Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 августа 2003 г. N 5024
------------------------------------------------------------------
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ
И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИКАЗ
от 31 июля 2003 г. N 86
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О НАДЗОРЕ ЗА СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
С целью реализации Постановления Правительства Российской
Федерации от 15 декабря 2000 г. N 962 "О порядке ведения
государственного учета и контроля ядерных материалов" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о надзоре за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов
(РД-08-01-2003).
2. Управлению делами в установленном порядке направить
настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство
юстиции Российской Федерации.
Начальник
Госатомнадзора России
А.Б.МАЛЫШЕВ
Утверждено
Приказом начальника
Госатомнадзора России
от 31 июля 2003 г. N 86
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАДЗОРЕ ЗА СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА
И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
РД-08-01-2003
Настоящее положение, разработанное в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000
N 962 "О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных
материалов" <*>, устанавливает цель, общие принципы и требования к
организации надзора за системой государственного учета и контроля
ядерных материалов Федеральным надзором России по ядерной и
радиационной безопасности (далее - Госатомнадзор России).
--------------------------------
<*> Опубликовано в Сборнике законодательства Российской
Федерации от 25.12.2000 N 52, часть 3, ст. 5745.
1. В целях настоящего документа используются следующие термины
и определения:
- аномалия в учете и контроле ядерных материалов - недостача
или излишек ядерных материалов, ошибки в учетных или отчетных
документах, повреждения, отказы средств контроля доступа к ядерным
материалам, нарушения порядка производства, использования, передач
ядерных материалов;
- комплексная инспекция Госатомнадзора России (далее -
комплексная инспекция) - инспекция, которая предусматривает
проверку деятельности организации по всему (или большей части)
комплексу вопросов обеспечения безопасности, находящихся в
компетенции Госатомнадзора России, включая проверку состояния
государственного учета и контроля ядерных материалов. Проводится
комиссией в соответствии с программой комплексной инспекции.
Состав комиссии и программа комплексной инспекции утверждаются в
установленном Госатомнадзором России порядке;
- инспекция состояния учета и контроля ядерных материалов
(далее - инспекция) - форма надзора, осуществляемого
Госатомнадзором России, включающая проверку выполнения требований
к учету и контролю, условий лицензий и ранее вынесенных
постановлений и выданных предписаний Госатомнадзора России,
наличия ядерных материалов в местах их нахождения;
- инцидент - установленный факт недостачи, излишков, а также
несанкционированного использования и/или незаконного перемещения
ядерных материалов, в том числе через таможенную границу
Российской Федерации;
- оперативная инспекция Госатомнадзора России (далее -
оперативная инспекция) - инспекция, которая предусматривает
проверку состояния государственного учета и контроля ядерных
материалов по отдельным вопросам в организациях, в подразделениях
и на рабочих местах организаций. Проводится инспектором или
группой инспекторов по плану или решению структурного
подразделения Госатомнадзора России или его территориального
органа;
- специальный отчет - отчет об обстоятельствах и причинах
аномалии в учете и контроле ядерных материалов;
- технические средства - средства измерений количества и
состава ядерных материалов, средства контроля доступа к ядерным
материалам, используемые при учете и контроле ядерных материалов и
надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов;
- требования к учету и контролю - совокупность требований по
вопросам учета и контроля ядерных материалов, устанавливаемых
нормативными правовыми актами, федеральными и ведомственными
нормами и правилами;
- целевая инспекция Госатомнадзора России (далее - целевая
инспекция) - инспекция, которая предусматривает проверку состояния
государственного учета и контроля ядерных материалов в организации
в целом или по отдельным вопросам и проводится инспектором или
группой инспекторов Госатомнадзора России и привлекаемых, при
необходимости, по согласованию специалистов других организаций по
программе, утвержденной в установленном Госатомнадзором России
порядке.
2. Надзор за системой государственного учета и контроля
ядерных материалов включает в себя проверку выполнения федеральных
и ведомственных норм и правил по ядерной, радиационной,
технической и пожарной безопасности в области государственного
учета и контроля ядерных материалов, условий лицензий, а также
состояния государственного учета и контроля ядерных материалов и
их наличия на территории Российской Федерации путем проведения
инспекций.
Проверка состояния государственного учета и контроля ядерных
материалов включает в себя проверку выполнения требований к учету
и контролю путем организации и проведения инспекций, анализа
информации и принятия мер при выявлении нарушений учета и контроля
ядерных материалов.
3. Положения настоящего документа обязательны для юридических
лиц независимо от организационно-правовой формы и должностных лиц,
осуществляющих деятельность в области государственного учета и
контроля ядерных материалов и надзора за системой государственного
учета и контроля ядерных материалов.
4. Надзор за системой государственного учета и контроля
ядерных материалов осуществляется с целью выявления и
предотвращения нарушений в функционировании системы
государственного учета и контроля ядерных материалов, причин этих
нарушений, факторов, препятствующих осуществлению государственного
учета и контроля ядерных материалов, предотвращения
неконтролируемого распространения и использования ядерных
материалов.
5. Для достижения цели надзора за системой государственного
учета и контроля ядерных материалов Госатомнадзор России в
пределах своих полномочий:
- получает и анализирует информацию по вопросам
функционирования системы государственного учета и контроля ядерных
материалов и ее составных частей;
- организует и проводит инспекции состояния государственного
учета и контроля ядерных материалов, анализирует и обобщает
результаты инспекций;
- принимает меры, направленные на устранение организациями и
должностными лицами выявленных нарушений в функционировании
системы государственного учета и контроля ядерных материалов и
причин этих нарушений;
- предоставляет информацию о результатах надзора за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов органам
государственной власти Российской Федерации.
6. В основе организации надзора за системой государственного
учета и контроля ядерных материалов лежит следующее:
- взаимодействие Госатомнадзора России с организациями,
осуществляющими обращение с ядерными материалами, с Российской
академией наук, с федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими государственное управление использованием атомной
энергии, государственное регулирование безопасности при
использовании атомной энергии;
- осуществление надзора не должно необоснованно ограничивать
деятельность организаций, осуществляющих обращение с ядерными
материалами, и иных организаций по осуществлению учета и контроля
ядерных материалов.
7. Надзор за системой государственного учета и контроля
ядерных материалов осуществляется путем проверки выполнения
требований к учету и контролю организациями, осуществляющими
обращение с ядерными материалами, информационно-аналитическими
организациями, центрами сбора, обработки и передачи информации по
учету и контролю ядерных материалов, деятельность которых
регламентируется нормативными правовыми актами, органами
управления, обеспечивающими функционирование системы на
федеральном и ведомственном уровне.
8. Госатомнадзор России создает и ведет базы данных,
необходимые для осуществления надзора за системой государственного
учета и контроля ядерных материалов. Накопление учетных данных по
ядерным материалам, а также ведение баз данных по учету и контролю
ядерных материалов Госатомнадзором России не осуществляется.
9. Организации, осуществляющие обращение с ядерными
материалами, и органы управления системы государственного учета и
контроля ядерных материалов не должны создавать препятствий
должностным лицам Госатомнадзора России при выполнении ими своих
функций по надзору за системой государственного учета и контроля
ядерных материалов.
10. Доступ работников Госатомнадзора России к информации
организаций, к информации, содержащейся в федеральной
автоматизированной информационной системе государственного учета и
контроля ядерных материалов, в информационно-аналитических
организациях и центрах сбора, обработки и передачи информации,
обеспечивающих функционирование системы государственного учета и
контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровне,
осуществляется в соответствии с порядком, установленным для этих
организаций.
Доступ должностных лиц Госатомнадзора России к материалам,
составляющим государственную тайну, осуществляется в установленном
законодательством Российской Федерации порядке.
Информация, получаемая Госатомнадзором России в ходе
осуществления надзора за системой государственного учета и
контроля ядерных материалов, используется исключительно с целью,
изложенной в пункте 6 настоящего Положения, с соблюдением
предусмотренных законодательством Российской Федерации требований
по защите государственной и коммерческой тайны, а также прав на
интеллектуальную собственность.
11. Состояние государственного учета и контроля ядерных
материалов проверяется при целевых и оперативных инспекциях и
может проверяться в ходе комплексных инспекций.
Указанные инспекции могут быть плановыми и внеплановыми.
О плановой комплексной или целевой инспекции инспектируемая
организация уведомляется заранее не позднее чем за 15 рабочих дней
до ее начала, о внеплановой - не позднее чем за 3 рабочих дня.
Внеплановые инспекции могут проводиться в связи с выявленными
инцидентами или аномалиями в учете и контроле ядерных материалов и
в других случаях по решению руководства Госатомнадзора России или
его территориальных органов.
12. Целевые инспекции должны проводиться не реже одного раза в
год по зонам баланса ядерного материала и по инспектируемой
организации.
Инспекции должны проводиться с учетом особенностей
технологического цикла инспектируемой организации и необходимости
проведения измерений при проверке наличия ядерных материалов.
13. Каждая инспекция должна включать в себя следующие этапы:
- подготовка к проведению инспекции и организация инспекции;
- проведение инспекции;
- оформление результатов инспекции.
14. Инспекция, как правило, должна включать проверку:
- наличия у организации, подавшей заявление на получение
разрешения (лицензии), возможностей для осуществления
лицензируемой деятельности с соблюдением требований к учету и
контролю ядерных материалов;
- выполнения условий действия лицензий Госатомнадзора России;
- выполнения ранее вынесенных постановлений и выданных
предписаний Госатомнадзора России и его территориальных органов;
- проведения расследований аномалий в учете и контроле ядерных
материалов и нарушений в функционировании системы государственного
учета и контроля ядерных материалов;
- наличия ядерных материалов в местах их нахождения путем
проведения выборочных измерений характеристик ядерных материалов;
- выполнения требований к учету и контролю. Проверка
выполнения требований по вопросам защиты информации осуществляется
представителями Государственной технической комиссии при
Президенте Российской Федерации, привлекаемыми по согласованию к
участию в проведении инспекции;
- соответствия ведомственных нормативных документов по учету и
контролю ядерных материалов федеральным нормам и правилам,
соответствия нормативных документов организации федеральным и
ведомственным нормам и правилам по учету и контролю ядерных
материалов;
- выполнения условий разрешений Госатомнадзора России,
выдаваемых руководящему персоналу объектов использования атомной
энергии, обеспечивающему учет и контроль ядерных материалов;
- наличия системы профессиональной подготовки персонала,
осуществляющего деятельность по учету и контролю ядерных
материалов.
Конкретное содержание проверок устанавливается программой
инспекции, утверждаемой в установленном Госатомнадзором России
порядке.
15. Должностные лица Госатомнадзора России в ходе проведения
инспекций вправе запрашивать и получать документы и материалы,
необходимые для реализации целей инспекций, а также получать
объяснения должностных лиц и работников инспектируемой организации
по вопросам, непосредственно связанным с целями инспекции.
16. При осуществлении надзора за системой государственного
учета и контроля ядерных материалов по решению Госатомнадзора
России или его территориальных органов могут применяться
технические средства. Применение технических средств
согласовывается с инспектируемой организацией по вопросам
безопасности их использования.
Использование технических средств при проведении инспекций
должно осуществляться специально обученными для этих целей
работниками Госатомнадзора России при соблюдении требований
техники безопасности, радиационной безопасности и мер по защите
информации о ядерных материалах.
Территориальные органы и организации Госатомнадзора России
должны поддерживать работоспособность принадлежащих им технических
средств, а также обеспечивать своевременную поверку и калибровку
средств измерений, входящих в состав этих технических средств.
