СОВМЕСТНАЯ ПРОГРАММА
ДЕЙСТВИЙ НА 2003 - 2004 Г.Г. МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИЕЙ И КОРОЛЕВСТВОМ БЕЛЬГИЯ
(Брюссель, 10 июля 2003 года)
Признавая, что вступление в силу Договора о согласии и
сотрудничестве между Российской Федерацией и Королевством Бельгия,
подписанного 8 декабря 1993 г., вывело их отношения на качественно
более высокий уровень и открыло путь к новым возможностям
сотрудничества,
отмечая успешное выполнение Совместной программы действий на
2001 - 2002 гг. и выражая удовлетворение развитием и обогащением
отношений, которым она способствовала,
подтверждая политическую волю и дальше развивать их отношения
во всех областях и обязуясь предпринять в 2003 - 2004 гг.
совместные согласованные шаги для реализации Договора о согласии и
сотрудничестве,
принимая во внимание, что в федеративной Бельгии в компетенцию
Регионов полностью или частично входят такие сферы, как
обустройство территории, окружающая среда и политика в области
водных ресурсов, поддержка села и охрана природы, жилищная,
сельскохозяйственная политика, экономика, энергетическая политика,
взаимоотношения с нижестоящими инстанциями, политика в области
занятости, здравоохранения, транспорта, научные исследования и
технологическое развитие, а также поддержание международных связей
в указанных областях; что в компетенцию Сообществ полностью или
частично входят такие сферы, как культура (в том числе изящные
искусства, культурное наследие, средства массовой информации,
спорт и туризм), образование, вопросы относящиеся к личности,
научные исследования и проблема использования языков в
определенных случаях, включая международное сотрудничество в
указанных областях; что вопросы двустороннего сотрудничества в
перечисленных областях будут обсуждаться непосредственно
соответствующими инстанциями,
стремясь к продолжению их политического диалога путем придания
ему регулярного и интенсивного характера,
желая и дальше углублять их отношения в социальной,
экономической, финансовой и торговой областях, а также придать
дополнительную динамику деятельности имеющихся структур
сотрудничества в этих сферах,
подчеркивая, что настоящая Программа действий будет
осуществляться с учетом национального законодательства и
международных обязательств обеих Сторон,
Стороны условились о нижеследующем:
В связи со 150-летием со дня установления дипломатических
отношений между Россией и Бельгией Стороны привлекут внимание
общественности к добрым отношениям, существующим между нашими
странами. С этой целью предусмотрены: выставки, концерты, издание
брошюры об отношениях двух стран.
I. Интенсивный политический диалог
(статьи 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 13
Договора о согласии и сотрудничестве)
1. Политический диалог будет продолжаться в следующих формах:
1.1. Встречи между Сторонами на самом высоком политическом
уровне по мере необходимости.
1.2. Переговоры между министрами иностранных дел не реже одного
раза в год в ходе взаимных визитов и в рамках совместного участия
в работе международных совещаний.
В ходе переговоров, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2, будут
подводиться итоги реализации настоящей Совместной программы
действий.
1.3. Регулярные, не реже одного раза в год, консультации на
уровне заместителей министров и генерального секретаря,
генеральных директоров, руководителей департаментов Министерства
иностранных дел Российской Федерации и Федеральной Государственной
Службы иностранных дел, внешней торговли и сотрудничества в целях
развития Королевства Бельгия.
1.4. Рабочие контакты на уровне глав делегаций двух государств
в международных организациях и на международных форумах.
1.5. Обмен информацией через посольства о важных вопросах
внутренней и внешней политики.
1.6. Содействие регулярным межпарламентским обменам, в том
числе взаимодействию в рамках международных парламентских
организаций, их рабочих органов и проводимых мероприятий.
Стороны будут стремиться к скорейшему заключению Протокола о
сотрудничестве между Советом Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации и Сенатом Бельгии. Обмены между Советом
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Сенатом
Бельгии будут строиться на основе этого Протокола.
