11 августа 2003 года N 960
-------------------------------------------------------------------
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изм., согл. Указов Президента РФ от 11.07.2004 N 870,
от 31.08.2005 N 1007, от 01.12.2005 N 1383,
от 12.06.2006 N 602, от 27.07.2006 N 799)
1. Утвердить прилагаемые Положение о Федеральной службе
безопасности Российской Федерации и структуру органов федеральной
службы безопасности.
2. Разрешить иметь в Федеральной службе безопасности Российской
Федерации одного первого заместителя директора Федеральной службы
безопасности Российской Федерации, одного первого заместителя
директора - руководителя Пограничной службы Федеральной службы
безопасности Российской Федерации и трех заместителей директора
Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в том числе
одного статс-секретаря - заместителя директора Федеральной службы
безопасности Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Указа Президента РФ от 01.12.2005 N 1383)
3. Установить, что директор Федеральной службы безопасности
Российской Федерации, его первые заместители и заместители
приравниваются по статусу, размерам оплаты труда, условиям
социально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания
соответственно к министру Российской Федерации, его первому
заместителю и заместителям.
(п. 3 введен Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 870)
4. Признать утратившими силу:
Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 806
"Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности
Российской Федерации и ее структуры" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, N 28, ст. 3320);
Указ Президента Российской Федерации от 4 января 1999 г. N 14
"Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст.
267);
Указ Президента Российской Федерации от 28 августа 1999 г. N
1131 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999,
N 35, ст. 4305);
Указ Президента Российской Федерации от 17 июня 2000 г. N 1109
"О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 6
июля 1998 г. N 806 "Об утверждении Положения о Федеральной службе
безопасности Российской Федерации и ее структуры" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 25, ст. 2677);
Указ Президента Российской Федерации от 11 июня 2001 г. N 694
"Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 24, ст.
2422).
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
11 августа 2003 года
N 960
Утверждено
Указом Президента
Российской Федерации
от 11 августа 2003 г. N 960
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Указов Президента РФ от 11.07.2004 N 870,
от 31.08.2005 N 1007, от 12.06.2006 N 602,
от 27.07.2006 N 799)
I. Общие положения
1. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ
России) является федеральным органом исполнительной власти, в
пределах своих полномочий осуществляющим государственное
управление в области обеспечения безопасности Российской
Федерации, защиты и охраны государственной границы Российской
Федерации (далее именуется - государственная граница), охраны
внутренних морских вод, территориального моря, исключительной
экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и
их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность
Российской Федерации и непосредственно реализующим основные
направления деятельности органов федеральной службы безопасности,
определенные законодательством Российской Федерации, а также
координирующим контрразведывательную деятельность федеральных
органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
2. ФСБ России в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, международными договорами
Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами руководит деятельностью ФСБ России,
утверждает Положение о Федеральной службе безопасности Российской
Федерации и структуру органов федеральной службы безопасности.
Правительство Российской Федерации в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации координирует деятельность ФСБ
России в части, касающейся взаимодействия ФСБ России с
федеральными органами исполнительной власти.
4. Деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов
законности, централизации управления органами федеральной службы
безопасности и пограничными войсками (далее именуются - органы и
войска), уважения и соблюдения прав и свобод человека и
гражданина, гуманизма, уважения суверенитета, территориальной
целостности государств и нерушимости их границ, мирного разрешения
пограничных споров, взаимовыгодного сотрудничества с компетентными
органами иностранных государств, конспирации, сочетания гласных и
негласных методов и средств деятельности.
5. ФСБ России для выполнения задач, возложенных на органы и
войска, и обеспечения их деятельности создает в установленном
порядке структурные подразделения ФСБ России, территориальные
органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные
органы, другие органы безопасности, подразделения и организации,
необходимые для реализации задач, возложенных федеральным
законодательством на органы и войска, центры специальной
подготовки, авиационные подразделения, а также подразделения
специального назначения.
6. При ФСБ России действует Академия криптографии Российской
Федерации.
7. ФСБ России является юридическим лицом, имеет действительное
и условное наименования, эмблему, печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием, соответствующие печати, штампы, счета, в том числе
валютные, в банках и других кредитных организациях.
