Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 16.07.2003 N ГКПИ03-114 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ИНСТРУКЦИИ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТРА ЮСТИЦИИ РФ ОТ 26.04.2002 N 117, ОТКАЗАНО, ТАК КАК ОНИ УЧИТЫВАЮТ КОМПЕТЕНЦИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, НЕ НАРУШАЮТ ПРАВ УВОЛЬНЯЕМЫХ СОТРУДНИКОВ НА ВЫБОР ОСНОВАНИЯ УВОЛЬНЕНИЯ И НАПРАВЛЕНЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНО...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 16 июля 2003 г. N ГКПИ03-114
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       судьи Верховного Суда РФ                      Зелепукина А.Н.,
       с участием прокурора
       Генеральной прокуратуры                       Гончаровой Н.Ю.,
       при секретаре                                Терентьевой С.В.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению  Бусарова Олега Борисовича о признании  недействующими  и
   не  подлежащими применению положений абзаца 3 пункта 17.4  в  части
   возложения  обязанности  при отсутствии  компетенции  у  начальника
   учреждения  или органа уголовно-исполнительной системы по  принятию
   решения   об   увольнении  по  направлении  рапорта  сотрудника   и
   соответствующих  материалов начальнику,  имеющему  такое  право,  а
   также  в  части слов "положительно аттестуемого" в абзаце 2  пункта
   17.15  главы 17 "Инструкции о порядке применения Положения о службе
   в  органах  внутренних  дел Российской Федерации  в  учреждениях  и
   органах   уголовно-исполнительной  системы   Министерства   юстиции
   Российской  Федерации",  утвержденной  Приказом  Министра   юстиции
   Российской Федерации от 26 апреля 2002 года N 117,
   
                              установил:
   
       Приказом  Министерства юстиции от 26 апреля  2002  года  N  117
   утверждена  "Инструкция о порядке применения Положения о  службе  в
   органах  внутренних  дел  Российской  Федерации  в  учреждениях   и
   органах   уголовно-исполнительной  системы   Министерства   юстиции
   Российской Федерации", которая зарегистрирована 13 мая 2002 года  N
   3424 и опубликована в установленном порядке.
       В   соответствии   с   оспариваемыми   положениями   упомянутой
   Инструкции:
       17.4.  Если  увольнение в связи с нарушением условий  контракта
   (пункт  "д"  статьи  58  Положения)  осуществляется  по  инициативе
   сотрудника,   то   начальник  учреждения   или   органа   уголовно-
   исполнительной  системы  обязан  в  двухнедельный   срок   провести
   проверку   сведений  о  нарушении  и  в  пределах   предоставленных
   полномочий принять одно из следующих решений:
       разработать  меры  по устранению нарушений  условий  контракта,
   предложить  сотруднику написать рапорт о его согласии  с  принятыми
   мерами,  продолжении  службы  в уголовно-исполнительной  системе  и
   отзыве предыдущего рапорта;
       уволить  сотрудника  со  службы  с  его  согласия  в  связи   с
   нарушением  по  вине  начальника учреждения  или  органа  уголовно-
   исполнительной системы условий контракта, которые не могут быть  им
   устранены.  Если решение вопроса об увольнении выходит  за  пределы
   компетенции    начальника   учреждения   или    органа    уголовно-
   исполнительной  системы,  то  он обязан  незамедлительно  направить
   рапорт  и  материалы  проверки  вышестоящему  начальнику,  имеющему
   такое право.
       17.15.  При  определении  основания для  увольнения  сотрудника
   учитываются  его  возраст,  состояние здоровья,  работоспособность,
   выслуга  лет  для  назначения пенсии, отношение к службе,  а  также
   льготы,  гарантии и компенсации, предоставляемые в  зависимости  от
   оснований  увольнения  в  соответствии с законодательными  и  иными
   нормативными правовыми актами Российской Федерации и Положением.
       Если имеются основания для применения двух и более формулировок
   увольнения  положительно аттестуемого сотрудника,  с  его  согласия
   указывается  та из них, которая дает право на получение  наибольших
   льгот, гарантий, компенсаций и преимуществ.
       Начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы
   и   кадровых  подразделений  несут  ответственность  за  правильное
   определение оснований увольнения сотрудников.