1.7. В политический диалог могут также вносить вклад
представители академических кругов. Стороны намерены организовать
в этом контексте в 2003 г. семинар о будущем отношений между
Российской Федерацией и ЕС после расширения ЕС.
2. Содержание политического диалога.
2.1. Все внешнеполитические темы могут включаться в повестку
дня, в том числе:
а) в многосторонней области:
все вопросы, относящиеся к компетенции Организации Объединенных
Наций и ее специализированных учреждений, программ и фондов,
региональных экономических комиссий;
сотрудничество по линии Совета Европы;
отношения России с Европейским союзом;
институциональное строительство Европейского союза;
процесс расширения ЕС;
отношения России с Организацией Североатлантического договора;
архитектура европейской безопасности;
сотрудничество в рамках Организации по безопасности и
сотрудничеству в Европе;
б) региональные проблемы:
отношения со странами Центральной и Восточной Европы;
Балканы;
СНГ;
Ближний Восток;
Африка, в частности, регион Великих Озер;
Азия, в частности, Средняя Азия;
в) отдельные темы:
борьба с терроризмом;
права человека;
вопросы нераспространения оружия массового уничтожения;
вопросы разоружения;
охрана окружающей среды;
любые другие вопросы, представляющие взаимный интерес.
2.2. Двустороннее сотрудничество в сфере обороны.
Стороны подтверждают свое намерение продолжить контакты между
национальными ведомствами, в компетенцию которых входят вопросы
обороны, что является важным фактором укрепления доверия. В целях
развития взаимоотношений в двустороннем формате Стороны будут
проводить на постоянной основе встречи атташе по вопросам обороны
при Посольстве Российской Федерации с руководством Министерства
обороны и Генерального штаба Бельгии, а также атташе по вопросам
обороны при Посольстве Бельгии с руководством Министерства обороны
и Генерального штаба России по вопросам, представляющим взаимный
интерес.
Двустороннее сотрудничество по военной линии будет
осуществляться на основе Соглашения между Министерством обороны
Российской Федерации и Министерством обороны Королевства Бельгия о
сотрудничестве от 19 декабря 2001 г.
При этом приоритеты военного сотрудничества будут отданы
следующим областям:
обмен мнениями по вопросам укрепления международной
безопасности и борьбы с международным терроризмом;
взаимодействие в мероприятиях по поиску и спасанию на море;
обмен опытом в вопросах участия военнослужащих в операциях по
поддержанию мира;
развитие отношений в сферах военной медицины и военной истории.
Стороны рассмотрят возможные направления военно-технического
сотрудничества между двумя государствами и будут стремиться к
подписанию соответствующего межправительственного соглашения.
2.3. Правовые и внутренние вопросы.
Стороны отмечают свое намерение продолжать и развивать
сотрудничество по линии министерств юстиции и внутренних дел, в
частности, в следующих областях:
а) Стороны намерены расширить сотрудничество в борьбе с
преступностью на основе Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Королевства Бельгия о сотрудничестве в
борьбе с преступностью, заключенного 20 декабря 2000 г., а также в
рамках Плана совместных действий ЕС - Россия по борьбе с
организованной преступностью;
б) на основе законодательства каждой из Сторон они будут
продолжать уделять особое внимание эффективному взаимодействию
между российскими и бельгийскими компетентными службами в области
борьбы с организованной преступностью, коррупцией, незаконным
оборотом наркотиков, торговлей людьми, в том числе с эксплуатацией
проституции третьими лицами и сексуальной эксплуатацией детей;
в) Стороны продолжат реализацию Соглашения о взаимодействии в
сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, посредством обмена информацией между
компетентными органами двух государств;
г) Стороны будут стремиться наладить взаимодействие
компетентных органов по аресту и конфискации имущества,
полученного преступным путем;
д) Стороны активизируют сотрудничество путем обмена налоговой
информацией между компетентными органами обоих государств в целях
усиления контроля за соблюдением налогового законодательства;
е) Стороны активизируют сотрудничество в области борьбы с
нелегальной миграцией;
ж) Стороны будут продолжать поощрять обмен опытом между их
высшими юридическими инстанциями, в частности, с целью заключения
Соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в правовой сфере;
з) Стороны будут стремиться к скорейшему заключению новой
Консульской конвенции.