II. Основные задачи ФСБ России
8. Основными задачами ФСБ России являются:
1) управление органами и войсками, а также организация их
деятельности;
2) информирование Президента Российской Федерации, Председателя
Правительства Российской Федерации, а также по их поручениям -
федеральных органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах
безопасности Российской Федерации;
3) организация выявления, предупреждения и пресечения
разведывательной и иной деятельности специальных служб и
организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на
нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
4) координация осуществляемых федеральными органами
исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по
обеспечению собственной безопасности;
5) организация выявления, предупреждения, пресечения и
раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по
которым отнесено к ведению органов и войск;
6) организация во взаимодействии с федеральными органами
государственной власти борьбы с организованной преступностью,
коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов,
незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов,
взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и
психотропных веществ, специальных технических средств,
предназначенных для негласного получения информации, а также
противодействия экстремистской деятельности, в том числе
деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных
сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений,
ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа,
насильственное изменение конституционного строя Российской
Федерации, насильственный захват или насильственное удержание
власти;
7) обеспечение борьбы с террористической и диверсионной
деятельностью;
8) осуществление в пределах своих полномочий разведывательной
деятельности;
9) организация в пределах своих полномочий и во взаимодействии
с органами внешней разведки Российской Федерации добывания и
обработки разведывательной информации;
10) организация осуществления мер, отнесенных федеральным
законодательством к полномочиям федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного в области защиты и охраны государственной
границы;
11) обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений,
составляющих государственную тайну, и противодействия иностранным
организациям, осуществляющим техническую разведку;
12) обеспечение производства по делам об административных
правонарушениях, рассмотрение которых отнесено Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях к ведению органов и
войск;
13) организация оказания содействия федеральным органам
государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в реализации мер, осуществляемых в интересах
обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее
экономического, научно-технического и оборонного потенциала;
14) формирование и реализация в пределах своих полномочий
государственной и научно-технической политики в области
обеспечения информационной безопасности;
15) организация в пределах своих полномочий обеспечения
криптографической и инженерно-технической безопасности
информационно-телекоммуникационных систем, а также систем
шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в
Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом.
III. Функции ФСБ России
9. Для решения основных задач ФСБ России осуществляет следующие
функции:
1) организует исполнение федеральных законов, указов и
распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и
распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных
правовых актов федеральных органов государственной власти и
международных договоров Российской Федерации в органах и войсках;
2) участвует в разработке и реализации государственных программ
в областях, осуществление государственного управления в которых
возложено на ФСБ России;
3) вырабатывает на основе прогнозов развития политической,
социально-экономической и криминогенной обстановки в стране
предложения по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности
Российской Федерации;
4) организует в пределах своих полномочий контрразведывательную
деятельность; определяет порядок осуществления органами
федеральной службы безопасности проникновения в специальные службы
и организации иностранных государств и других
контрразведывательных мероприятий, а также использования негласных
методов и средств при их реализации;
5) организует в пределах своих полномочий оперативно-разыскную
деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию
преступлений, борьба с которыми отнесена к ведению органов
федеральной службы безопасности; определяет порядок осуществления
органами федеральной службы безопасности внедрения в преступные
группы и других оперативно-разыскных мероприятий;
6) разрабатывает во взаимодействии с федеральными органами
исполнительной власти меры по борьбе с организованной
преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных
доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия,
боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических
средств и психотропных веществ, специальных технических средств,
предназначенных для негласного получения информации, по
противодействию экстремистской деятельности, в том числе
деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных
сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений,
ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа,
насильственное изменение конституционного строя Российской
Федерации, насильственный захват или насильственное удержание
власти;
7) разрабатывает меры по борьбе с террористической и
диверсионной деятельностью и организует их осуществление, а также
определяет порядок использования подразделений специального
назначения;
8) организует и осуществляет в пределах своих полномочий
разведывательную деятельность; определяет порядок проведения
разведывательных мероприятий и использования специальных методов и
средств при осуществлении разведывательной деятельности;
9) организует деятельность органов и войск по защите и охране
государственной границы, внутренних морских вод, территориального
моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа
Российской Федерации и их природных ресурсов, по охране за
пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации
запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской
Федерации, по осуществлению совместно со специально
уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти
пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств,
грузов, товаров, животных и растений;
10) организует деятельность органов и войск по осуществлению
контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами режима
государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах
пропуска через государственную границу и федерального
законодательства о внутренних морских водах, территориальном море,
об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе
Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов
животного мира и среды их обитания;
11) определяет порядок установления отношений сотрудничества на
конфиденциальной основе с лицами, давшими на то согласие;
12) в пределах своих полномочий разрабатывает меры по защите
сведений, составляющих государственную тайну, осуществляет
контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих
государственную тайну, в федеральных органах государственной
власти, органах государственной власти субъектов Российской
Федерации, воинских формированиях и организациях, осуществляет
меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим
государственную тайну, а также с допуском предприятий, учреждений
и организаций к проведению работ, связанных с использованием
сведений, составляющих государственную тайну, с созданием средств
защиты информации и с осуществлением мероприятий и (или) оказанием
услуг по защите государственной тайны;
13) организует и осуществляет обеспечение безопасности в
Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских
формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, и
их органах управления, а также в органах внутренних дел Российской
Федерации, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за
оборотом наркотиков и ее территориальных органах, таможенных
органах Российской Федерации;
(в ред. Указа Президента РФ от 31.08.2005 N 1007)
14) организует в пределах своих полномочий деятельность по
обеспечению безопасности объектов оборонного комплекса, атомной
промышленности и энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения
крупных городов и промышленных центров, других стратегических
объектов, а также по обеспечению безопасности в сфере космических
исследований, приоритетных научных разработок;
15) координирует деятельность:
федеральных органов исполнительной власти по осуществлению
контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной
безопасности этих органов;
федеральных органов исполнительной власти и организаций по
обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности
информационно-телекоммуникационных систем, а также систем
шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в
Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;
федеральных органов исполнительной власти в области разработки,
производства, закупки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из
Российской Федерации специальных технических средств,
предназначенных (разработанных, приспособленных,
запрограммированных) для негласного получения информации в
процессе осуществления оперативно-разыскной деятельности, а также
их оперативных подразделений по выявлению нарушений установленного
порядка разработки, производства, реализации, приобретения в целях
продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской
Федерации специальных технических средств, предназначенных для
негласного получения информации;
16) определяет порядок осуществления контроля за обеспечением
защиты сведений, составляющих государственную тайну, в федеральных
органах государственной власти, органах государственной власти
субъектов Российской Федерации, воинских формированиях и
организациях, а также порядок проведения мероприятий, связанных с
допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну,
и с приемом на военную службу (работу) в органы и войска;
17) определяет порядок осуществления в пределах своих
полномочий контроля за организацией и функционированием
криптографической и инженерно-технической безопасности
информационно-телекоммуникационных систем, систем шифрованной,
засекреченной и иных видов специальной связи, за соблюдением
режима секретности при обращении с шифрованной информацией в
шифровальных подразделениях государственных органов и организаций
на территории Российской Федерации и в ее учреждениях, находящихся
за пределами Российской Федерации, а также за обеспечением защиты
особо важных объектов (помещений) и находящихся в них технических
средств от утечки информации по техническим каналам;
18) определяет порядок допуска к участию в оперативно-разыскной
деятельности и (или) доступа к материалам, полученным в результате
ее осуществления органами и войсками;
19) участвует в обеспечении закрытой телефонной, шифрованной и
иных видов специальной связи с учреждениями Российской Федерации,
находящимися за ее пределами (представительская связь), а также в
проведении работ по обеспечению ввода в эксплуатацию шифровальных
комплексов (в том числе в учреждениях Российской Федерации,
находящихся за ее пределами) и развитию системы представительской
связи;
20) участвует в разработке и реализации мер по обеспечению
информационной безопасности страны и защите сведений, составляющих
государственную тайну;
20.1) в пределах своих полномочий разрабатывает и утверждает
нормативные и методические документы по вопросам обеспечения
информационной безопасности информационно-телекоммуникационных
систем и сетей критически важных объектов, а также организует и
осуществляет контроль за обеспечением информационной безопасности
указанных систем и сетей;
(пп. 20.1 введен Указом Президента РФ от 27.07.2006 N 799)
21) осуществляет и организует в соответствии с федеральным
законодательством сертификацию средств защиты информации, систем и
комплексов телекоммуникаций, технических средств, используемых для
выявления электронных устройств, предназначенных для негласного
получения информации, в помещениях и технических средствах,
специальных технических средств, предназначенных для негласного
получения информации, технических средств обеспечения безопасности
и (или) защиты информации; определяет основные направления
деятельности органов федеральной службы безопасности в этих
областях;
22) осуществляет и организует в соответствии с федеральным
законодательством лицензирование отдельных видов деятельности;
23) организует и осуществляет шифровальную работу в органах и
войсках;
24) организует и обеспечивает эксплуатацию, безопасность,
развитие и совершенствование открытой и засекреченной связи,
систем оповещения и звукоусиления на объектах органов и войск;
25) осуществляет регулирование в области разработки,
производства, реализации, эксплуатации, ввоза в Российскую
Федерацию и вывоза из Российской Федерации шифровальных
(криптографических) средств и защищенных с использованием
шифровальных средств систем и комплексов телекоммуникаций, а также
в области предоставления на территории Российской Федерации услуг
по шифрованию информации и выявлению электронных устройств,
предназначенных для негласного получения информации, в помещениях
и технических средствах;
26) осуществляет разработку и производство ключевых документов
к шифровальным средствам и ручных шифров, снабжение ими
федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации; реализует
шифрдокументы и шифровальные средства, нормативно-техническую
документацию на производство и использование шифровальных средств,
за исключением шифровальных средств, предназначенных для
федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
27) обеспечивает выявление на территории Российской Федерации
радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых
представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также
радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в
противоправных целях; перехватывает передачи и пресекает работу на
территории Российской Федерации средств радиосвязи и других
передающих радиоэлектронных средств, представляющих угрозу
безопасности Российской Федерации; осуществляет регистрацию и
централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих
радиоэлектронных средств;
28) обеспечивает осуществление в пределах своих полномочий
контрразведывательных и иных мер по обеспечению безопасности
федеральных органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
29) организует участие органов и войск в обеспечении
безопасности объектов государственной охраны на государственной
границе в пределах приграничной территории;
30) обеспечивает собственную безопасность органов и войск;
31) обеспечивает защиту военнослужащих и гражданского персонала
органов и войск, лиц, оказывающих содействие этим органам и
войскам, участников уголовного судопроизводства по делам,
находящимся в производстве следователей органов федеральной службы
безопасности, членов их семей и близких, на жизнь, здоровье, честь
и достоинство, а также на имущество которых совершаются преступные
посягательства;
32) организует участие в проведении во взаимодействии со
Службой внешней разведки Российской Федерации мероприятий,
направленных на обеспечение безопасности учреждений и граждан
Российской Федерации за ее пределами;
33) обеспечивает участие военнослужащих пограничных органов и
пограничных войск в охране дипломатических представительств и
консульских учреждений Российской Федерации в иностранных
государствах;
34) обеспечивает во взаимодействии с органами внутренних дел
Российской Федерации безопасность представительств иностранных
государств на территории Российской Федерации;
35) организует участие в обеспечении совместно с федеральными
органами государственной власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации безопасности проводимых на
территории Российской Федерации общественно-политических,
религиозных и иных массовых мероприятий;
36) участвует в пределах своих полномочий в решении вопросов,
касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из
него, выезда граждан Российской Федерации за пределы Российской
Федерации и въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в
Российскую Федерацию, выезда их за ее пределы, оформления им
разрешения на временное проживание и вида на жительство в
Российской Федерации, предоставления им политического убежища в
Российской Федерации, а также пребывания их на территории
Российской Федерации;
37) участвует в обобщении практики применения федерального
законодательства в области обеспечения безопасности Российской
Федерации, борьбы с террористической, диверсионной деятельностью и
с преступностью, защиты и охраны государственной границы,
внутренних морских вод, территориального моря, исключительной
экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и
их природных ресурсов, а также в области осуществления
государственного контроля в сфере охраны морских биологических
ресурсов; в установленном порядке вносит предложения по его
совершенствованию;
38) участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов
Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции органов
и войск;
39) участвует в пределах своих полномочий в подготовке и
заключении международных договоров Российской Федерации, в
международно-правовом оформлении и договорном закреплении
государственной границы и разграничения морских пространств;
40) заключает в установленном порядке и в пределах своих
полномочий международные договоры Российской Федерации; по
согласованию с иностранными компетентными органами направляет
официальных представителей в иностранные государства и организации
в целях повышения эффективности борьбы с преступностью, а также в
целях соблюдения международно-правовых актов в сфере охраны
государственной границы; осуществляет внешние сношения с
иностранными компетентными органами и обменивается с ними на
взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими
и иными средствами;
41) участвует в работе международных, межгосударственных и иных
организаций в соответствии с международными договорами Российской
Федерации;
42) участвует по направлениям своей деятельности в организации
и проведении (в том числе за рубежом) специализированных выставок,
конференций и семинаров;
43) осуществляет руководство деятельностью пограничных
представителей Российской Федерации;
44) устанавливает порядок документирования деятельности органов
и войск, организует хранение и использование оперативных,
следственных, архивных и других материалов, в том числе уголовных
дел, предварительное расследование по которым окончено
следователями органов федеральной службы безопасности,
устанавливает требования к организации делопроизводства и
архивного дела в органах и войсках, создает и использует
информационные системы, а также определяет перечень дел
оперативного учета, порядок их ведения и хранения;
45) устанавливает порядок организации деятельности изоляторов
временного содержания органов, а также порядок осуществления в них
оперативно-разыскной деятельности; обеспечивает содержание под
стражей задержанных, подозреваемых и обвиняемых;
(пп. 45 в ред. Указа Президента РФ от 12.06.2006 N 602)
46) организует и осуществляет в пределах своих полномочий
проведение научных исследований по проблемам обеспечения
безопасности личности, общества и государства; проводит научные и
опытно-конструкторские работы, разрабатывает и изготавливает
специальные и иные технические средства как на собственной научно-
производственной базе, так и на базе других предприятий,
учреждений и организаций;
47) организует и проводит исследования в области защиты
информации, экспертные криптографические, инженерно-
криптографические и специальные исследования шифровальных средств,
специальных и закрытых информационно-телекоммуникационных систем,
а также информационно-телекоммуникационных систем и сетей
критически важных объектов;
(в ред. Указа Президента РФ от 27.07.2006 N 799)
48) обеспечивает военную приемку научно-технической и серийной
продукции, изготавливаемой предприятиями по заказам ФСБ России;
49) осуществляет подготовку экспертных заключений на
предложения о проведении работ по созданию специальных и
защищенных с использованием шифровальных (криптографических)
средств информационно-телекоммуникационных систем и сетей связи, а
также информационно-телекоммуникационных систем и сетей критически
важных объектов;
(в ред. Указа Президента РФ от 27.07.2006 N 799)
50) осуществляет закупку вооружения и специальной техники;
участвует в разработке технических требований к создаваемому
вооружению и специальной технике; осуществляет накопление,
хранение и ремонт вооружения и специальной техники, а также
размещение заказов на их поставку и ремонт; руководит военными
представительствами ФСБ России;
51) осуществляет сбор, хранение, обработку и использование
документированной информации ограниченного доступа для обеспечения
контрразведывательной, разведывательной, оперативно-разыскной и
иной деятельности, отнесенной федеральным законодательством к
компетенции органов и войск; разрабатывает, в установленном
порядке создает и использует информационные системы, системы связи
и передачи данных, а также средства защиты информации, в том числе
средства криптографической защиты;
52) проводит криминалистические и другие экспертизы и
исследования;
53) осуществляет меры по зашифровке сотрудников органов и
войск, ведомственной принадлежности подразделений, предприятий,
учреждений, организаций, помещений и транспортных средств, а также
личности граждан, оказывающих содействие органам и войскам на
конфиденциальной основе, в том числе изготавливает и использует в
этих целях документы федеральных органов исполнительной власти,
предприятий, учреждений и организаций (документы оперативного
прикрытия);
54) направляет в федеральные органы исполнительной власти, на
предприятия, в учреждения и организации обязательные для
исполнения запросы о предоставлении органам федеральной службы
безопасности на безвозмездной основе бланков документов и
служебных удостоверений, их реквизитов и образцов их заполнения;
55) изготавливает документы оперативного прикрытия в интересах
федеральных органов исполнительной власти, входящих в систему сил
обеспечения безопасности Российской Федерации, на основе
заключаемых с этими органами соглашений;
56) присваивает в установленном порядке органам и войскам, а
также кораблям и судам органов и войск действительные и условные
наименования и определяет порядок применения таких наименований;
57) осуществляет в пределах своих полномочий меры по
обеспечению режимов чрезвычайного и военного положения; принимает
участие в проведении мероприятий в рамках единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
58) определяет порядок защиты личного состава органов и войск
от оружия массового поражения в военное время, от других
опасностей, возникающих при ведении военных действий, или от
последствий этих действий, а также порядок защиты личного состава
при чрезвычайных ситуациях в мирное время, в том числе вызванных
причинами техногенного и природного характера;
59) обеспечивает боевую готовность и организует
профессиональную подготовку органов и войск в целях выполнения
возложенных на них задач, а также задач в области обороны;
60) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и
мобилизацию органов и войск;
61) осуществляет комплектование органов и войск гражданами,
состоящими на воинском учете, для прохождения военной службы по
призыву;
62) определяет порядок зачисления граждан в запас ФСБ России и
организует ведение воинского учета граждан, пребывающих в запасе
ФСБ России;
63) осуществляет кадровое обеспечение органов и войск, а также
руководство деятельностью образовательных учреждений, входящих в
систему органов федеральной службы безопасности;
64) оказывает в соответствии с федеральным законодательством
содействие организациям в разработке мер по защите коммерческой
тайны;
65) организует и осуществляет взаимодействие со средствами
массовой информации, информирование общественности о деятельности
органов и войск, а также осуществляет редакционно-издательскую
деятельность;
66) осуществляет прием граждан, рассматривает их предложения,
заявления и жалобы по вопросам, отнесенным к полномочиям органов и
войск;
67) разрабатывает и реализует программы медицинского
обеспечения кадров органов и войск, участвует в реализации
аналогичных программ и организует оказание медицинской помощи
военнослужащим органов и воинских формирований других сил
обеспечения безопасности Российской Федерации (а также
законодательно приравненных к ним в праве на охрану здоровья и
медицинскую помощь категориям граждан) на основании соглашений,
заключаемых ФСБ России с указанными органами и воинскими
формированиями;
68) осуществляет пенсионное обеспечение лиц, уволенных с
военной службы из органов федеральной службы безопасности
(контрразведки) и пограничных войск, Службы внешней разведки
Российской Федерации, органов пограничной службы и пограничных
войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации,
федеральных органов правительственной связи и информации,
Федеральной службы охраны Российской Федерации (Главного
управления охраны Российской Федерации), Службы специальной связи
и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации и
Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а
также членов их семей;
69) организует и осуществляет централизованное боевое,
техническое, материальное, финансовое, научное, информационное,
правовое, социально-бытовое и другие виды обеспечения органов и
войск, в том числе общественное питание военнослужащих и
гражданского персонала органов и войск, капитальное строительство
и реконструкцию зданий и сооружений, жилищное и казарменно-
жилищное строительство;
70) организует и осуществляет контроль за финансово-
хозяйственной деятельностью органов и войск;
71) осуществляет в органах и войсках отдельные функции
нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные и
надзорные функции в области промышленной безопасности, охраны
труда, санитарно-эпидемиологического режима, пожарной
безопасности, безопасной эксплуатации энергетических и тепловых
установок;
72) осуществляет в установленном порядке финансирование
Академии криптографии Российской Федерации, материально-
техническое и иное обеспечение ее деятельности;
73) реализует в соответствии с федеральным законодательством
право владения, пользования и распоряжения (оперативного
управления, хозяйственного ведения) недвижимым и движимым
имуществом органов и войск, находящимся в федеральной
собственности; арендует недвижимое и движимое имущество независимо
от его принадлежности, обеспечивает его эксплуатационно-
техническое обслуживание и охрану в пределах выделенных из
федерального бюджета средств;
74) осуществляет в соответствии с федеральным законодательством
иные функции.
IV. Организация деятельности ФСБ России
10. ФСБ России возглавляет директор ФСБ России, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности Президентом Российской
Федерации.
11. Директор ФСБ России:
1) несет ответственность за выполнение задач, стоящих перед
органами и войсками;
2) организует работу ФСБ России, руководит деятельностью
органов и войск, образует в органах федеральной службы
безопасности коллегии и утверждает их состав, устанавливает
полномочия должностных лиц органов и войск по решению ими
оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых,
производственно-хозяйственных и иных вопросов;
3) информирует Президента Российской Федерации и Председателя
Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к
компетенции органов и войск;
4) представляет ФСБ России во взаимоотношениях с
представительными (законодательными), исполнительными и судебными
органами государственной власти Российской Федерации;
5) издает на основании и во исполнение федерального
законодательства и настоящего Положения правовые акты, в том числе
совместно или по согласованию с руководителями федеральных органов
исполнительной власти, организует проверку их исполнения;
6) отменяет противоречащие федеральному законодательству и
нормативным правовым актам ФСБ России правовые акты, изданные
руководителями органов и войск;
7) принимает в соответствии с федеральным законодательством
решения о временном ограничении, приостановлении или прекращении
деятельности физических и юридических лиц, осуществляемой на
государственной границе, приграничной территории, в исключительной
экономической зоне и на континентальном шельфе Российской
Федерации;
8) определяет в соответствии с федеральным законодательством,
международными договорами Российской Федерации и по согласованию с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
содержание пограничного контроля, а также средства и методы
пограничного контроля и устанавливает порядок их применения;
9) определяет в соответствии с федеральным законодательством и
нормами международного права порядок осуществления
государственного контроля в сфере охраны морских биологических
ресурсов, а также порядок направления должностных лиц органов и
войск на иностранные суда, осуществляющие промысел морских
биологических ресурсов в исключительной экономической зоне и (или)
на континентальном шельфе Российской Федерации, для контроля за
таким промыслом;
10) определяет в соответствии с федеральным законодательством
порядок реализации полномочий государственных инспекторов морской
охраны и других должностных лиц органов и войск, а также порядок
их подбора и подготовки;
11) определяет в соответствии с федеральным законодательством
порядок выдачи пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных
средств в пограничную зону;
12) устанавливает границы (стыки и разграничительные линии) зон
ответственности органов морской охраны;
13) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых
актов и предложения по совершенствованию федерального
законодательства в области обеспечения безопасности Российской
Федерации, а также по заключению международных договоров
Российской Федерации;
14) утверждает перечень сведений, подлежащих засекречиванию в
органах и войсках;
15) утверждает структуру ФСБ России, штаты подразделений,
входящих в ФСБ России, и определяет порядок их функционирования;
16) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации
предложения об изменении штатной численности военнослужащих
органов и войск;
17) вносит на рассмотрение Правительства Российской Федерации
предложения об изменении штатной численности гражданского
персонала органов и войск;
18) вносит на утверждение Правительства Российской Федерации
проект положения о пограничных представителях Российской
Федерации, назначает в установленном порядке пограничных
представителей Российской Федерации;
19) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации
предложения о включении воинских должностей военнослужащих органов
и войск в перечень воинских должностей, замещаемых высшими
офицерами, а также о назначении военнослужащих органов и войск на
воинские должности и об освобождении их от воинских должностей,
для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров,
о присвоении им воинских званий высших офицеров, об увольнении их
с военной службы, о приостановлении их военной службы;
(в ред. Указа Президента РФ от 11.07.2004 N 870)
20) представляет на утверждение Президента Российской Федерации
общее количество воинских должностей, подлежащих замещению
полковниками (капитанами 1 ранга);
21) утверждает перечни воинских должностей (кроме перечня
воинских должностей, замещаемых высшими офицерами), в том числе
воинских должностей, которые могут замещаться военнослужащими
женского пола, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной
основе;
22) присваивает военнослужащим и гражданам, пребывающим в
запасе ФСБ России, воинские звания до полковника (капитана 1
ранга) включительно; определяет порядок присвоения военнослужащим
органов и войск классности и квалификационных категорий;
23) присваивает государственным служащим (кроме федеральных
государственных служащих, замещающих высшие и главные
государственные должности) классные чины;
24) определяет знаки различия по конкретным подразделениям
органов и войск, персонифицированные знаки различия;
25) определяет отличительные знаки, указывающие на
принадлежность к органам и войскам, которые размещаются на
вооружении, военной и специальной технике, в том числе на
автотранспортных средствах, зарегистрированных в органах
внутренних дел Российской Федерации, и порядок их размещения;
26) представляет Президенту Российской Федерации предложения по
присвоению почетных наименований объединениям, соединениям,
воинским частям (кораблям) органов и войск;
27) определяет порядок присвоения почетных наименований
отдельным батальонам, отдельным ротам и им равным, кораблям 3 и 4
ранга, судам, а также пограничным заставам;
28) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации
представления о награждении военнослужащих и гражданского
персонала органов и войск, а также лиц, оказывающих содействие в
решении возложенных на органы и войска задач, государственными
наградами и присвоении им почетных званий;
29) учреждает ведомственные награды (медали и нагрудные знаки)
для награждения военнослужащих и гражданского персонала органов и
войск, а также лиц, оказывающих содействие в решении возложенных
на органы и войска задач, утверждает положения об этих наградах и
их описания;
30) имеет наградной и подарочный фонды, в том числе фонды
огнестрельного и холодного оружия, для награждения военнослужащих
и гражданского персонала органов и войск, а также лиц, оказывающих
содействие в решении возложенных на органы и войска задач;
31) награждает именным огнестрельным и холодным оружием в
порядке, установленном федеральным законодательством, а также
ведомственными наградами, ценными подарками или деньгами;
32) определяет порядок зачета военнослужащим органов и войск из
числа высококвалифицированных специалистов в выслугу лет для
назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет
стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу;
33) зачисляет в установленном порядке граждан Российской
Федерации на военную службу в органы и войска;
34) осуществляет в пределах своих полномочий назначение на
должность и освобождение от должности военнослужащих и лиц
гражданского персонала органов и войск; увольняет военнослужащих
органов и войск с военной службы в запас ФСБ России, в запас
Вооруженных Сил Российской Федерации либо в отставку, а также
приостанавливает их военную службу в установленном федеральным
законом порядке;
35) заключает контракты о прохождении военной службы с
военнослужащими, а также определяет порядок заключения контрактов
о прохождении военной службы с военнослужащими из числа
высококвалифицированных специалистов, достигшими предельного
возраста пребывания на военной службе, на период до достижения ими
65-летнего возраста;
36) определяет порядок и условия выплаты военнослужащим и
гражданскому персоналу органов и войск надбавок, премий и
вознаграждений, предусмотренных федеральным законодательством и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
устанавливает в пределах выделенных из федерального бюджета
средств другие дополнительные денежные выплаты военнослужащим и
гражданскому персоналу органов и войск;
37) принимает решения о создании (упразднении) структурных
подразделений ФСБ России, территориальных органов безопасности,
органов безопасности в войсках, пограничных органов, других
органов безопасности, авиационных подразделений, центров
специальной подготовки, подразделений специального назначения,
предприятий, образовательных учреждений, научно-исследовательских,
экспертных, судебно-экспертных, военно-медицинских и военно-
строительных подразделений и иных учреждений и подразделений,
предназначенных для обеспечения деятельности федеральной службы
безопасности, а также утверждает их штаты и определяет порядок их
функционирования;
38) принимает в установленном порядке решения о дислокации
(передислокации) частей и войск до пограничного отряда, контрольно-
пропускного пункта и им равных подразделений включительно в
пределах территорий, переданных в пользование пограничных войск, а
за пределами этих территорий - по согласованию с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами
местного самоуправления;
39) создает криптографический резерв из числа ушедших в запас
или в отставку высококвалифицированных криптографов, а также из
числа других специалистов, опыт и знания которых необходимы для
поддержания на должном уровне криптографического потенциала
Российской Федерации, и специальный фонд, определяет порядок его
использования для привлечения специалистов в криптографический
резерв;
40) утверждает устав пограничных войск, положения о структурных
подразделениях ФСБ России, положения (типовые положения) о
территориальных органах безопасности, пограничных органах, других
органах безопасности, а также положения (уставы) подразделений,
предприятий, учреждений, организаций, за исключением тех, которые
утверждаются в соответствии с федеральным законодательством
Президентом Российской Федерации или Правительством Российской
Федерации;
41) пользуется в отношении военнослужащих органов и войск
правами, предусмотренными Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил
Российской Федерации, в полном объеме, а также устанавливает
полномочия должностных лиц органов и войск по применению поощрений
и наложению дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных им
военнослужащих;
42) осуществляет в установленном порядке прикомандирование
военнослужащих органов федеральной службы безопасности, определяет
воинские должности для этих военнослужащих (кроме военнослужащих,
прикомандированных к федеральным органам государственной власти в
целях содействия реализации полномочий этих органов в сфере
обеспечения безопасности Российской Федерации);
43) переводит в установленном порядке военнослужащих органов и
войск в Вооруженные Силы Российской Федерации и федеральные органы
исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;
44) назначает на должность и освобождает от должности
официальных представителей органов федеральной службы безопасности
в иностранных государствах и сотрудников их аппаратов;
45) определяет в соответствии с федеральным законодательством
условия совмещения военнослужащими военной службы с иной
оплачиваемой деятельностью;
46) устанавливает в соответствии с нормативными правовыми
актами Российской Федерации квалификационные требования по
соответствующим государственным должностям федеральной
государственной службы, учреждаемым для обеспечения деятельности
ФСБ России;
47) определяет по согласованию с Министерством здравоохранения
и социального развития Российской Федерации и Министерством
финансов Российской Федерации порядок и условия отнесения воинских
частей и подразделений органов и войск к числу дислоцированных в
отдаленных гарнизонах и местностях, где для супругов
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,
отсутствует возможность трудоустройства;
(в ред. Указа Президента РФ от 31.08.2005 N 1007)
48) учреждает именные стипендии, определяет порядок их
присуждения курсантам и слушателям военных образовательных
учреждений профессионального образования ФСБ России и
образовательных учреждений среднего (полного) общего образования с
дополнительными образовательными программами, имеющими целью
военную подготовку несовершеннолетних граждан, а также учреждает
премии в области литературы и искусства за произведения,
пропагандирующие деятельность органов и войск;
49) устанавливает в пределах своих полномочий порядок передачи
органами и войсками оперативной информации, специальных
технических изделий и иных средств специальным службам и
правоохранительным органам иностранных государств;
50) определяет порядок выдачи разрешений военнослужащим и
гражданскому персоналу органов и войск на выезд за пределы
Российской Федерации;
51) является распорядителем средств федерального бюджета,
выделяемых на финансирование органов и войск, включая валютные
средства; утверждает сметы доходов и расходов органов и войск;
определяет нормы и порядок расходования финансовых средств на
проведение оперативных и иных мероприятий, связанных с
осуществлением органами и войсками контрразведывательной,
разведывательной, оперативно-разыскной деятельности и деятельности
по защите и охране государственной границы;
52) принимает решения о приеме делегаций специальных служб и
правоохранительных органов иностранных государств и о направлении
делегаций и сотрудников ФСБ России в иностранные государства;
53) направляет в установленном порядке корабли и патрульные
суда органов и войск с визитами и деловыми заходами в иностранные
порты, разрешает полеты летательных аппаратов органов и войск за
пределы Российской Федерации;
54) устанавливает в соответствии с федеральным
законодательством полномочия должностных лиц органов и войск,
возлагает на них дополнительные функции, в том числе по управлению
органами и организациями федеральной службы безопасности;
(пп. 54 в ред. Указа Президента РФ от 11.07.2004 N 870)
55) осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральным
законодательством.
12. Первый заместитель директора ФСБ России, первый заместитель
директора - руководитель Пограничной службы ФСБ России,
заместители директора ФСБ России, руководители служб ФСБ России
имеют право представлять ФСБ России во взаимоотношениях с
Правительством Российской Федерации, федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, законодательными (представительными) и
судебными органами государственной власти Российской Федерации, а
также осуществлять согласование проектов нормативных правовых
актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации и вести переписку от имени ФСБ России по вопросам,
отнесенным к их компетенции.
(п. 12 введен Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 870)
13. В ФСБ России образуется коллегия в составе директора ФСБ
России (председатель коллегии), заместителей директора по
должности, а также руководящих работников органов и войск.
Численность и состав коллегии ФСБ России утверждаются
директором ФСБ России.
(в ред. Указа Президента РФ от 11.07.2004 N 870)
Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассматривает важнейшие
вопросы деятельности органов и войск и принимает по ним решения.
Решения коллегии ФСБ России принимаются большинством голосов ее
членов и оформляются приказами ФСБ России.
В случае разногласий между директором ФСБ России и коллегией
директор ФСБ России реализует свое решение и докладывает о
возникших разногласиях Президенту Российской Федерации. Члены
коллегии ФСБ России также могут сообщить свое мнение Президенту
Российской Федерации.
Решения, принятые на совместных заседаниях коллегии ФСБ России
и других федеральных органов исполнительной власти, оформляются
совместными приказами ФСБ России и соответствующих федеральных
органов исполнительной власти.
Утверждена
Указом Президента
Российской Федерации
от 11 августа 2003 г. N 960
СТРУКТУРА
ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
(в ред. Указа Президента РФ от 11.07.2004 N 870)
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ
России), имеющая в своем составе службы, департаменты, управления
и другие подразделения, непосредственно реализующие направления
деятельности органов федеральной службы безопасности, а также
подразделения, исполняющие управленческие функции
(в ред. Указа Президента РФ от 11.07.2004 N 870)
Управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и
субъектам Российской Федерации (территориальные органы
безопасности)
Управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их
органах управления (органы безопасности в войсках)
Управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе
(пограничные органы)
Другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные
полномочия ФСБ России или обеспечивающие деятельность органов
федеральной службы безопасности и пограничных войск (другие органы
безопасности)
Авиационные подразделения, центры специальной подготовки,
подразделения специального назначения, предприятия,
образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные,
судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные
подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные
для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности
|