УТРАТИЛ СИЛУ - ПРИКАЗ ФНС РФ ОТ 16.11.2005 N САЭ-3-12/588@
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПРИКАЗ
от 6 августа 2003 г. N БГ-3-12/441@
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СТРУКТУРНЫМИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА МНС РОССИИ
И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ МНС РОССИИ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ОКРУГАМ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК И РАССМОТРЕНИЯ
МАТЕРИАЛОВ ПО ИХ РЕЗУЛЬТАТАМ
(с изм., согл. Приказов МНС РФ от 07.04.2004 N САЭ-3-12/276@,
от 28.06.2004 N САЭ-3-12/397@, от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
В целях установления единого порядка проведения структурными
подразделениями центрального аппарата МНС России и
межрегиональными инспекциями МНС России по федеральным округам
тематических проверок и рассмотрения материалов по их результатам
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения структурными
подразделениями центрального аппарата МНС России и
межрегиональными инспекциями МНС России по федеральным округам
тематических проверок и рассмотрения материалов по их результатам
(далее - Порядок).
2. Департаменту контроля налоговых органов (О.Н. Чернова)
довести Порядок до структурных подразделений центрального аппарата
МНС России, управлений МНС России по субъектам Российской
Федерации и межрегиональных инспекций МНС России по федеральным
округам.
3. Руководителям структурных подразделений центрального
аппарата МНС России и межрегиональных инспекций МНС России по
федеральным округам обеспечить соблюдение Порядка при проведении
тематических проверок и рассмотрении материалов по их результатам.
4. Руководителям управлений МНС России по субъектам Российской
Федерации на основании данного Порядка в месячный срок разработать
и утвердить Порядок проведения управлением МНС России по субъекту
Российской Федерации тематических проверок и рассмотрения
материалов по их результатам.
5. Признать утратившими силу Приказы МНС России от 09.04.2002 N
БГ-3-12/185 "О порядке назначения тематических проверок,
проводимых структурными подразделениями центрального аппарата МНС
России и межрегиональными инспекциями МНС России по федеральным
округам, и рассмотрения материалов по их результатам" и от
12.08.2002 N БГ-3-12/429 "О внесении изменений в Приказ МНС России
от 09.06.2002 N БГ-3-12/185".
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителей Министра Российской Федерации по налогам и сборам,
курирующих федеральные округа и координирующих работу структурных
подразделений центрального аппарата МНС России, ответственных за
проведение тематических проверок.
Министр
Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И.БУКАЕВ
Утвержден
Приказом МНС России
от 6 августа 2003 г. N БГ-3-12/441@
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ СТРУКТУРНЫМИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА МНС РОССИИ
И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ МНС РОССИИ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ОКРУГАМ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК (ТЕМАТИЧЕСКИХ) ВНУТРЕННЕГО
АУДИТА И РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПО ИХ РЕЗУЛЬТАТАМ
(в ред. Приказов МНС РФ от 07.04.2004 N САЭ-3-12/276@,
от 28.06.2004 N САЭ-3-12/397@, от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
1. Настоящий Порядок устанавливает единые требования к
назначению, организации и проведению аудиторских проверок
(тематических) внутреннего аудита налоговых органов структурными
подразделениями центрального аппарата МНС России и
межрегиональными инспекциями МНС России по федеральным округам, а
также рассмотрению материалов по их результатам.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
2. Аудиторская проверка (тематическая) внутреннего аудита -
форма внутриведомственного контроля за работой налоговых органов,
которой охватывается одно или несколько направлений их
деятельности, обеспечивающая оперативное реагирование структурных
подразделений центрального аппарата МНС России на проблемные
вопросы, возникающие у налоговых органов при осуществлении
налогового администрирования.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
Цель аудиторской проверки (тематической) внутреннего аудита -
выявление нарушений и недостатков в деятельности налоговых
органов, изучение причин нарушений с целью их устранения и
предупреждения, а также повышение эффективности работы налогового
органа и оказание практической и методологической помощи.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
Аудиторская проверка (тематическая) внутреннего аудита
назначается только после принятия структурными подразделениями
центрального аппарата МНС России всех иных мер для решения
возникших проблемных вопросов.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
3. Аудиторские проверки (тематические) внутреннего аудита
налоговых органов проводятся структурными подразделениями
центрального аппарата МНС России на основании приказов МНС России
и в соответствии с программами проверок, разработанными
ответственными структурными подразделениями центрального аппарата
МНС России и утвержденными заместителями Министра Российской
Федерации по налогам и сборам, курирующими деятельность указанных