       Бусаров  О.Б.  обратился в суд с заявлением, в  котором  просил
   признать  недействующими  и  не  подлежащими  применению  положения
   абзаца  3  пункта 17.4 в части возложения обязанности при  принятии
   руководителем  решения об увольнении при отсутствии  компетенции  у
   начальника  учреждения  или органа уголовно-исполнительной  системы
   по  направлении  рапорта  сотрудника и  соответствующих  материалов
   начальнику,   имеющему  такое  право,  а   также   в   части   слов
   "положительно  аттестуемого" в абзаце 2 пункта 17.15 "Инструкции  о
   порядке  применения  Положения о службе в  органах  внутренних  дел
   Российской   Федерации   в   учреждениях   и   органах    уголовно-
   исполнительной системы Министерства юстиции Российской  Федерации",
   утвержденной Приказом Министра юстиции Российской Федерации  от  26
   апреля  2002 года N 117, которые противоречат ст. ст.  2,  17,  18,
   19,  37,  46,  55  Конституции России; ст. ст. 2,  5,  11,  22,  80
   Трудового  кодекса  Российской  Федерации;  ст.  ст.  11,  17,   58
   "Положения   о   службе   в  органах  внутренних   дел   Российской
   Федерации",  утвержденного Постановлением Верховного Совета  РФ  от
   23  декабря 1992 года N 4202-1, п. 5 и подп. "б" пункта 5  Типового
   контракта  о  службе  в УИС РФ, а также ст. 9.3 Порядка  проведения
   аттестации   сотрудников,   утвержденного   Приказом   Министерства
   юстиции Российской Федерации от 26 апреля 2002 года N 117.
       Заслушав   представителей  Министерства   юстиции,   заключение
   прокурора Генеральной прокуратуры Гончаровой Н.Ю., полагавшей,  что
   заявление  не  подлежит удовлетворению, исследовав материалы  дела,
   Верховный   Суд  Российской  Федерации  не  находит   оснований   к
   удовлетворению заявления.
       Согласно ст. 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года N 117-
   ФЗ  "О  внесении  изменений  и дополнений  в  законодательные  акты
   Российской   Федерации   в   связи  с   реформированием   уголовно-
   исполнительной  системы" (с изменениями от  30  марта  1999  г.,  5
   августа  2000 г. и 18 декабря 2001 г.) действие Положения о  службе
   в  органах  внутренних дел, утвержденного Постановлением Верховного
   Совета  Российской  Федерации  от 23  декабря  1992  г.  N  4202-1,
   распространено  на сотрудников органов внутренних дел,  переходящих
   на  службу  в  органы уголовно-исполнительной системы  Министерства
   юстиции  Российской Федерации, а также на лиц, вновь поступающих  в
   указанные учреждения и органы.
       В  соответствии  с п. 4 Указа Президента РФ от 8  октября  1997
   года  N  1100  "О  реформировании  уголовно-исполнительной  системы
   Министерства  внутренних  дел  Российской  Федерации"   порядок   и
   условия   прохождения  службы,  а  также  организация  деятельности
   работников  уголовно-исполнительной  системы  Министерства  юстиции
   Российской  Федерации  регламентируются  "Положением  о  службе   в
   органах   внутренних   дел   Российской  Федерации",   утвержденным
   Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N  4202-1
   "Об  утверждении  Положения  о  службе  в  органах  внутренних  дел
   Российской   Федерации   и   текста  Присяги   сотрудника   органов
   внутренних дел Российской Федерации", Законом Российской  Федерации
   "Об  учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в  виде
   лишения   свободы",  Уголовно-исполнительным  кодексом   Российской
   Федерации,  а также иными соответствующими федеральными законами  и
   правилами  внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих
   уголовные наказания.
       В  связи  с изменениями в законодательстве Российской Федерации
   Министерство  юстиции  Российской Федерации своим  Приказом  от  26
   апреля  2002  г.  N 117 утвердило "Инструкцию о порядке  применения
   Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации  в
   учреждениях  и органах уголовно-исполнительной системы Министерства
   юстиции Российской Федерации".
       Как  следует  из  представленных документов, заявитель  Бусаров
   О.Б.  являлся старшим лейтенантом внутренней службы, юрисконсультом
   юридической  службы  организационного отдела Управления  исполнения
   наказаний  и Приказом N 181 л/с от 28 октября 2002 года  Управления
   исполнения наказаний по Пензенской области уволен по п. "а" ст.  58
   (по  собственному желанию) Положения о службе в органах  внутренних
   дел Российской Федерации.
       Решением  Железнодорожного районного суда г. Пензы от 9  апреля
   2003  года,  оставленным без изменения 6 мая 2003 года определением
   судебной  коллегии  по  гражданским  делам  Пензенского  областного
   суда,   отказано   в   удовлетворении  заявления   Бусарова   О.Б.,
   просившего   изменить  основание  его  увольнения  с   собственного
   желания  на  увольнение в связи с нарушением условий  контракта  со
   стороны УИН Минюста России по Пензенской области.
       Бусаров  О.Б., обращаясь в Верховный Суд Российской  Федерации,
   полагает,   что   оспариваемые  им  положения  Инструкции   явились
   препятствием  при реализации его законного права при  увольнении  в
   связи с нарушением условий контракта.
