Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 13.08.2003 N ГКПИ 2003-703 О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ РАКОВСКОЙ О.П. И ГЛУШКОВОЙ Е.С.

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                 от 13 августа 2003 г. N ГКПИ 2003-703
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       судьи Верховного Суда РФ                      Зелепукина А.Н.,
       при секретаре                                   Баенском А.А.,
   
       рассмотрев гражданское  дело  по  заявлению  Раковской  Оксаны
   Павловны  и   Глушковой   Екатерины   Сергеевны   об   оспаривании
   распоряжения  Правительства Российской Федерации от 5 мая 2003  г.
   N   553-р  "О  преобразовании  Иркутского  юридического  института
   Генеральной  прокуратуры  РФ  в   Иркутский   институт   повышения
   квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры РФ",
   
                               установил:
   
       5 мая  2003  года  Правительством Российской Федерации принято
   распоряжение   N  553-р  "О преобразовании Иркутского юридического
   института  Генеральной  прокуратуры  РФ   в   Иркутский   институт
   повышения   квалификации   прокурорских   работников   Генеральной
   прокуратуры РФ", в соответствии с которым необходимо:
       1. Принять   предложение  Генеральной  прокуратуры  Российской
   Федерации,  согласованное  с   органами   государственной   власти
   Иркутской  области,  Минобразованием  России,  Минфином  России  и
   Минэкономразвития России, о преобразовании Иркутского юридического
   института Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Иркутский
   институт   повышения    квалификации    прокурорских    работников
   Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
       2. Минобразованию России осуществить мероприятия,  необходимые
   для  обеспечения  завершения  образования  студентов  очной  формы
   обучения  Иркутского  юридического  института,  за  счет  средств,
   предусмотренных министерству в федеральном бюджете.
       3. Минобразованию России совместно с Генеральной  прокуратурой
   Российской  Федерации  обеспечить  в  установленном порядке в 2003
   году  передачу  министерству  средств,  предусмотренных  в   смете
   расходов  Генеральной  прокуратуры Российской Федерации на выплату
   стипендий студентам дневной формы обучения Иркутского юридического
   института Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
       Раковская О.П.   и   Глушкова   Е.С.,   являясь    студентками
   прокурорско-следственного   факультета   Иркутского   юридического
   института Генеральной прокуратуры  Российской  Федерации,  полагая
   нарушенными свои  права  названным   распоряжением   Правительства
   Российской  Федерации,  обратились  в суд с заявлением,  в котором
   просили  признать  это   распоряжение   Правительства   Российской
   Федерации незаконным, поскольку оно противоречит ст. 6 ГК РФ, ч. 1
   ст.  34 и п.  5 ст.  2 ФЗ "Об образовании",  а также ст.  2 ФЗ  "О
   высшем и послевузовском профессиональном образовании".
       Заявительницы в суд не явились, извещены надлежащим образом, в
   заявлении  просили  о рассмотрении дела в их отсутствии с участием
   представителя Белоус А.А.,  а  поэтому  Верховный  Суд  Российской
   Федерации   считает   возможным   рассмотрение   дела  при  неявке
   заявителей.
       В судебном  заседании  представитель  заявителей  Белоус  А.А.
   поддержала изложенные в заявлении требования по  указанным  в  нем
   основаниям.
       Представители Правительства  Российской   Федерации   в   лице
   представителей   Генеральной   прокуратуры   Российской  Федерации
   Агафонова И.Е.  и Министерства образования Макарова  И.Н.  просили
   требования   заявителей  оставить  без  удовлетворения,  поскольку
   распоряжение  принято Правительством России в пределах полномочий,
   федеральному законодательству не противоречит.
       Заслушав лиц,  участвующих  в деле,  исследовав представленные
   доказательства,  Верховный  Суд   Российской   Федерации   считает
   необходимым заявление оставить без удовлетворения.
       Согласно ст.  17 Конституции Российской Федерации в Российской
   Федерации  признаются  и  гарантируются права и свободы человека и
   гражданина   согласно   общепризнанным    принципам    и    нормам
   международного права и в соответствии с настоящей Конституцией,  а
   согласно ч.  4 ст.  15  Конституции  эти  общепризнанные  нормы  и
   принципы   международного   права  являются  составной  частью  ее
   правовой системы.
       Право на  получение каждым человеком образования декларировано
   в пункте 1 ст.  26 Всеобщей декларации прав человека,  принятой на
   третьей  сессии генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217А (III) от
   10 декабря 1948 года.
       Согласно ст.  43 Конституции Российской Федерации каждый имеет
   право на образование,  получение высшего образования гарантируется