структурных подразделений.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
При этом межрегиональным инспекциям МНС России по федеральным
округам проведение аудиторских проверок (тематических) внутреннего
аудита может быть поручено только в исключительных случаях на
основании указаний Министра Российской Федерации по налогам и
сборам.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
Проведение аудиторских проверок (тематических) внутреннего
аудита управлений МНС России по субъектам Российской Федерации, на
территории которых расположены межрегиональные инспекции МНС
России по федеральным округам, осуществляется собственными силами
структурных подразделений центрального аппарата МНС России.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
Подразделения центрального аппарата МНС России, ответственные
за разработку программ аудиторских проверок (тематических)
внутреннего аудита и рассмотрение материалов по их результатам
(далее - ответственные подразделения МНС России), назначаются
приказом МНС России о проведении аудиторских проверок
(тематических) внутреннего аудита.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
4. Структурные подразделения центрального аппарата МНС России
представляют Министру Российской Федерации по налогам и сборам
докладные записки с обоснованием причин назначения аудиторских
проверок (тематических) внутреннего аудита налоговых органов (с
учетом всех проведенных мероприятий по решению возникших
проблемных вопросов), согласованными с заместителями Министра
Российской Федерации по налогам и сборам, курирующими деятельность
соответствующих структурных подразделений, а также с Департаментом
контроля налоговых органов в части соблюдения порядка проведения
аудиторских проверок (тематических) внутреннего аудита.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
При этом предложения о назначении аудиторских проверок
(тематических) внутреннего аудита выносятся структурными
подразделениями центрального аппарата МНС России на рассмотрение
Министра Российской Федерации по налогам и сборам только после
принятия всех мер для решения возникающих проблемных вопросов, а
также получения и рассмотрения запрашиваемых от налоговых органов
материалов (информации), необходимых для решения возникающих
проблемных вопросов.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
При подготовке предложений следует учитывать, что в приказ МНС
России о проведении аудиторских проверок (тематических)
внутреннего аудита не могут быть включены налоговые органы, в
которых со дня окончания аудиторской проверки внутреннего аудита
не прошел один год или запланировано проведение аудиторской
проверки внутреннего аудита в текущем году, а также налоговые
органы, в которых в текущем году проведены две аудиторские
проверки (тематические) внутреннего аудита. При необходимости
назначения проверки в налоговых органах, подпадающих под указанные
критерии, проверка назначается только при соблюдении положений
пункта 6 настоящего Порядка.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
Министр Российской Федерации по налогам и сборам по результатам
рассмотрения докладных записок структурных подразделений
центрального аппарата МНС России, согласованных с курирующими
заместителями Министра Российской Федерации по налогам и сборам, а
также Департаментом контроля налоговых органов, дает поручения
Департаменту контроля налоговых органов о подготовке приказов МНС
России о проведении аудиторских проверок (тематических)
внутреннего аудита налоговых органов.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
5. Департамент контроля налоговых органов осуществляет
координацию работы по проведению аудиторских проверок
(тематических) внутреннего аудита ответственными подразделениями
МНС России и межрегиональными инспекциями МНС России по
федеральным округам.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
В указанных целях Департамент контроля налоговых органов на
основании поручений Министра Российской Федерации по налогам и
сборам осуществляет подготовку приказов МНС России о проведении
аудиторских проверок (тематических) внутреннего аудита.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
6. Внесение изменений и дополнений в приказ МНС России о
проведении аудиторских проверок (тематических) внутреннего аудита
осуществляется только по поручениям Министра Российской Федерации
по налогам и сборам.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
7. Ответственные подразделения МНС России при формировании
программ аудиторских проверок (тематических) внутреннего аудита
учитывают следующие обязательные требования:
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
в программы проверок включаются только проблемные вопросы,
возникающие у налоговых органов при осуществлении налогового
администрирования (при подготовке перечня вопросов учитываются
ограничения по срокам проведения аудиторских проверок
(тематических) внутреннего аудита и количеству проверяющих);
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
период деятельности налогового органа, подлежащий проверке, -
один год. Вместе с этим, при формировании программ проверок, в
случае возникновения необходимости, указанный период может быть
изменен.
Кроме того, в ходе проведения аудиторской проверки
(тематической) внутреннего аудита при необходимости изменения
периода деятельности налогового органа, подлежащего проверке,
руководитель проверки информирует руководителя проверяемого
налогового органа о причинах его изменения, а также отражает
указанные причины в материалах о результатах аудиторской проверки
(тематической) внутреннего аудита (справках и акте проверки). При
этом изменения в программу аудиторской проверки (тематической)
внутреннего аудита не вносятся;
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
срок командирования специалистов для проведения аудиторской
проверки (тематической) внутреннего аудита не может превышать 10
календарных дней (без учета времени нахождения в пути);
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
состав бригады проверки ограничивается 2 специалистами по
каждому проверяемому направлению деятельности налогового органа
(на каждую аудиторскую проверку (тематическую) внутреннего аудита
может быть запланировано не более трех направлений деятельности
налоговых органов).
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
8. Командирование специалистов ответственных подразделений МНС
России для проведения аудиторских проверок (тематических)
внутреннего аудита оформляется приказами МНС России о
командировании специалистов в налоговые органы, находящиеся на
территории субъекта Российской Федерации.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
Командирование специалистов межрегиональных инспекций МНС
России по федеральным округам для проведения аудиторских проверок
(тематических) внутреннего аудита оформляется приказами
межрегиональных инспекций МНС России по федеральным округам о
командировании специалистов в налоговые органы, находящиеся на
территории субъекта Российской Федерации.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
9. По результатам проведенной аудиторской проверки
(тематической) внутреннего аудита составляется акт, который
подписывается руководителем проверки и руководителем проверенного
налогового органа (с приложением, в случае необходимости,
документов или их копий, подтверждающих факты выявленных нарушений
и недостатков, и иных материалов).
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
10. Межрегиональные инспекции МНС России по федеральным округам
по окончании аудиторской проверки (тематической) внутреннего
аудита направляют акт с приложением необходимых материалов
проверки, а также проект докладной записки на имя заместителя
Министра Российской Федерации по налогам и сборам, курирующего
соответствующий федеральный округ, о наиболее существенных
нарушениях и недостатках, выявленных в ходе проверки, на
заключение в ответственное подразделение МНС России.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
11. Ответственное подразделение МНС России по результатам
каждой проверки, проведенной межрегиональными инспекциями МНС
России по федеральным округам либо проведенной собственными
силами, готовит докладную записку на имя заместителя Министра,
курирующего ответственное подразделение МНС России, и обзорное
письмо о выявленных нарушениях и недостатках и принятии мер по их
устранению в адрес проверенного управления или для направления по
системе.
(абзац в ред. Приказа МНС РФ от 07.04.2004 N САЭ-3-12/276@)
При наличии в материалах проверки значительных нарушений
ответственное подразделение МНС России готовит проект приказа о
привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц
проверенного налогового органа и принятии мер по устранению
выявленных нарушений, который в обязательном порядке
согласовывается с заместителями Министра Российской Федерации,
курирующими ответственные подразделения МНС России и федеральный
округ, в состав которого входит проверенный налоговый орган, а
также с Департаментом контроля налоговых органов.
При проведении аудиторских проверок (тематических) внутреннего
аудита силами межрегиональных инспекций МНС России по федеральным
округам ответственное подразделение МНС России направляет в их
адрес копии всех материалов реализации проведенных тематических
проверок (обзорные письма, приказы и т.д.).
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
12. Срок рассмотрения материалов о результатах аудиторской
проверки (тематической) внутреннего аудита один месяц со дня
подписания акта проверки.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
13. В целях организации контроля за своевременным устранением
выявленных в ходе аудиторских проверок (тематических) внутреннего
аудита нарушений и недостатков документы МНС России (письма,
приказы и т.д.), в соответствии с которыми реализуются материалы
аудиторских проверок (тематических) внутреннего аудита, в срок до
1 числа второго месяца, следующего за соответствующим кварталом,
представляются ответственными подразделениями МНС России в
Департамент контроля налоговых органов.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
Одновременно ответственные подразделения МНС России
представляют информацию об использовании результатов проведенной
аудиторской проверки (тематической) внутреннего аудита в
совершенствовании методологической базы по налоговому
администрированию.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
14. Департамент контроля налоговых органов на основании
представленных ответственными подразделениями МНС России
материалов в месячный срок с момента представления ответственными
подразделениями материалов проведенных проверок готовит служебную
записку на имя Министра Российской Федерации по налогам и сборам о
результатах проведенных аудиторских проверок (тематических)
внутреннего аудита, после чего приказ МНС России о проведении
аудиторских проверок (тематических) внутреннего аудита снимается с
контроля.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 07.06.2005 N САЭ-3-12/242@)
15. Иные вопросы, не урегулированные данным Порядком,
регулируются в соответствии с Регламентом проведения комплексных
проверок налоговых органов, утвержденным Приказом МНС России от
14.03.2003 N БГ-4-12/6дсп.
|