2.4. Стороны продолжат развитие профессиональных контактов в
области архивного дела между соответствующими учреждениями
Российской Федерации и Королевства Бельгия.
II. Отношения в экономической, финансовой,
торговой и социальной областях
(статьи 9, 11, 12 Договора о согласии и сотрудничестве)
Стороны продолжат углублять торгово-экономическое, кредитно-
финансовое, промышленное, инвестиционное, научно-техническое и
региональное сотрудничество, а также связи в социальной сфере.
1. Смешанная комиссия по экономическому сотрудничеству между
Российской Федерацией и Бельгийско-Люксембургским Экономическим
Союзом продолжит действовать как координирующий орган в развитии
торгово-экономических связей Сторон, принимая во внимание при этом
возможность установления между российскими и бельгийскими
регионами прямых связей в области экономического сотрудничества.
Сессии Смешанной комиссии будут проходить один раз в два года
под сопредседательством членов Правительств Сторон.
VI сессия Смешанной комиссии состоится в Москве в 2004 г.
Переговоры между сопредседателями Смешанной комиссии будут
проводиться не реже одного раза в год в ходе взаимных визитов или
в рамках совместного участия в работе международных совещаний.
Между сессиями Комиссии будут осуществляться консультации на
уровне уполномоченных представителей Министерства экономического
развития и торговли Российской Федерации и Федеральной
Государственной Службы иностранных дел, внешней торговли и
международного сотрудничества Королевства Бельгия.
Стороны сосредоточат работу Комиссии на решении проблем,
возникающих у участников торгово-экономического сотрудничества, на
вопросах улучшения инвестиционного климата и содействия развитию
торговых отношений и росту взаимного товарооборота. Комиссия будет
поощрять расширение связей представителей частного сектора, в том
числе в ходе бизнес-форумов. Например, Стороны изучат возможность
организации форума по теме энергетики.
2. Стороны будут всемерно способствовать развитию двустороннего
и многостороннего торгово-экономического сотрудничества, в том
числе путем организации выставок, ярмарок, экономических
конференций, форумов и обмена делегациями предпринимателей.
2.1. Стороны организуют проведение в 2003 г. в Брюсселе
семинара по таможенному регулированию и практике его применения.
2.2. Стороны будут активно поддерживать организацию в 2003 -
2004 гг. бельгийских экономических миссий в Россию федерального
и/или регионального уровней.
2.3. Представители бельгийских политических и деловых кругов,
заинтересованные в налаживании сотрудничества, будут приглашены к
участию в работе ежегодного Петербургского экономического форума,
организуемого Российской Стороной.
2.4. Стороны будут поддерживать развитие сотрудничества по
линии торгово-промышленных палат (ТПП) двух государств, включая
изучение вопроса о возможности подписания Соглашения о
сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Российской
Федерации и Бельгийско-Люксембургской Торговой палатой по
сотрудничеству с Россией и Белоруссией.
Стороны будут оказывать содействие деятельности ТПП двух
государств по активизации контактов представителей деловых кругов
как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Стороны будут поддерживать инициативы ТПП двух государств,
связанные с развитием делового сотрудничества в области развития
малого и среднего предпринимательства.
2.5. Стороны будут поощрять и поддерживать инициативы
ассоциаций предпринимателей в целях продвижения торговых
отношений, а также развития связей между ассоциациями
предпринимателей. В частности, в Бельгию будет направлена
делегация Российского союза промышленников и предпринимателей.
2.6. Стороны будут содействовать развитию сотрудничества между
Регионами и Сообществами Бельгии и их российскими партнерами на
основе взаимных программ сотрудничества.
