МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 6 августа 2003 г. N 05-3-06/334-АБ476
ОБ УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ
ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
рассмотрело письмо и сообщает следующее.
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации
регулируется Федеральным законом от 15.12.2003 N 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании" (далее - Федеральный закон
N 167-ФЗ).
Согласно статьям 22 и 33 Федерального закона N 167-ФЗ
максимальный тариф страхового взноса на страховую и накопительную
части трудовой пенсии в совокупности составляет 14% от базы для
исчисления страховых взносов или 1/2 от максимальной ставки
единого социального налога в федеральный бюджет, установленной
пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) в размере 28%, поскольку она включает налоговый
вычет по тарифу 14%. Таким образом, максимальная ставка налога,
подлежащего уплате в федеральный бюджет (за минусом максимального
тарифа налогового вычета), равна 14%.
Статья 239 Кодекса предоставляет льготы по единому социальному
налогу отдельным категориям налогоплательщиков, но не
страхователям, обязанным в силу статьи 14 Федерального закона
N 167-ФЗ своевременно и в полном объеме уплачивать страховые
взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести
учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в
указанный бюджет.
Специальной нормы, устанавливающей льготу по уплате страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование общественным
организациям инвалидов, Федеральный закон N 167-ФЗ не содержит.
Следовательно, статья 239 Кодекса, устанавливающая льготы по
единому социальному налогу, на правоотношения по уплате страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование не
распространяется.
Поскольку базы для исчисления налога и страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование для плательщиков, применяющих
налоговые льготы, различны, в связи с тем, что льгота,
установленная статьей 239 Кодекса, применяется только в отношении
к базе для исчисления налога, но не применяется при формировании
базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование, то это приводит к превышению суммы налогового вычета
над суммой единого социального налога.
В этом случае сумма налогового вычета не будет являться
излишне уплаченной и на нее не могут быть распространены нормы,
установленные пунктом 2 статьи 243 Кодекса, устанавливающие, что
сумма налогового вычета не может превышать сумму налога
(авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный
бюджет.
Для таких налогоплательщиков правильное применение налогового
вычета, не занижающее суммы налога, подлежащего уплате в
федеральный бюджет, обеспечивается на уровне ставок налога, а
именно, исчисления налога в федеральный бюджет по ставке 14% (1/2
от 28%) в порядке, предусмотренном Приказом МНС России от 01.02.02
N БГ-3-05/49 для заполнения графы 3 расчета по авансовым платежам
по единому социальному налогу организациями, применяющими
налоговые льготы в соответствии со статьей 239 Кодекса (с учетом
изменений и дополнений, внесенных Приказом МНС России от
26.03.2003 N БГ-3-05/134).
При наличии налоговой базы (суммы выплат, произведенных в
пользу инвалида, превышающую 100000 рублей), налогоплательщиком
должен быть исчислен и уплачен налог с базы, превышающей 100000
рублей, что и реализуется при применении механизма расчета налога,
подлежащего уплате в федеральный бюджет, установленного Приказом
МНС России от 26.03.2003 N БГ-3-05/134.
Правомерность такого подхода подтверждена решением Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.12.2002 N 9132/02,
которым, в частности, определено, что раздел "Особенности
заполнения графы 3 расчета по авансовым платежам организациями,
применяющими налоговые льготы в соответствии со статьей 239
Кодекса" признан соответствующим Налоговому кодексу Российской
Федерации и Федеральному закону N 167-ФЗ.
Кроме того, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 22.04.2003 N 12355/02 установлено,
что льгота на уплату единого социального налога, предусмотренная
подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса, не распространяется на
уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Заместитель Министра - действительный
государственный советник
налоговой службы РФ II ранга
С.Х.АМИНЕВ
|