ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 августа 2003 года
Дело N 87-Г03-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
членов коллегии Соловьева В.Н.,
Макарова Г.В.
рассмотрела в судебном заседании от 11 августа 2003 г. дело по
заявлению первого заместителя прокурора Костромской области о
признании противоречащим федеральному законодательству п. 4.2
постановления губернатора Костромской области от 20 марта 2003 г.
N 124 "О сохранности автомобильных дорог общего пользования
области и сооружений на них в 2003 г.", по кассационному
представлению прокурора на решение Костромского областного суда от
30 мая 2003 г., которым в удовлетворении указанного заявления
отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Соловьева В.Н., объяснения представителя управления
"Костромаавтодор" Клянышева В.М., заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей
решение суда необоснованным, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
20 марта 2003 г. губернатором Костромской области принято
постановление N 124 "О сохранности автомобильных дорог общего
пользования области и сооружений на них в 2003 г.".
Названное постановление опубликовано для всеобщего сведения в
газете "Северная правда" за 3 апреля 2003 г.
Этим постановлением запрещено движение грузовых автомобилей и
составов транспортных средств с осевой нагрузкой на одиночную ось
свыше 5,0 тонн и разрешенной максимальной массой более 8,0 тонн,
включая трактора и самоходные машины, без специальных пропусков по
всем автомобильным дорогам общего пользования Костромской области
с 1 апреля 2003 г. по 25 мая 2003 г. включительно, лесовозной
техники с хлыстами и сортиментами - с 10 апреля 2003 г. по 25 мая
2003 г. включительно (п. 1). Кроме того, п. 2 утвержден порядок
выдачи специальных пропусков на право проезда грузовых автомобилей
и составов транспортных средств по автомобильным дорогам общего
пользования Костромской области (приложение N 1).
Пунктом 4.2 этого постановления предусмотрено при осуществлении
контроля за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов
транспортных средств (независимо от времени года) использовать
передвижные посты весового контроля Управления ГИБДД УВД
Костромской области и Костромского областного отделения Российской
транспортной инспекции на основании отдельных договоров. Срок
начала работы передвижных постов весового контроля установить не
позднее 24 марта 2003 г.
Первый заместитель прокурора Костромской области обратился в
суд с заявлением о признании противоречащим федеральному
законодательству п. 4.2 постановления губернатора от 20 марта 2003
г. N 124 по тем основаниям, что он не соответствует п. 1
Постановления Правительства РФ N 1079 от 22.09.1999 "О мерах по
упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля
транспортных средств на автомобильных дорогах", изданного
Правительством РФ в соответствии со ст. 6 ФЗ "О безопасности
дорожного движения" и на основании ст. 4 ФКЗ "О Правительстве РФ",
которым установлено, что на федеральных и других автомобильных
дорогах создаются только стационарные пункты, на которых
производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих
грузовые перевозки, а не передвижные. Осуществление контроля
федеральными законами и принятыми в соответствии с ними
нормативными правовыми актами, а также проводимого органами и
организациями, не указанными в настоящем постановлении, не
допускается.
Представитель администрации Костромской области заявленные
требования не признал, утверждая, что меры по осуществлению
весового контроля на дорогах области предприняты губернатором в
пределах своих полномочий, в соответствии со ст. 73 Конституции РФ
и ст. 6 Закона Костромской области от 20.04.1998 "О порядке
управления государственным имуществом Костромской области".
Вопросы сохранности областных дорог находятся вне компетенции
федеральных органов власти и не регулируются ФЗ "О безопасности
дорожного движения". В ведении Российской Федерации в соответствии
с п. "и" ст. 71 Конституции РФ находится лишь федеральный
транспорт и федеральные пути сообщения. Действующее
законодательство не содержит запрета на использование передвижных
постов весового контроля. Стационарные посты, предусмотренные
постановлением главы администрации области от 9 августа 2000 г. N
337, не создавались из-за отсутствия необходимых денежных средств
и недостаточной интенсивности дорожного движения.
Решением Костромского областного суда от 30 мая 2003 г. в
удовлетворении заявленного прокурором требования отказано.
В кассационном представлении прокурор просит решение суда
отменить, дело направить на новое рассмотрение по мотивам
несоответствия сделанных судом выводов действительным
обстоятельствам дела и требованиям федерального законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного
представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим
оставлению без изменения по следующим основаниям.
Установлено, что Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или
пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные
грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования", с
последующими изменениями и дополнениями, с 1 января 1996 г. было
введено взимание платы с владельцев или пользователей
автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по
федеральным дорогам, в целях компенсации ущерба, наносимого
дорогам. Российскому дорожному агентству предписывалось
организовать на федеральных автомобильных дорогах постоянно
действующие службы весового контроля, МВД РФ и Российскому
дорожному агентству - организовать контроль за соблюдением
допустимых весовых параметров автомобильного транспорта при
проезде по федеральным автомобильным дорогам.
Пунктом 4 указанного Постановления органам исполнительной
власти субъектов РФ рекомендовано ввести взимание платы с
владельцев или пользователей автомобильного транспорта,
перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов РФ, и
организовать службы весового контроля.
Во исполнение этого губернатором области и было издано
постановление N 124 от 20 марта 2003 г., преследующее цель
обеспечения сохранности сети автомобильных дорог общего
пользования Костромской области и безопасности дорожного движения
в соответствии с Правилами по охране автомобильных дорог и
дорожных сооружений, утвержденными Постановлением Совета Министров
РСФСР от 05.03.1969 N 129.
Судом правильно учтено, что дороги субъектов Российской
Федерации относятся соответственно к собственности субъектов
Российской Федерации (п. 1 Постановления Правительства Российской
Федерации N 61 от 24 декабря 1991 г. "О классификации
автомобильных дорог в Российской Федерации").
Согласно ст. 73 Конституции Российской Федерации вне пределов
ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей
полнотой государственной власти.
На основании ст. 6 Закона Костромской области "О порядке
управления государственным имуществом Костромской области" глава
администрации области принимает правовые акты по вопросам
управления государственным имуществом в соответствии с действующим
федеральным и областным законодательством.
Судом установлено, что оспариваемое прокурором постановление
издано в пределах его полномочий.
Этот вывод является правильным, объективно соответствует и
позиции, высказанной Государственной службой дорожного хозяйства
Министерства транспорта РФ от 27 мая 2003 г. в письме на запрос
суда.
Поддерживая свое требование, прокурор сослался на п. 1
Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1079 "О
мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением
контроля транспортных средств на автомобильных дорогах", которым
установлено, что на федеральных и других автомобильных дорогах
создаются только стационарные посты органов внутренних дел, пункты
государственного контроля за осуществлением международных
автомобильных перевозок и стационарные пункты, на которых
производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих
грузовые перевозки.
Между тем судом правильно отмечено, что оспариваемым положением
постановления губернатора области установлен способ осуществления
управлением "Костромаавтодор" функций по сохранности дорог, в том
числе и с использованием передвижных постов весового контроля.
Судебная коллегия по гражданским делам полагает правильным
суждение суда о том, что ФЗ "О безопасности дорожного движения"
непосредственно не предусматривает, какие посты (стационарные или
передвижные) могут использоваться соответствующими органами в
целях выполнения возложенных на них задач.
Из содержания этого Закона не вытекает также, что Правительству
РФ поручалось установить, каким способом может производиться
весовой контроль транспортных средств.
В этой связи обоснованным следует признать и вывод суда о том,
что вопрос, каким способом собственник дороги, в данном случае
субъект РФ, имеет право осуществлять весовой контроль в целях
сохранности своей собственности, данным постановлением не
регулируется.
Постановление Правительства не содержит запрета на
использование передвижных постов весового контроля.
О том, что контроль за осуществлением автомобильных перевозок
может осуществляться с использованием как стационарных, так и
передвижных контрольных пунктов, свидетельствует Постановление
Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1272 "О
государственном контроле за осуществлением международных
автомобильных перевозок" (в ред. Постановления Правительства РФ от
2 февраля 2000 г. N 100).
С учетом изложенного судом обоснованно признан несостоятельным
довод прокурора о том, что весовой контроль транспортных средств,
осуществляющих грузовые перевозки, может производиться только на
стационарных пунктах весового контроля.
В силу этого отказ в удовлетворении заявленного прокурором
требования следует признать не только обоснованным, но и по
существу дела правильным.
При таких обстоятельствах постановленное судом решение является
законным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Доводы кассационного представления не опровергают выводов суда,
свидетельствуют лишь о несогласии с ними, что не позволяет
признать их состоятельными.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Костромского областного суда от 30 мая 2003 г. оставить
без изменения, кассационное представление первого заместителя
прокурора Костромской области - без удовлетворения.
|