2.7. Стороны будут использовать механизм консультаций для
обмена мнениями по вопросам, касающимся деятельности Всемирной
торговой организации, Организации экономического сотрудничества и
развития и других международных экономических и финансовых
организаций. Федеральная Государственная Служба по делам
экономики, малых и средних предприятий, среднего класса и
энергетики будет поощрять посредством заключения Протокола обмен
опытом по данному вопросу с Министерством экономического развития
и торговли Российской Федерации.
2.8. Стороны будут содействовать развитию сотрудничества в
кредитно-финансовой области, поощряя проведение конференций,
семинаров, обмен специалистами и актуальной информацией по
вопросам банковской деятельности.
2.9. Стороны будут поощрять и поддерживать деятельность и
инициативы банков двух стран, направленные на создание
благоприятных условий для экспортеров и импортеров обеих стран во
внешней торговле, основанных на принципах равноправия и
взаимовыгодности.
3. В целях создания благоприятного климата для деловой и
инвестиционной деятельности Стороны:
3.1. продолжат консультации с целью скорейшего завершения
переговоров по заключению нового Соглашения о поощрении и взаимной
защите капиталовложений;
3.2. изучат возможность организации обменов или стажировок
специалистов в области торгового права, в частности,
законодательства, регулирующего конкуренцию, и законодательства о
хозяйственных товариществах и обществах;
3.3. организуют в Москве дополнительно ко встречам, проходящим
в рамках Смешанной комиссии или экономических миссий, "круглый
стол" российских и бельгийских предпринимателей с участием
представителей органов власти обоих государств;
3.4. Стороны будут содействовать сотрудничеству компаний и
банков в области реализации и финансирования торговых и
инвестиционных проектов.
4. Стороны также отмечают свой интерес к развитию
сотрудничества в следующих областях:
4.1. Экономические вопросы.
Учитывая накопленный опыт, Стороны активизируют сотрудничество
в таких областях, как сельское хозяйство, транспорт, энергетика,
охрана окружающей среды, наука, технологии, космос и таможенное
дело.
а) сельское хозяйство:
Стороны будут содействовать развитию сотрудничества в области
сельского хозяйства на федеральном и региональном уровнях, а также
продвигать сельскохозяйственные и продовольственные товары на
рынки России и Бельгии. Они будут поощрять инвестиции в
агропромышленный сектор обеих стран. Приоритетными направлениями
сотрудничества признаны: ветеринария, молочное и мясное
скотоводство, производство кормов, подготовка сельскохозяйственных
кадров. Стороны будут оказывать содействие реализации совместных
проектов.
Стороны будут проводить взаимные консультации в области
ветеринарного контроля.
б) транспорт и таможенное дело:
Стороны выражают готовность расширять двустороннее
сотрудничество, на паритетной основе, в соответствии с вступившим
в силу Соглашением между Правительством Российской Федерации и
Правительством Королевства Бельгия о воздушном сообщении.
Стороны с удовлетворением отмечают возобновление работы
Смешанной российско-бельгийской комиссии по морскому транспорту и
выражают намерение в рамках указанной Комиссии активизировать
работу с целью содействия развитию связей между судоходными
компаниями обеих стран и решения актуальных вопросов двустороннего
сотрудничества в сфере морского судоходства.
Стороны интенсифицируют переговоры по новому Соглашению об
автомобильном транспорте.
Стороны будут принимать меры, способствующие упрощению порядка
прохождения груза и его оформления, в частности, за счет
взаимодействия таможенных органов. В этих целях они будут
руководствоваться духом подписанного в 2001 г. двустороннего
Соглашения о взаимной административной помощи в таможенных делах
для решения вопросов, возникающих в международной торговле и при
применении различных нормативных документов, и для активизации
борьбы с нарушениями таможенных правил;
в) энергетика:
В области энергетики особое внимание будет уделяться
сотрудничеству в области физической безопасности газовой
инфраструктуры, в частности, с применением спутникового наблюдения
и мониторинга.
Стороны продолжат реализацию проектов утилизации радиоактивных
отходов на ядерных объектах Северо-Запада Российской Федерации.
