ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2003 г. N ВКПИ03-59
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе: председательствующего - судьи Верховного Суда Российской
Федерации генерал-майора юстиции Хомчика В.В., при секретаре -
Шароватовой И.А., с участием представителей ответчиков
подполковника юстиции Маркова Е.Л. и полковника Герасимчика В.В.,
старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры
полковника юстиции Осипова В.Ю., рассмотрев в открытом судебном
заседании гражданское дело по заявлению гражданина Б. о признании
недействующими ст. 43 (частично) Положения о прохождении воинской
службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденного
Постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1985 г. N 240,
объявленного Приказом Министра обороны СССР N 100 от 6 апреля 1985
года, и пункта "з" статьи 81 "Положения о денежном довольствии
военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота",
введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 14 августа
1978 г. N 075 "О введении в действие Положения о денежном
довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского
Флота",
установила:
Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением,
в котором оспаривает положения ст. 43 Положения о прохождении
воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР,
утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 18 марта
1985 г. N 240, в части, касающейся исключения времени отпуска из
общей продолжительности периода нахождения в распоряжении, а также
пункта "з" статьи 81 "Положения о денежном довольствии
военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота",
введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 14 августа
1978 г. N 075, о том, что при определении права на получение
окладов денежного содержания за период нахождения в распоряжении в
него не засчитывается время нахождения в отпуске.
В обоснование своих требований заявитель указал, что на
основании указанных норм он находился в распоряжении с 1 июля 2001
года по 20 февраля 2002 года, то есть более 6 месяцев.
Б. считает, что оспариваемые им нормы противоречат Федеральному
закону "О воинской обязанности и военной службе" и Положению о
прохождении военной службы, утвержденному Указом Президента РФ N
1237 от 16 сентября 1999 года, которые не содержат оснований для
увеличения сроков нахождения в распоряжении.
Заявитель Б. в судебное заседание не прибыл.
Представители Правительства Российской Федерации и Министра
обороны Российской Федерации подполковник юстиции Марков Е.Л. и
полковник Герасимчик В.В. возражали против удовлетворения жалобы
Б., указав, что оспариваемые нормы Приказов Министра обороны СССР
N 100 от 6 апреля 1985 года и N 075 от 14 августа 1978 года в
настоящее время не действуют, так как приняты нормативные акты
Российской Федерации - Федеральный закон "О воинской обязанности и
военной службе" и Положение о прохождении военной службы,
утвержденное Указом Президента Российской Федерации, которыми
время нахождения военнослужащих в распоряжении регулируется полно
и перечень нахождения в распоряжении является исчерпывающим.
Выслушав объяснения представителей Правительства Российской
Федерации и Министра обороны Российской Федерации подполковника
юстиции Маркова Е.Л. и полковника Герасимчика В.В., исследовав
материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора
отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Осипова
В.Ю., полагавшего необходимым дело производством прекратить,
Военная коллегия Верховного Суда РФ находит, что производство по
настоящему делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 1 части 1 ст. 134 ГПК РФ судья
отказывает в принятии искового заявления в случае, если в
заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не
затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Таким образом, предметом судебного обжалования могут быть
только те правовые акты, которые на момент обжалования или
рассмотрения заявленных требований по существу действуют и могут
повлечь нарушение гражданских прав и свобод, а поэтому требовать
судебного пресечения.
Правовые акты, действие которых прекращено или которые являются
недействующими, сами по себе основанием для возникновения
гражданских прав и обязанностей не являются, нарушений охраняемых
законом прав и свобод граждан повлечь не могут, а следовательно,
не требуют судебного пресечения и не могут являться предметом
судебного обжалования.
Поэтому если на момент рассмотрения дела об оспаривании
нормативного акта, этот акт прекратил свое действие, производство
по делу подлежит прекращению на основании ст. 220 ГПК РФ,
поскольку данное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в
порядке гражданского судопроизводства.
В заявлении Б. оспаривает положения ст. 43 Положения о
прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил
СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 18
марта 1985 г. N 240, в части, касающейся исключения времени
отпуска из общей продолжительности периода нахождения
военнослужащего в распоряжении, а также пункта "з" ст. 81
Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и
Военно-Морского Флота, введенного в действие Приказом Министра
обороны СССР от 14 августа 1978 г. N 075, устанавливающего, что
при определении права на получение окладов денежного содержания за
период нахождения военнослужащего в распоряжении в него не
засчитывается время нахождения в отпуске.
Нормативные правовые акты СССР, официально не отмененные,
действуют на территории Российской Федерации в части, не
противоречащей Конституции Российской Федерации, законам и иным
нормативным правовым актам Российской Федерации. Это правило
следует из норм п. 2 раздела II Конституции Российской Федерации и
Закона РФ от 24.10.90 N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР
на территории РСФСР".
28 марта 1998 года за N 53-ФЗ Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный
закон "О воинской обязанности и военной службе", а 16 сентября
1999 года за N 1237 Президентом Российской Федерации издан Указ,
которым утверждено Положение о порядке прохождения военной службы.
Согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской
обязанности и военной службе" военнослужащий может проходить
военную службу не на воинских должностях в случаях: нахождения в
распоряжении командира (начальника) - не более трех месяцев;
нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с
проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести
месяцев; в других случаях, установленных Положением о порядке
прохождения военной службы.
Пунктом 1 ст. 13 Положения о прохождении военной службы,
утвержденного Указом Президента РФ N 1237 от 16 сентября 1999
года, установлено, что для решения вопросов дальнейшего
прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную
службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как
правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право
издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на
воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
Зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по
контракту, в распоряжение командира (начальника) на основании
подпунктов "а" и "б" пункта 2 статьи 13 указанного Положения
допускается в случае освобождения от воинской должности
(должности) - не более чем на три месяца, а в случае освобождения
от воинской должности (должности) в связи с проведением
организационно-штатных мероприятий - не более чем на шесть
месяцев.
Таким образом, указанные Федеральный закон и Указ Президента
Российской Федерации устанавливают предельные сроки (не более трех
и не более шести месяцев) нахождения военнослужащих в распоряжении
командира (начальника) и не содержат норм, позволяющих не
засчитывать время нахождения военнослужащего в отпуске во время
нахождения его в распоряжении.
Поскольку положения статьи 43 Положения о прохождении воинской
службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденного
Постановлением Совета Министром СССР от 18 марта 1985 г. N 240, в
части, касающейся исключения времени отпуска из общей
продолжительности периода нахождения военнослужащего в
распоряжении, а также пункта "з" ст. 81 Положения о денежном
довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского
Флота, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 14
августа 1978 г. N 075, устанавливающего, что при определении права
на получение окладов денежного содержания за период нахождения в
распоряжении в него не засчитывается время нахождения в отпуске,
противоречат действующему российскому законодательству, в
частности п. 4 ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности
и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ и ст. 13 Положения о
прохождении военной службы, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, то они
являются недействующими на территории Российской Федерации, что
подтвердили в суде представители ответчиков - Правительства
Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации.
В связи с этим производство по настоящему делу по заявлению Б.
подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. ст. 220, 224, 225 и 252 ГПК РФ, Военная
коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
производство по заявлению гражданина Б. о признании
недействующими ст. 43 (частично) Положения о прохождении воинской
службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденного
Постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1985 г. N 240,
объявленного Приказом Министра обороны СССР N 100 от 6 апреля 1985
года, и пункта "з" статьи 81 "Положения о денежном довольствии
военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота",
введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 14 августа
1978 г. N 075 "О введении в действие Положения о денежном
довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского
Флота", прекратить.
Определение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
вынесения.
Председательствующий,
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.ХОМЧИК
|