ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 31 июля 2003 г. N ГКПИ 03-653
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Российского профессионального союза учителей и
Общероссийского объединенного профсоюза работников
здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта,
энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы
обслуживания Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ о признании
недействующим Приказа Министерства образования Российской
Федерации от 30 апреля 2003 г. N 1955 "Об утверждении перечня
минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период
проведения забастовок в организациях, филиалах и
представительствах системы образования",
установил:
Российский профессиональный союз учителей и Общероссийский
объединенный профсоюз работников здравоохранения, образования,
культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и
муниципальных организаций, сферы обслуживания Объединения
профсоюзов России СОЦПРОФ обратились в Верховный Суд Российской
Федерации с заявлением о признании не действующим в полном объеме
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 30 апреля
2003 г. N 1955, зарегистрированного 26 мая 2003 г. N 4592 в
Министерстве юстиции Российской Федерации, "Об утверждении перечня
минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период
проведения забастовок в организациях, филиалах и
представительствах системы образования" (далее - Приказ).
В заявлении указано, что оспариваемый Приказ издан с
нарушением статьи 412 Трудового кодекса Российской Федерации и
Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря
2002 г. N 901 "О порядке разработки и утверждения перечня минимума
необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения
забастовок в организациях, филиалах и представительствах".
Незаконность Приказа состоит в том, что перечень минимума
необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения
забастовок в организациях, филиалах и представительствах системы
образования, разработан и утвержден без участия всех действующих
в отрасли общероссийских профессиональных союзов, в частности, без
участия заявителей, являющихся зарегистрированными в установленном
порядке и действующими в организациях системы образования
общероссийскими профессиональными союзами.
В судебном заседании представители заявителей Храмов С.В.,
Бородина У.Ш. и Семененко Н.М. поддержали заявленное требование и
просили о его удовлетворении, пояснив, что оспариваемый Приказ на
согласование к заявителям, являющимся общероссийскими
профессиональными союзами, действующими в организациях системы
образования, не направлялся. Между тем они не согласны с
утвержденным Приказом перечнем минимума необходимых работ (услуг),
обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях,
филиалах и представительствах системы образования.
Представитель Министерства образования Российской Федерации,
будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного
заседания, в суд не явился, об уважительности неявки суду не
сообщил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в
его отсутствие.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации
Меркулова Л.Я. просила суд отказать в удовлетворении требования
заявителей за необоснованностью, признав в то же время, что проект
оспариваемого Приказа был согласован только с одним из семи
зарегистрированных в системе образования общероссийских
профессиональных союзов.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и
изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей
требование заявителей удовлетворить, суд приходит к выводу, что
заявление Российского профессионального союза учителей и
Общероссийского объединенного профсоюза работников
здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта,
энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы
обслуживания Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ подлежит
удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 412 Трудового кодекса Российской
Федерации перечень минимума необходимых работ (услуг) в
организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых
связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно
важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики
разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной
власти, на который возложены координация и регулирование
деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по
согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным
союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует
несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень
минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со
всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики
общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и
утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг)
определяется Правительством Российской Федерации.
Выполняя поручение законодателя, Правительство Российской
Федерации Постановлением от 17 декабря 2002 г. N 901 утвердило
Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых
работ (услуг) (далее - перечень работ) в отрасли (подотрасли)
экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в
организациях, филиалах и представительствах (далее - Правила).
Правила предусматривают, что перечень работ разрабатывается
федеральным органом исполнительной власти, на который возложены
управление, координация и регулирование деятельности в
соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, с участием всех
действующих в этой отрасли (подотрасли) экономики общероссийских
профессиональных союзов и объединений работодателей.
Перечень работ направляется федеральным органом исполнительной
власти в профсоюзы на согласование. Руководители профсоюзов или
уполномоченные ими заместители обязаны в 10-дневный срок
согласовать (завизировать) перечень работ или согласовать его с
замечаниями (мотивированными возражениями) и направить в
федеральный орган исполнительной власти.
Если в указанный срок профсоюзы не направили в федеральный
орган исполнительной власти согласованный (завизированный)
перечень работ, то он считается согласованным. При наличии
разногласий по перечню работ руководитель федерального органа
исполнительной власти должен обеспечить его обсуждение с
профсоюзами с целью принятия взаимоприемлемого решения. При этом
могут создаваться согласительные комиссии с участием посредников.
Перечень работ, согласованный с профсоюзами, утверждается
федеральным органом исполнительной власти (пункты 2 - 6).
При рассмотрении дела судом установлено, что в нарушение части
3 статьи 412 Трудового кодекса и вышеприведенных положений Правил
Министерство образования Российской Федерации разработало и
утвердило перечень минимума необходимых работ (услуг),
обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях,
филиалах и представительствах системы образования, без участия
заявителей, которые являются общероссийскими профессиональными
союзами, действующими в организациях системы образования.
Объяснения заявителей о том, что они являются общероссийскими
профессиональными союзами, действующими в организациях системы
образования, подтверждаются имеющимися в деле копиями свидетельств
о регистрации данных общественных объединений, выданных
Министерством юстиции Российской Федерации (л.д. 6, 7), их
уставами, а также другими письменными доказательствами.
Признавался данный факт в суде и представителем Министерства
юстиции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оспариваемый Приказ как
противоречащий нормативным актам, имеющим большую юридическую
силу, и нарушающий права заявителей на участие в разработке
перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в
период проведения забастовок в организациях системы образования,
подлежит признанию не действующим со дня его принятия.
Руководствуясь ст. ст. 193 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
заявление Российского профессионального союза учителей и
Общероссийского объединенного профсоюза работников
здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта,
энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы
обслуживания Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ удовлетворить.
Признать не действующим со дня его принятия Приказ
Министерства образования Российской Федерации от 30 апреля 2003 г.
N 1955 "Об утверждении перечня минимума необходимых работ (услуг),
обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях,
филиалах и представительствах системы образования".
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после
вынесения решения суда в окончательной форме.
|