МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 23 июля 2003 г. N БГ-10-22/406
О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 22.05.2003 N 54-ФЗ "О ПРИМЕНЕНИИ
КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ"
Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства
Российской Федерации А.Л. Кудрина от 18 июня 2003 г. N КА-П5-6943
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет
предложения по реализации положений Федерального закона от 22 мая
2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт" (далее - Закон) по вопросам,
отнесенным к компетенции Правительства Российской Федерации.
Реализация закона требует принятия большого количества
нормативных документов, без которых невозможно соблюдение всех его
требований. Так, только непосредственно в тексте Закона указано на
необходимость принятия Правительством Российской Федерации
следующих подзаконных нормативных актов:
1. Порядок осуществления наличных денежных расчетов и (или)
расчетов с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при
условии выдачи бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона).
2. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности,
приравненных к кассовым чекам (п. 2 ст. 2 Закона).
3. Порядок учета, хранения и уничтожения бланков строгой
отчетности, приравненных к кассовым чекам (п. 2 ст. 2 Закона).
4. Порядок определения специфики деятельности и особенностей
местонахождения организаций и индивидуальных предпринимателей для
предоставления им права осуществлять наличные денежные расчеты и
(или) расчеты с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники при осуществлении видов деятельности,
указанных в п. 3 ст. 2 Закона (п. 3 ст. 2 Закона).
5. Порядок ведения Государственного реестра
контрольно-кассовой техники, требования к его структуре и составу
сведений (п. 2 ст. 3 Закона).
6. Возложение на соответствующий федеральный орган
исполнительной власти функций по ведению Государственного реестра
контрольно-кассовой техники с одновременным внесением дополнений в
положение об этом федеральном органе (п. 2 ст. 3 Закона).
7. Порядок предоставления Центральным банком Российской
Федерации сведений федеральному органу исполнительной власти,
уполномоченному осуществлять ведение Государственного реестра
контрольно-кассовой техники, о контрольно-кассовой технике,
разрешенной к применению кредитными организациями, а также об
используемых в ней программных продуктах (п. 3 ст. 3 Закона).
8. Требования к контрольно-кассовой технике, используемой
организациями и индивидуальными предпринимателями (п. 1 ст. 4
Закона).
9. Порядок и условия регистрации контрольно-кассовой техники,
используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (п.
1 ст. 4 Закона).
10. Порядок и условия применения контрольно-кассовой техники,
используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (п.
1 ст. 4 Закона).
11. Порядок ведения и хранения организациями и индивидуальными
предпринимателями документации, связанной с приобретением и
регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением
контрольно-кассовой техники (ст. 5 Закона).
12. Приведение в соответствие с Законом действующих
нормативных актов Правительства Российской Федерации, решений
федеральных органов исполнительной власти, Государственной
межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым
машинам (ст. 8 Закона).
Также Законом предусмотрено принятие Центральным банком
Российской Федерации следующих правовых актов:
1. Порядок совершения кредитными организациями кассовых
операций с применением контрольно-кассовой техники (п. 1 ст. 2
Закона).
2. Порядок допуска контрольно-кассовой техники к применению
кредитными организациями и используемых в ней программных
продуктов (п. 3 ст. 3 Закона).
3. Порядок применения кредитными организациями
контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных
продуктов (п. 2 ст. 4 Закона).
Субъекты Российской Федерации должны подготовить перечни
отдаленных или труднодоступных местностей (за исключением городов,
районных центров, поселков городского типа), в которых организации
и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные
денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт
без применения контрольно-кассовой техники (п. 3 ст. 2 Закона).
Практическое применение Закона потребует принятия еще
значительного числа нормативных актов, прямо не вытекающих из
текста Закона, но без которых невозможно обеспечить его
действенность. Так, Государственной межведомственной экспертной
комиссией по контрольно-кассовым машинам было принято более двух
тысяч решений по широкому спектру вопросов, связанных с
использованием контрольно-кассовых машин. Имеются решения Минфина
России, налоговых органов и субъектов Российской Федерации по
указанным вопросам. Все эти решения должны быть учтены в целях
обеспечения бесперебойной реализации государственной политики в
отношении использования контрольно-кассовой техники.
Повсеместное применение контрольно-кассовой техники невозможно
без соответствующей инфраструктуры. Так, отсутствие лаборатории
эталонных образцов контрольно-кассовой техники делает
бессмысленным ведение Государственного реестра этой техники и
невозможным обеспечение единообразия этой техники в рамках
заявленной модели конкретной контрольно-кассовой машины. В тексте
Закона не содержится упоминания о такой лаборатории либо вообще о
каком-либо механизме, обеспечивающем соответствие применяемых на
практике моделей контрольно-кассовой техники их аналогам,
заявленным в Государственном реестре.
В настоящее время создана и функционирует весьма разветвленная
инфраструктура, обеспечивающая успешное применение
контрольно-кассовых машин. В ее состав входят более 70
производителей контрольно-кассовых машин, свыше 2,5 тыс. центров
технического обслуживания контрольно-кассовых машин, расположенных
по всей территории России, около 1,1 млн. пользователей
контрольно-кассовых машин. При осуществлении денежных расчетов с
населением применяются более 2,2 млн. контрольно-кассовых машин,
зарегистрированных налоговыми органами. Таким образом, существует
целая отрасль, которая нуждается в непрерывном государственном
управлении. Ежегодно бюджет Российской Федерации теряет более 100
млрд. руб. в результате нарушений в применении контрольно-кассовых
машин. Трудно представить, какими будут потери для экономики
страны, если государственное управление и контроль за применением
контрольно-кассовой техники прекратят осуществляться хотя бы на
короткое время.
Учитывая изложенное, а также то, что для создания новой
нормативной базы требуется достаточно длительное время,
представляется необходимым поручить МНС России совместно с
Минфином России, ФСБ России и другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти подготовить
нормативные документы, указанные с третьего по четырнадцатый
абзацы настоящего письма, предварительно представив график их
направления в Правительство Российской Федерации, имея в виду, что
Закон должен быть реализован в полном объеме в возможно короткие
сроки - реально не позднее 2004 г. Также целесообразно просить
Банк России подготовить правовые акты, указанные с шестнадцатого
по восемнадцатый абзацы настоящего письма. На период подготовки
нормативной базы следует в основном сохранить сложившийся порядок
внесения моделей контрольно-кассовых машин в Государственный
реестр, поручив при этом МНС России проводить утверждение
конкретных моделей контрольно-кассовых машин, отобранных
Государственной межведомственной экспертной комиссией по
контрольно-кассовым машинам, для включения их в Государственный
реестр. При этом представляется необходимым сохранить действие
нормативных актов Правительства Российской Федерации и иных
решений в части, не противоречащей вновь принятому Федеральному
закону.
Министр
Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И.БУКАЕВ
|