   на конкурсной основе.
       Указанные гарантии  на  получение   образования   нашли   свое
   дальнейшее развитие в действующих федеральных законах и принятых в
   соответствие с ними иных нормативных правовых актах.
       Согласно ст.     110    Конституции    Российской    Федерации
   Правительство  Российской  Федерации  осуществляет  исполнительную
   власть Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных
   ст.  ст.  114 - 115 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 12 -
   23 Федерального  конституционного  закона  от  17  декабря 1997 г.
   N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с  изменениями  от
   31 декабря 1997 г.) и в иных федеральных законах.
       Распоряжение от 5  мая  2003  г.  N  553-р  "О  преобразовании
   Иркутского юридического института  Генеральной  прокуратуры  РФ  в
   Иркутский  институт повышения квалификации прокурорских работников
   Генеральной  прокуратуры  РФ"  принято  Правительством  Российской
   Федерации  в  пределах  полномочий,  предоставленных  Конституцией
   Российской Федерации,  ст. 17 Федерального конституционного закона
   от  17  декабря  1997  г.  N  2-ФКЗ  "О  Правительстве  Российской
   Федерации",  ст.  28 Закона РФ от 13 января 1996 г.  N  12-ФЗ  "Об
   образовании",  п.  2 ст. 10, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 22
   августа  1996   г.   N   125-ФЗ   "О   высшем   и   послевузовском
   профессиональном образовании" (с последующими изменениями) в целях
   обеспечения единой государственной политики в области  образования
   и   определения   основных   направлений   его  развития,  что  не
   оспаривается и заявителями в их заявлении.
       Заявители указывают  на нарушение своих прав при реорганизации
   Иркутского юридического института  Генеральной  прокуратуры  РФ  в
   Иркутский  институт повышения квалификации прокурорских работников
   Генеральной прокуратуры РФ, что, по их мнению, является нарушением
   ст. 6 ГК РФ, ч. 1 ст. 34 и п. 5 ст. 2 ФЗ "Об образовании", а также
   ст. 2 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
       Однако под  реорганизацией в форме преобразования в силу ч.  5
   ст.  58 ГК РФ и ч.  2 ст.  34 Федерального закона  Закона  РФ  "Об
   образовании" в  редакции  Федерального закона от 13 января 1996 г.
   N 12-ФЗ (с последующими изменениями) понимается  изменение  одного
   вида юридического лица (организационно-правовой формы,  статуса) в
   иной вид юридического лица.
       В связи  с  этим изменение направления деятельности Иркутского
   института нельзя признать реорганизацией в  форме  преобразования,
   поскольку организационно-правовая форма и статус его сохранились в
   прежнем виде.
       При таких   обстоятельствах   нет   оснований   для  вывода  о
   распространении гарантий,  предусмотренных  законодательством  при
   реорганизации высших учебных заведений.
       Тем не менее,  как следует  из  представленных  доказательств,
   Правительством    Российской    Федерации    выполнены   действия,
   предусмотренные законодательством при реорганизации высших учебных
   заведений.
       Так, до принятия решения об изменении направления деятельности
   Иркутского  института  получено  согласие  на совершение указанных
   мероприятий от Губернатора и Законодательного  Собрания  Иркутской
   области,  приняты  меры  по  размещению  не  закончивших  обучение
   студентов в другие высшие учебные заведения.
       Таким образом, оспариваемый правовой акт принят Правительством
   Российской  Федерации  в  пределах  полномочий   и   соответствует
   действующему  законодательству,  что  в  силу  ч.  4  ст.  258 ГПК
   является основанием к отказу в удовлетворении заявлений.
       Доводы заявителей  о  нарушении  их  права  на  образование  в
   избранном ими учебном заведении, нарушение принципов непрерывности
   и  преемственности  процесса  образования не являются основанием к
   удовлетворению их требований, поскольку указанные ими права должны
   реализовываться  в рамках действующего законодательства.  При этом
   осуществление прав заявителей на получение образования  не  должны
   нарушать  прав  и  свобод  других лиц и ограничивать Правительство
   Российской Федерации в реализации полномочий.
       Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 и 258 ГПК РФ,
   
                                 решил:
   
       заявление Раковской  Оксаны  Павловны  и  Глушковой  Екатерины
   Сергеевны  об  оспаривании  распоряжения  Правительства Российской
   Федерации от 5 мая 2003 г.  N 553-р "О  преобразовании  Иркутского
   юридического  института  Генеральной  прокуратуры  РФ  в Иркутский
   институт   повышения    квалификации    прокурорских    работников
   Генеральной прокуратуры РФ" оставить без удовлетворения.
       Решение может быть обжаловано, опротестовано в течение 10 дней
   в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz