МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
7 августа 2003 г.
N 2510/8930-03-32
В соответствии с Программой оптимизации условий и охраны труда
работников системы Министерства здравоохранения РФ на
2002-2005 г.г., одобренной совместным решением коллегии Минздрава
России и Президиума профсоюза работников здравоохранения
Российской Федерации, 23-25 апреля 2003 года в г. Москве проведен
семинар-совещание руководителей служб и специалистов по охране
труда органов управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации, центров государственного эпидемиологического надзора,
учреждений здравоохранения федерального подчинения.
В работе семинара-совещания приняли участие 295 специалистов
по охране труда из различных регионов России, в том числе 182
специалиста по охране труда из Центрального федерального округа,
28 из Северо-Западного федерального округа, 35 из Приволжского, 17
из Южного, 18 из Сибирского и 4 из Дальневосточного федеральных
округов, представители Минтруда России, ЦК профсоюза работников
здравоохранения Российской Федерации, Всероссийской Ассоциации
специалистов по охране труда, ряда органов печати, освещающих
вопросы охраны труда в организациях здравоохранения.
На семинаре-совещании проанализированы итоги работы по охране
труда за последние годы, обсуждены вопросы по реализации
федеральных законов, приказов Минздрава России, решений коллегии в
области охраны труда и социальной защиты работников
здравоохранения.
Положительными итогами работы являются:
- подготовка в соответствии с поручением Правительства
Российской Федерации от 17.04.2002 г. N 516-р проектов
постановлений Правительства Российской Федерации "О
продолжительности работы по совместительству в организациях
здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в
сельской местности и в поселках городского типа" (от 12.11.2002 г.
N 813) и "О продолжительности рабочего времени медицинских
работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или)
специальности" (от 14.02.2003 года N 101);
- организация обучения по вопросам охраны труда значительного
количества инженеров по охране труда и членов комиссий по охране
труда, работающих в учреждениях здравоохранения;
- страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний всех работников организаций
здравоохранения на основе Федерального закона от 24 июля 1998 года
N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
- усиление взаимодействия Минздрава России и ЦК профсоюза
работников здравоохранения Российской Федерации, согласование
интересов работодателей и работников отрасли через заключение
коллективных договоров и Отраслевых тарифных соглашений;
Наряду с положительными итогами работы следует отметить и
серьезные недостатки:
- в нарушение статьи 217 Трудового кодекса Российской
Федерации и подпункта 1.2. п. 1. Приказа Минздрава России от
18.03.2002 г. N 86 в ряде органов управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации, центров госсанэпиднадзора в
субъектах Российской Федерации, при наличии большого количества
подведомственных организаций, не введены должности главного
специалиста по охране труда;
- не во всех организациях здравоохранения введены должности
инженера по охране труда;
- по данным статистической отчетности по форме 7-травматизм
сохраняется высоким уровень несчастных случаев со смертельным
исходом (55 случаев в 2002 г., 54 - в 2001 г.) при некотором
снижении общего числа пострадавших при несчастных случаях на
производстве (6330 человек - 2002 г., 6734 человека. - 2001 г.),
Основными причинами производственного травматизма являются
дорожно-транспортные происшествия, хулиганские действия,
совершаемые в отношении медицинских работников, находящихся при
исполнении своих служебных обязанностей, неудовлетворительная
организация работ, связанных с повышенной опасностью, нарушение
трудовой и производственной дисциплины, недостаточная подготовка
руководителей и персонала по вопросам охраны труда;
- профессиональная заболеваемость медицинских работников имеет
тенденцию к росту (в 2001 году - 419, в 2002 - 522). В структуре
профессиональных заболеваний в последние годы преобладают
туберкулез органов дыхания, гепатит сывороточный, астма
бронхиальная, дерматит, аллергия лекарственно-медикаментозная.
Основными причинами и обстоятельствами возникновения
профессиональных заболеваний явились нарушения требований охраны
труда, неприменение средств индивидуальной защиты, отсутствие
средств индивидуальной защиты, контакт с инфекционным агентом.
В настоящее время Минздравом России, ЦК профсоюза работников
здравоохранения Российской Федерации и НИИ медицины труда РАМН
проводится работа по созданию регистра профессиональных
заболеваний:
- не разработаны Типовые программы обучения по охране труда
для должностей работников, связанных с выполнением работ
повышенной опасности в организациях здравоохранения;
- нарушаются, установленные статьей 228 Трудового кодекса
Российской Федерации, сроки направления в отдел охраны труда и
социальных вопросов:
- сообщений о групповых, тяжелых несчастных случаях и
несчастных случаях со смертельным исходом (Департамент
здравоохранения Приморского края, Комитет здравоохранения Курской
области, Департамент здравоохранения Тверской области,
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, Министерство
здравоохранения Республики Татарстан, Управление здравоохранения
Коми-Пермяцкого АО, Министерство здравоохранения Республики
Дагестан, Министерство здравоохранения Республики Калмыкия,
Управление здравоохранения Челябинской области, Управление
здравоохранения Бурятского АО, Управление здравоохранения
Новосибирской области);
- материалов по результатам расследования случаев со
смертельным исходом (ЦГСЭН Черноземельского района, Республики
Калмыкия, РТМО Горшенченского района Курской области, Бежецкая ЦРБ
и Пеновская ЦРБ Тверской области, Туканская больница Белорецкого
района и Белебевская ЦРБ Республики Башкортостан, Детская
республиканская клиническая больница и городская
психоневрологическая больница им. Бехтерева Республики Татарстан,
Кудымкарская станция скорой медицинской помощи Коми-Пермяцкого АО,
противотуберкулезный диспансер г. Кизляра Республики Дагестан,
Челябинская областная детская больница N 1, ГКБ N 2 г. Тюмени,
областной психоневрологический диспансер и Железногорская ЦРБ
Иркутской области, Новосибирская областная клиническая больница);
- не все организации здравоохранения отрасли ввели в практику
работы заключение коллективных договоров в соответствии с Законом
Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях",
принятом 11.03.1992 года N 2490-1.
В целях усиления работы по охране труда в учреждениях
здравоохранения, профилактики травматизма, а также повышения
уровня руководства и контроля за состоянием охраны труда в
учреждениях системы Министерства здравоохранения предлагаю:
1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации, главным врачам центров госсанэпиднадзора
субъектов Российской Федерации, руководителям учреждений
здравоохранения федерального подчинения:
1.1. Считать первостепенной задачей в области охраны труда
работников здравоохранения профилактику производственного
травматизма и профессиональных заболеваний, приняв меры по
улучшению условий труда работников здравоохранения, обеспечению их
средствами индивидуальной и коллективной защиты.
1.2. Завершить работу по:
1.2.1. Введению должности главного специалиста по охране труда
(в органах управления здравоохранением субъектов Российской
Федерации и в центрах госсанэпиднадзора в субъектах Российской
Федерации).
1.2.2. Укомплектованию инженерами по охране труда учреждений
здравоохранения.
1.2.3. Аттестации рабочих мест. При проведении работ по
аттестации и сертификации рабочих мест для получения
санитарно-эпидемиологического заключения на льготных условиях
руководствоваться письмом Минздрава России от 24.04.2003 г.
N 2510/4290-01-32 "О порядке выдачи за плату
санитарно-эпидемиологических заключений при аттестации рабочих
мест в ЛПУ системы Минздрава России".
1.3. Активизировать работу по заключению коллективных
договоров и (или) соглашений по охране труда.
1.4. Обеспечить выполнение решений коллегий, приказов,
инструктивных писем Минздрава России по вопросам охраны труда.
Информацию о выполнении подпунктов 1.2.1., 1.2.2. п. 1.2.
направить в срок до 01.11.2003 года в Минздрав России согласно
приложению N 1.
2. Департаменту профессиональной подготовки и развития
кадровых ресурсов в здравоохранении:
2.1. подготовить предложение в Минтруд России по вопросу
повышения статуса инженера по охране труда путем установления
квалификационных категорий (I, II, III) в зависимости от стажа
работы с последующим увеличением заработной платы. Разработать
примерное положение "О порядке присвоения квалификационной
категории инженерам по охране труда". Срок: до 15.11.2003 года.
2.2. Подготовить приказ "О состоянии производственного
травматизма в организациях системы Минздрава России и мерах по его
снижению". Срок: до 01.09.03 г.
2.3. Провести в период с сентября по ноябрь 2003 года проверку
по вопросам организации работы по охране труда в Министерстве
здравоохранения Республики Башкортостан, в Управлении
здравоохранения Коми-Пермяцкого АО, в Управлении здравоохранения
Воронежской области, в Департаменте здравоохранения Тверской
области, в Министерстве здравоохранения Республики Калмыкии, в
Управлении здравоохранения Челябинской области, в Управлении
здравоохранения Новосибирской области, в психиатрической больнице
N 7 (г. Москва), в Московском научно-исследовательском институте
(далее - НИИ) урологии, в Московском НИИ трансплантологии и
искусственных органов, в Московском НИИ оториноларингологии, в
Московском НИИ наркологии.
2.4. Организовать в сентябре-ноябре 2003 года выездные
совещания по статистической отчетности по форме 7-травматизм со
специалистами по охране труда организаций здравоохранения отрасли
в Федеральных округах.
3. Департаменту экономического развития здравоохранения,
управления финансами и материальными ресурсами:
3.1. Решить вопросы о выделении средств:
- для проведения ремонта помещений Учебно-методического центра
по охране труда, организованного на базе Российской медицинской
академии последипломного образования, закупки для него
учебно-методической литературы, оборудования компьютерного класса
и макетов медицинской аппаратуры с фантомами. Срок: 01.09.2003 г.;
- для финансирования разработки типовых программ обучения по
охране труда на работах с повышенной опасностью в организациях
здравоохранения Российской Федерации.
3.2. Обеспечить реализацию статьи 226 Трудового кодекса в
части финансирования мероприятий по охране труда в организациях
здравоохранения федерального подчинения. Срок: до 01.01.2004 года.
Заместитель Министра
Т.И.СТУКОЛОВА
Приложение N 1
к информационному письму
Минздрава России
от 07.08.2003 г. N 2510/8930-03-32
УКОМПЛЕКТОВАННОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
СПЕЦИАЛИСТАМИ (ИНЖЕНЕРАМИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА
-------------T-------------T---------------T-----------------T-------------T--------T--------T--------¬
¦Наименование¦ Кол-во ¦ФИО специалиста¦ Образование ¦ Стаж работы ¦ Дата ¦ Кому ¦ Номер ¦
¦ учреждения ¦специалистов ¦по охране труда+----T------T-----+ по данной ¦рождения¦подчинен¦телефона¦
¦ ¦ (инженеров) ¦ (или лица его ¦выс-¦сред- ¦не ¦специальности¦ ¦по своей¦ ¦
¦ ¦ по охране ¦ замещающего, ¦шее ¦нее ¦имеет¦ ¦ ¦ работе ¦ ¦
¦ ¦ труда ¦ назначенного ¦ ¦специ-¦спец.¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------T------+ приказом ¦ ¦альное¦обра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦По ¦Факти-¦(распоряжением)¦ ¦ ¦зова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦штат- ¦ческая¦ работодателя ¦ ¦ ¦ния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ному ¦уком- ¦ ответственным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦норма-¦плек- ¦за организацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тиву ¦тован-¦ работы по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ность ¦ охране труда) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+------+------+---------------+----+------+-----+-------------+--------+--------+--------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+------+------+---------------+----+------+-----+-------------+--------+--------+--------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+------+------+---------------+----+------+-----+-------------+--------+--------+--------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+------+------+---------------+----+------+-----+-------------+--------+--------+--------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------+------+------+---------------+----+------+-----+-------------+--------+--------+---------
|