       Однако,  как следует из вышеизложенного, "Инструкция о  порядке
   применения  Положения о службе в органах внутренних дел  Российской
   Федерации  в учреждениях и органах уголовно-исполнительной  системы
   Министерства     юстиции    Российской    Федерации"     утверждена
   Министерством   юстиции  в  пределах  предоставленных   полномочий,
   оснований   для   вывода  о  несоответствии  оспариваемых   пунктов
   Инструкции действующему законодательству не имеется.
       Так, в пункте 17.4 Инструкции указывается на необходимость  при
   решении  вопроса об увольнении по заявлению сотрудника  в  связи  с
   нарушением  условий  контракта по вине  начальника  учреждения  или
   органа  уголовно-исполнительной системы при отсутствии  компетенции
   у  начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы
   незамедлительно направить рапорт и материалы проверки  вышестоящему
   начальнику, имеющему такое право.
       Установленный   таким   образом   порядок   увольнения   вызван
   спецификой служебных отношений, руководители учреждения или  органа
   уголовно-исполнительной системы имеют право решать  вопросы  приема
   и увольнения только в пределах своей компетенции.
       Эта  компетенция  определена в ст.  60  Положения  о  службе  в
   органах  внутренних  дел,  согласно  ч.  2  которой  увольнение  из
   органов  внутренних  дел  лиц, состоящих  на  должностях  среднего,
   старшего   и  высшего  начальствующего  состава,  производится   до
   подполковника    милиции,    подполковника    внутренней    службы,
   подполковника    юстиции   включительно   заместителями    министра
   внутренних  дел  Российской  Федерации, министрами  внутренних  дел
   республик  в составе Российской Федерации, начальниками  управлений
   (главных   управлений)  автономной  области,  автономных   округов,
   краев,  областей,  городов  Москвы  и  Санкт-Петербурга,  а   также
   начальниками,   которым   такое   право   предоставлено   министром
   внутренних дел Российской Федерации.
       В  то же время, как следует из ч. 1 ст. 60 Положения о службе в
   органах  внутренних  дел,  увольнение  из  органов  внутренних  дел
   сотрудников   органов  внутренних  дел,  состоящих  на   должностях
   рядового  и  младшего  начальствующего  состава,  производится   их
   прямыми начальниками в пределах их полномочий.
       Определение таким образом порядка увольнения сотрудников в абз.
   3  п.  17.4 оспариваемой "Инструкции о порядке применения Положения
   о   службе   в  органах  внутренних  дел  Российской  Федерации   в
   учреждениях  и органах уголовно-исполнительной системы Министерства
   юстиции   Российской  Федерации"  в  наибольшей  степени  учитывает
   положения действующего законодательства и установленную  в  ст.  60
   "Положения  о службе в органах внутренних дел Российской Федерации"
   компетенцию   руководителей   учреждений   и   органов    уголовно-
   исполнительной системы.
       В   абз.  2  пункта  17.15  "Инструкции  о  порядке  применения
   Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации  в
   учреждениях  и органах уголовно-исполнительной системы Министерства
   юстиции  Российской Федерации" заявителем оспаривается  обязанность
   руководителя,  принимающего решение об  увольнении,  учитывать  при
   наличии  нескольких оснований к увольнению право на выбор основания
   увольнения    положительно   аттестуемого    сотрудника,    дающего
   наибольшие льготы и преимущества.
       Данная  в  Инструкции формулировка не нарушает прав увольняемых
   сотрудников  на выбор основания увольнения со службы, а  направлена
   на   приобретение  положительно  аттестуемыми  сотрудниками   более
   значительного объема прав в области льгот и преимуществ,  поскольку
   применение  конкретного  основания  увольнения  в  соответствии   с
   данным  пунктом  Инструкции допускается только  с  согласия  самого
   увольняемого.
       Заявитель  полагает,  что положения оспариваемого  нормативного
   правового  акта  противоречат ст. ст. 2, 17, 18,  19,  37,  46,  55
   Конституции  Российской Федерации, согласно  которым  человек,  его
   права  и  свободы  являются наивысшей ценностью,  все  равны  перед
   законом   и  судом,  допускается  реализация  прав  без  какой-либо
   дискриминации,  право  на  свободный труд  и  возможность  судебной
   защиты  этих прав, невозможности их умаления и отрицания,  а  также
   допустимость   ограничения  прав  только  федеральным   законом   в
   определенных в Конституции случаях.
       Доводы  заявителя  о нарушении указанных положений  Конституции
   Российской  Федерации  в оспариваемых пунктах  Инструкции  являются
   безосновательными,  поскольку  Инструкция  была  в  соответствии  с
   приведенными  выше  Федеральными  законами  и  Указами   Президента
   Российской  Федерации, не противоречит им и Конституции  Российской
   Федерации.
