море ИМО на
77-й сессии (MSC/Circ.1072 от 26 июня 2003 г.);
- Международного кодекса охраны судов и портовых средств, в
Минтрансе России должна быть организована система приема и
обработки переданных с судов специальных сигналов тревоги,
действующая на глобальной основе.
Для организации такой системы необходимо выполнить ряд
мероприятий, в частности:
1. Судовладельцам оснастить суда техническими средствами
судовой системы охранного оповещения (далее - ССОО),
соответствующими минимальным требованиям ИМО.
Данное мероприятие может быть выполнено как посредством
установки специально предназначенного для этих целей оборудования,
так и посредством использования установленных на судах
радиоустановок Глобальной морской системы связи при бедствии и для
обеспечения безопасности (далее - ГМССБ) после их соответствующей
модернизации.
Некоторое оборудование ГМССБ, в частности УКВ/ПВ/КВ
радиоустановки и аварийные радиобуи системы КОСПАС-САРСАТ, по
техническим и экономическим причинам нецелесообразно
модифицировать под требования, предъявляемые к ССОО.
Поэтому из существующего на судах оборудования ГМССБ наиболее
подходящими для использования в качестве радиоустановок ССОО
являются судовые земные станции (далее - СЗС) Инмарсат.
Их полная адаптация для использования в ССОО потребует меньшее
число технических мероприятий (как следствие - меньшее количество
финансовых затрат), т.к. СЗС Инмарсат уже удовлетворяют
большинству требований к ССОО, определенных ИМО. В частности, при
передаче сигнала тревоги через СЗС не требуется каких-либо
предварительных настроек каналов, установки режимов работы и т.п.
Как правило, на многих судах уже выполнено требование по
электропитанию в части обеспечения питания от альтернативного
источника электроэнергии, обеспечивается передача данных о
местоположении судна с привязкой к дате и времени, а также
непрерывный (глобальный) режим работы и т.д.
Потребуется некоторая доработка СЗС, в частности:
- установка дополнительных оконечных устройств - как минимум,
двух скрытых точек активации (кнопки, сенсоры, клавиатура,
телефонные трубки и т.п.), их сопряжение с СЗС;
- модернизация (замена) программного обеспечения терминала СЗС
для возможности его работы с дополнительным оконечным
оборудованием в режиме передачи специального сигнала тревоги.
Учитывая разнообразие моделей СЗС Инмарсат, установленных на
судах, для каждой модели необходимо разработать технические
условия на их модернизацию, а также привлечь большое количество
специалистов сервисных центров, которые бы выполнили эту работу.
Данное решение потребует достаточно длительного периода
времени для оценки возможности и обеспечения модернизации СЗС
Инмарсат.
Другим вариантом является установка новых специально
разработанных для ССОО терминалов Инмарсат-МиниС или устройств на
базе терминалов Инмарсат-D+. Такой вариант является технически
более простым, но он требует установки на судне дополнительного
оборудования.
В случае использования специально разработанного оборудования
будет применяться определенный порядок, в соответствии с которым
на судах будет устанавливаться согласованное с ФГУ "Служба морской
безопасности" (далее - Служба морской безопасности), одобренное
Росморфлотом и освидетельствованное ФГУ "Российский морской
регистр судоходства" (далее - Морской регистр) оборудование,
предназначенное для использования в ССОО.
Контроль за соблюдением технических требований при установке
на судах оборудования ССОО, а также техническое наблюдение за ним
в эксплуатации будет осуществляться Морским регистром по
соответствующим правилам для радиоустановок. Установка
оборудования ССОО будет осуществляться признанными Морским
регистром предприятиями по перечню, согласованному со Службой
морской безопасности.
С учетом необходимости выполнения требований Конвенции в
ограниченные сроки (до 1 июля 2004 г.) наиболее предпочтительно
использование в ССОО на российских судах специально разработанного
унифицированного оборудования на базе СЗС Инмарсат-С или
Инмарсат-D+.
2. Минтрансу России создать береговую инфраструктуру
(технические средства) для обеспечения приема с судов специальных
сигналов тревоги.
В случае использования для ССОО судовых СЗС Инмарсат создания
специализированной береговой инфраструктуры не требуется.
В соответствии с рекомендациями ИМО судовая система охранного
оповещения может строиться на основе действующих систем
спутникового мониторинга. В этой связи наиболее предпочтительным
вариантом является построение системы охранного оповещения на базе
функционирующей в рамках Минтранса России Глобальной
автоматизированной системы мониторинга и контроля за
местоположением российских морских и смешанного (река-море)
плавания судов (далее - СМС "Виктория").
При этом никаких значительных капиталовложений не требуется.
Необходима лишь доработка программного обеспечения центра
мониторинга СМС "Виктория" для обработки специальных сообщений с
судов.
Переданные с судов специальные сигналы тревоги будут поступать
в единый центр для принятия соответствующих скоординированных
действий компетентными властями.
При существующей схеме взаимодействия в рамках обработки
информации СМС "Виктория" функции организации, обеспечивающей
прием специальных сообщений с судов, могут быть поручены ГМСКЦ
Госморспасслужбы России.
Функционирующая в рамках Минтранса России СМС "Виктория" может
быть в полном объеме использована для решения задач, возлагаемых
на ССОО.
3. Департаменту безопасности мореплавания, ФГУ "Служба морской
безопасности" Минтранса России, ФГУП "Морсвязьспутник" Минтранса
России разработать и в установленном порядке утвердить нормативные
технические документы для ССОО, в частности:
- положение о ССОО;
- положение о взаимодействии Минтранса России с
соответствующими государственными органами при приеме с судов
специальных сигналов тревоги, а также, при необходимости, с
морскими администрациями других государств;
- технико-эксплуатационные требования Минтранса России к
техническим средствам ССОО;
- инструкции по использованию ССОО для судового персонала.
|