Измерения ядерных материалов в ходе инспекций должны проводиться в
соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками
выполнения измерений с использованием приборов, имеющих
действующее поверочное клеймо.
17. По результатам инспекций составляется акт или
акт-предписание или предписание, экземпляр которого после
оформления выдается в установленном порядке инспектируемой
организации.
18. В случае выявления нарушений в функционировании системы
государственного учета и контроля ядерных материалов Госатомнадзор
России и его должностные лица принимают в пределах своих
полномочий меры:
- выдают руководителям и должностным лицам организаций
обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных
нарушений;
- выдают руководителям и должностным лицам организаций
обязательные для исполнения предписания о приостановке работ,
проводимых с нарушениями требований федеральных норм и правил и
условий действия лицензий;
- приостанавливают или прекращают действие разрешений
Госатомнадзора России на право ведения работ в области
использования атомной энергии, выдаваемых должностным лицам
организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами,
отвечающим за организацию и обеспечение учета и контроля ядерных
материалов;
- приостанавливают или прекращают действие выданных
Госатомнадзором России или его территориальными органами
разрешений (лицензий) организациям, осуществляющим обращение с
ядерными материалами;
- привлекают к административной ответственности организации,
должностных лиц и граждан в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
- направляют правоохранительным органам материалы о нарушениях
законодательства Российской Федерации в области использования
атомной энергии, требований федеральных норм и правил и условий
действия лицензий (разрешений), если нарушения содержат признаки
преступлений согласно уголовному законодательству Российской
Федерации.
19. Учет и анализ результатов надзора осуществляется:
- работником подразделения, осуществляющего надзор за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов,
территориального органа Госатомнадзора России;
- подразделением территориального органа Госатомнадзора
России, ответственным за осуществление надзора за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов;
- территориальным органом Госатомнадзора России;
- подразделением центрального аппарата Госатомнадзора России,
выполняющим функции организации и осуществления надзора за
системой государственного учета и контроля ядерных материалов.
20. Анализ производится на основании следующих документов и
информации:
- актов, актов-предписаний и предписаний по результатам
проведенных инспекций;
- отчетов по результатам проведенных инспекций;
- информации о состоянии учета и контроля ядерных материалов в
организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами;
- специальных отчетов;
- отчетных документов органов управления, обеспечивающих
функционирование системы государственного учета и контроля ядерных
материалов на федеральном и ведомственном уровне,
информационно-аналитических центров сбора, обработки и передачи
информации и организаций, осуществляющих обращение с ядерными
материалами, получаемыми по запросам Госатомнадзора России;
- отчетов организаций о выполнении постановлений и предписаний
Госатомнадзора России и его территориальных органов;
- информации о выявлении, предупреждении и раскрытии
незаконных действий в отношении ядерных материалов.
21. По результатам анализа готовится заключение о состоянии
системы государственного учета и контроля ядерных материалов.
Заключение о состоянии системы государственного учета и
контроля ядерных материалов готовится в сроки, установленные
положением о планировании и отчетности в системе Госатомнадзора
России для подготовки годового отчета о деятельности:
- территориального органа;
- Госатомнадзора России.
22. Учету и хранению в Госатомнадзоре России подлежат:
- акты, акты-предписания и предписания по результатам
проведенных инспекций;
- отчеты по результатам проведенных инспекций;
- акты по результатам расследования инцидентов и аномалий в
учете и контроле ядерных материалов;
- специальные отчеты организаций;
- отчетные документы организаций, получаемые по запросам
Госатомнадзора России;
- отчеты организаций о выполнении постановлений и предписаний
Госатомнадзора России и его территориальных органов;
- информация о выявлении, предупреждении и раскрытии
незаконных действий в отношении ядерных материалов;
- заключения о состоянии системы государственного учета и
контроля ядерных материалов.
|