       Правовые нормы Трудового кодекса Российской Федерации к  данным
   правоотношениям применяться не могут, поскольку в силу ч. 6 ст.  11
   этого  Кодекса  действие  настоящего  Кодекса  и  иных  нормативных
   правовых    актов,   содержащих   нормы   трудового    права,    не
   распространяется на военнослужащих при исполнении  ими  обязанности
   военной  службы  и  иных  лиц,  если  это  установлено  федеральным
   законом. Таким законом является Закон Российской Федерации N  5473-
   1  "Об  учреждениях  и органах, исполняющих уголовные  наказания  в
   виде  лишения  свободы" (с изменениями от 15  июня  1996  года,  13
   апреля 1998 г., 21 июля 1998 г., 20 июня 2000 г., 9 марта 2001  г.,
   24 декабря 2002 г.), в ч. 3 ст. 24 которого указано, что порядок  и
   условия  прохождения  службы  сотрудниками  уголовно-исполнительной
   системы  регулируются  этим Законом и другими  законами  Российской
   Федерации,  Положением о службе в учреждениях и  органах  уголовно-
   исполнительной системы, нормативными правовыми актами  Министерства
   юстиции Российской Федерации.
       Утверждения  Бусарова О.Б. о противоречии оспариваемых  пунктов
   Инструкции  ст.  ст.  11,  17, 58 "Положения  о  службе  в  органах
   внутренних  дел Российской Федерации", утвержденного Постановлением
   Верховного   Совета  РФ  от  23  декабря  1992   года   N   4202-1,
   регулирующих  порядок  и условия заключения контракта,  возможность
   указания   в  нем  на  последствия  при  нарушении  этих   условий,
   периодичность  прохождения  и  основания  аттестации,  основания  к
   увольнению  (в том числе и в связи с нарушением условий контракта),
   также  являются  безосновательными, так как  основания  для  такого
   вывода отсутствуют, поскольку рассматривают иные вопросы.
       Проверка соответствия оспариваемых пунктов Инструкции с равными
   по  юридической силе п. 5 подп. "б" пункта 5 Типового  контракта  о
   службе  в  УИС  РФ,  а также ст. 9.3 Порядка проведения  аттестации
   сотрудников,    утвержденного   Приказом    Министерства    юстиции
   Российской  Федерации от 26 апреля 2002 года N  117,  не  входит  в
   компетенцию  суда,  так как согласно ч. 2 ст. 253  ГПК  РФ,  только
   установив,  что оспариваемый нормативный правовой акт  противоречит
   федеральному  закону  либо  другому  нормативному  правовому  акту,
   имеющему   большую  юридическую  силу,  правовой   акт   признается
   недействующим.
       Иные  доводы  заявителя  о необходимости расторжения  трудового
   договора  с  указанной  в  заявлении даты, отсутствии  оснований  к
   аттестации  при  увольнении  по  заявлению  сотрудника  в  связи  с
   нарушениями  условий  контракта, наличии зависимости  увольнения  в
   связи  с  нарушением условий контракта от положительной  аттестации
   непосредственного  отношения к оспариваемым  положениям  Инструкции
   не  имеют,  а поэтому не могут повлиять на выводы суда  и  подлежат
   отклонению.
       Таким  образом, оснований для вывода о противоречии "Инструкции
   о  порядке  применения Положения о службе в органах внутренних  дел
   Российской   Федерации   в   учреждениях   и   органах    уголовно-
   исполнительной  системы Министерства юстиции Российской  Федерации"
   действующему законодательству не имеется.
       Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ,
   
                                решил:
   
       отказать в удовлетворении заявления Бусарова Олега Борисовича о
   признании  недействующими  и  не подлежащими  применению  положений
   абзаца  3 пункта 17.4 в части возложения обязанности при отсутствии
   компетенции   у   начальника  учреждения   или   органа   уголовно-
   исполнительной  системы  по  принятию  решения  об  увольнении   по
   направлении   рапорта   сотрудника  и  соответствующих   материалов
   начальнику,   имеющему  такое  право,  а   также   в   части   слов
   "положительно  аттестуемого"  в абзаце  2  пункта  17.15  главы  17
   "Инструкции  о  порядке применения Положения  о  службе  в  органах
   внутренних  дел  Российской  Федерации  в  учреждениях  и   органах
   уголовно-исполнительной  системы  Министерства  юстиции  Российской
   Федерации",  утвержденной  Приказом  Министра  юстиции   Российской
   Федерации от 26 апреля 2002 года N 117.
       Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  10  дней  со  дня
   изготовления   в   окончательной  форме  в  Кассационную   коллегию
   Верховного Суда Российской Федерации.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz