ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 13 августа 2003 г. N ВКПИ 03-46
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице:
судьи Верховного Суда Российской Федерации
генерал-лейтенанта юстиции Пархомчука Ю.В.,
при секретаре капитане юстиции Третьякове С.В.,
с участием представителей ответчика -
Министра обороны РФ: полковника Рыбакова А.Е.
и полковника Шинкарука Н.Г.,
а также старшего военного прокурора
управления Главной военной прокуратуры
подполковника юстиции Пайгина Р.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе Сенецкого Алексея Борисовича о признании п. 6 "Инструкции о
порядке оказания военнослужащим безвозмездной финансовой помощи на
строительство (покупку) жилья" (приложение N 1 к Приказу Министра
обороны РФ от 21 апреля 1997 г. N 150 "О порядке оказания
безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и
выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений
военнослужащим ВС РФ") противоречащим п. 7 ст. 15 Федерального
закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, так
как он ограничивает права военнослужащих на получение субсидий в
виде безвозмездной финансовой помощи на покупку жилья,
устанавливая, что распределение назначений денежных средств на
оказание безвозмездной финансовой помощи оформляется списками,
утверждаемыми командующими войсками округов, флотами, которые
являются основным плановым документом для предоставления
военнослужащим безвозмездной финансовой помощи на очередной год,
установил:
Сенецкий А.Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
указанными выше требованиями, утверждая, что пункт 6 "Инструкции о
порядке оказания военнослужащим безвозмездной финансовой помощи на
строительство (покупку) жилья" (приложение N 1 к Приказу Министра
обороны РФ от 21 апреля 1997 г. N 150 "О порядке оказания
безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и
выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений
военнослужащим ВС РФ") противоречит п. 7 ст. 15 Федерального
закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, так
как вводит не предусмотренное указанным выше Федеральным законом
условие для получения военнослужащими права на предоставление
субсидии, и их права по этому вопросу поставлены названной
Инструкцией в зависимость от решения Командующего войсками округа.
При этом Сенецкий в жалобе обращает внимание на то, что при
рассмотрении его аналогичного гражданского дела гарнизонный
военный суд пришел к выводу, что до включения в список
распределения назначений денежных средств, утверждаемый
командующим войсками округа, он, осуществляя покупку жилья, не
вправе рассчитывать на безвозмездную финансовую помощь от
Министерства обороны РФ.
По изложенным основаниям Сенецкий просит признать обжалуемый им
п. 6 Инструкции недействующим со дня издания названной Инструкции.
Сенецкий в судебное заседание не явился и прислал телеграмму с
просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения представителей ответчика - Министра обороны
Российской Федерации, полковника Рыбакова А.Е. и Шинкарука Н.Г.,
действовавших на основании доверенности N 759, выданной
заместителем начальника отдела военного законодательства МО РФ О.
Кучиным, в порядке передоверия на основании доверенности Министра
обороны РФ N 205/1256 от 14 февраля 2003 года, возражавших против
требований заявителя, исследовав материалы дела и заслушав
заключение прокурора Пайгина Р.Х., полагавшего жалобу Сенецкого
оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации
находит жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению по следующим
основаниям.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ
"О статусе военнослужащих" предусмотрено, что государство
гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Этой
статьей Закона установлены также различные способы обеспечения
военнослужащих жильем. При этом выбор способа обеспечения жилым
помещением принадлежит военнослужащему, и он может принять решение
о реализации своего права на жилище, в том числе и путем
строительства (покупки) индивидуального жилого дома (квартиры),
для чего вправе, при наличии оснований, определенных Законом,
получить субсидию в виде безвозмездной финансовой помощи.
Компенсации (субсидии), как установлено статьей 1 Закона "Об
основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. N
4218-1, - это средства, предоставляемые гражданам в качестве
помощи, в том числе для строительства жилья и его покупки.
Граждане вправе получить в установленном порядке компенсации
(субсидии) от органов государственной власти и управления для
реализации права на жилище. Условия получения компенсаций
(субсидий) регулируются Правительством Российской Федерации и
Банком России (статья 25).
В пункте 7 статьи 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" закреплено, что военнослужащим, проходящим службу
по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного
проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий,
вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо
осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов
(квартир) в пределах социальной нормы общей площади жилого
помещения, устанавливаемого субъектами Российской Федерации, с
учетом дополнительной общей площади жилого помещения,
предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами РФ отдельным категориям
военнослужащих и совместно проживающим с ними членам их семей, по
месту военной службы на территории Российской Федерации
предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи,
которая оказывается военнослужащим по месту военной службы
Министерством обороны РФ за счет средств, выделяемых из
федерального бюджета.
Правительство Российской Федерации во исполнение Закона
Российской Федерации "О статусе военнослужащих" и в целях
обеспечения прав на жилище военнослужащих и граждан, уволенных с
военной службы, своим Постановлением от 26 июня 1995 г. N 604 "О
порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство
(покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем)
жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной
службы" утвердило "Положение о порядке оказания безвозмездной
финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты
денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений
военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы" и обязало
Министерство обороны РФ в месячный срок разработать и утвердить
формы и перечень документов, необходимых для принятия решения об
оказании военнослужащим безвозмездной финансовой помощи на
строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за
наем (поднаем) жилых помещений.
Такое поручение Министру обороны РФ Правительство РФ дало на
основании полномочий, предоставленных ему законодательным органом
власти в соответствии с п. "ж" ст. 114 и ч. I ст. 115 Конституции
РФ и ст. ст. 22 и 23 Федерального конституционного закона от 17
декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно этим нормативным актам и во исполнение их Правительство
РФ издает постановление и дает распоряжения.
Следовательно, действуя строго в пределах предоставляемых
полномочий, Правительство РФ вправе определять меры по обеспечению
жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас
или отставку, а также членов их семей и устанавливать порядок
оказания им безвозмездной финансовой помощи на строительство
(покупку) жилья при предоставлении ссуд за счет средств
федерального бюджета.
Министр обороны РФ своим Приказом от 21 апреля 1997 года N 150,
изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 26 июня
1995 г. N 604, утверждая оспариваемую заявителем "Инструкцию",
действовал в соответствии с возложенными на него полномочиями,
поскольку п. 10 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 1996 года
N 61-ФЗ "Об обороне" на Министерство обороны РФ возложена
обязанность по обеспечению социальной защиты военнослужащих и
членов их семей.
В утвержденной Министром обороны РФ "Инструкции" подробно
регламентирован порядок оказания безвозмездной финансовой помощи.
При этом закреплено, что она оказывается военнослужащему по месту
его военной службы за счет Министерства обороны РФ только один раз
в порядке очередности, с учетом времени принятия на учет как
нуждающегося в улучшении жилищных условий (п. 1 "Инструкции").
Пунктом 5 "Инструкции" предусмотрено, что для получения такой
помощи военнослужащие, состоящие на учете как нуждающиеся в
улучшении жилищных условий по месту военной службы, подают в
порядке подчиненности рапорт с приложением к нему справки воинской
части об общей продолжительности военной службы и составе семьи,
который рассматривается соответствующей жилищной комиссией.
Жилищная комиссия воинской части по результатам рассмотрения
поступивших рапортов военнослужащих составляет и представляет на
утверждение командиру воинской части список военнослужащих для
оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство
(покупку) жилья.
Утвержденный командиром воинской части список представляется в
довольствующий орган квартирно-эксплуатационной службы. Последний
обобщает и по подчиненности представляет списки в орган квартирно-
эксплуатационной службы округа, который направляет списки в
Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны
РФ.
Согласно п. 6 "Инструкции", в соответствии с утвержденной
Министром обороны РФ сметой Министерства обороны, дальнейшее
распределение назначенных денежных средств на оказание
безвозмездной финансовой помощи осуществляется непосредственно в
округах для воинских частей, дислоцирующихся на их территории.
Распределение назначений денежных средств на оказание
безвозмездной финансовой помощи определяется списками,
утверждаемыми командующими военными округами, которые являются
основным плановым документом для предоставления военнослужащим
безвозмездной финансовой помощи на очередной год.
Выписки из утвержденных списков высылаются через подчиненные
органы квартирно-эксплуатационной службы в воинские части по месту
прохождения военной службы военнослужащих, состоящих в списках, и
служат документом, гарантирующим предоставление безвозмездной
финансовой помощи при вступлении этих военнослужащих в члены
жилищно-строительного (жилищного) кооператива или строительстве
(покупке) индивидуального жилого дома, а также основанием для
издания командиром воинской части приказа об оказании им
безвозмездной финансовой помощи.
Приведенная подробная регламентация порядка подачи и
рассмотрения рапортов военнослужащих об оказании им безвозмездной
финансовой помощи на строительство (покупку) жилья,
предусмотренная "Инструкцией", позволяет командованию принимать
обоснованные решения по оказанию военнослужащим такой финансовой
помощи.
По изложенным основаниям несостоятельным является утверждение
заявителя Сенецкого в жалобе о том, что утверждаемые командующими
войсками военных округов, флотов списки военнослужащих на оказание
финансовой помощи ограничивают права военнослужащих на получение
субсидий для покупки жилья, предусмотренные п. 7 ст. 15
Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Выделение командующих военных округов (флотов) в качестве
должностных лиц, уполномоченных принимать решения по распределению
жилых помещений, в том числе посредством предоставления жилищных
субсидий, закреплено в ряде нормативных актов, регламентирующих
указанные вопросы. Так, в соответствии со статьями 36 и 37
"Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных
Силах РФ" (приложение N 1 к Приказу МО РФ от 15 февраля 2000 года
N 80) на поступающие к распределению жилые помещения от жилищного
строительства Министерства обороны РФ или приобретенные
Министерством обороны РФ составляется план распределения жилых
помещений между воинскими частями гарнизона, который после
надлежащего оформления утверждается командующим войсками военного
округа (флота).
Командующие военных округов утверждают также предварительно
согласованные с начальниками квартирно-эксплуатационных управлений
округов (флотов) списки распределения жилых помещений между
военнослужащими.
Согласно "Положению о военном округе Вооруженных Сил РФ",
утвержденному Указом Президента РФ 27 июля 1998 года N 901 (ст.
ст. 5 и 17), на военный округ возложены задачи строительства и
эксплуатации жилищно-казарменного фонда, а одной из функций
управления военного округа является руководство строительством
объектов жилищно-казарменного фонда и расквартирования войск
(сил).
Поскольку на военный округ, как орган военного управления, в
Министерстве обороны РФ возложены функции заказчика строительства,
а также обязанности по распределению построенного или иным образом
приобретенного жилья, ведению учета объектов недвижимости,
утверждение командующим войсками военного округа оспариваемых
заявителем списков военнослужащих на оказание им безвозмездной
финансовой помощи является правомерным и не нарушает их прав на
покупку жилья.
В случае беспланового распределения назначений денежных средств
на оказание безвозмездной финансовой помощи, без утверждения
соответствующих списков правомочным должностным лицом -
командующим военным округом, может привести к дезорганизации этой
работы и нарушению прав других военнослужащих, также нуждающихся в
улучшении жилищных условий, поэтому содержащиеся в пункте 6
Инструкции нормы не нарушают прав военнослужащих и не противоречат
п. 7 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О
статусе военнослужащих".
Таким образом, Министр обороны РФ, утверждая "Инструкцию,
регулирующую порядок оказания военнослужащим безвозмездной
финансовой помощи на строительство (покупку) жилья", действовал в
соответствии с имевшимися у него полномочиями, не превысил их и не
допустил нарушений п. 7 ст. 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" или другого законодательства Российской Федерации,
в связи с чем жалоба Сенецкого подлежит отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК
РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении жалобы Сенецкого Алексея Борисовича о
признании п. 6 "Инструкции о порядке оказания военнослужащим
безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья"
(приложение N 1 к Приказу Министра обороны РФ от 21 апреля 1997 г.
N 150 "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на
строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за
наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим ВС РФ")
противоречащим п. 7 ст. 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня
принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.В.ПАРХОМЧУК
-------------------------------------------------------------------
|