г) окружающая среда:
Стороны продолжат существующее сотрудничество и изучат
возможности его развития в будущем;
д) научно-техническое сотрудничество:
научно-техническое сотрудничество будет осуществляться на
основе протоколов о сотрудничестве, утверждаемых Российско-
Бельгийской рабочей группой по научно-техническому сотрудничеству
в следующих областях:
фундаментальные исследования;
наука о Земле;
исследования в области экологии, экосистем и охраны окружающей
среды;
космические науки;
биология и биоразнообразие;
медицинские науки и здравоохранение;
прикладные исследования и технологии;
сельскохозяйственные науки и др.
Научно-техническое сотрудничество будет организовано путем
проведения совместных научных исследований, реализации научных
проектов, предоставления грантов для российских ученых и
специалистов и использования других форм сотрудничества. Оно будет
осуществляться на основе достигнутых Сторонами договоренностей, в
том числе осуществляемых в рамках соглашений между институтами
Сибирского отделения РАН и федеральными научными учреждениями
Бельгии;
Заседание Российско-Бельгийской рабочей группы по научно-
техническому сотрудничеству пройдет в Москве в 2004 г., желательно
одновременно с сессией Смешанной комиссии.
е) сотрудничество в области информационных технологий и
формирования "информационного общества":
Стороны будут способствовать развитию сотрудничества в сфере
информационных технологий по таким направлениям как:
совершенствование и гармонизация нормативно-правового
регулирования в сфере информатизации, создание правовых условий
для применения электронной цифровой подписи, создание
технологической базы для внедрения информационных технологий в
сферу государственного управления ("электронного правительства");
выработка общих подходов в области развития и использования
национальных сегментов сети Интернет;
организация встреч предпринимателей Российской Федерации и
Королевства Бельгия для обсуждения вопросов взаимодействия в сфере
информационных технологий.
ж) сотрудничество в области авиастроения и космоса:
Стороны будут развивать сотрудничество в области исследования и
использования космического пространства в мирных целях, в
частности, на основе двустороннего Соглашения о сотрудничестве в
этой области, подписанного между Правительством Российской
Федерации и Правительством Королевства Бельгия. Стороны будут
содействовать развитию сотрудничества в области космоса на
промышленном уровне. Сотрудничество будет осуществляться по
следующим направлениям:
разработка и производство аэрокосмических конструкций;
разработка и производство элементов ракетных двигателей;
разработка и производство оптических и оптоэлектронных
космических приборов;
создание высокоэнергетических панелей солнечных батарей;
мониторинг поверхности Земли, в частности, разработка системы
оповещения о землетрясениях;
работы в рамках европейской инициативы GMES (Система
глобального мониторинга окружающей среды и безопасности).
4.2. Социальные вопросы.
а) занятость и трудовая сфера:
Стороны будут продолжать сотрудничество в социально-трудовой
сфере в рамках Совместной декларации о намерениях Министерства
труда Российской Федерации и Министерства занятости и труда
Королевства Бельгия, подписанной в Брюсселе 2 октября 2001 года.
Областями сотрудничества будут:
социальные последствия банкротств и реструктуризаций
предприятий (массовое высвобождение работников предприятий);
проблемы занятости;
реструктуризация предприятий в результате массовых увольнений;
социальный диалог и коллективные соглашения;
охрана труда на малых предприятиях;
проблемы детского труда.
б)здравоохранение:
Сотрудничество в области здравоохранения и медицинских наук
будет осуществляться на основе Соглашения между Правительством
СССР и Правительством Королевства Бельгия о сотрудничестве в
области здравоохранения и медицинских наук от 15 июня 1981 г. и
Протокола к Соглашению, подписанного министрами здравоохранения
обеих Сторон в январе 1998 г., по следующим направлениям:
анализ лекарственных средств;
признание лекарственных средств, включая аспекты, связанные с
регулированием их оборота;
взаимосвязь между окружающей средой и здоровьем;
качество лечения и организация услуг;
обучение и обмены медицинским и обслуживающим персоналом;
проблемы престарелых.
Это сотрудничество может осуществляться путем обмена
специалистами, прямых связей между исследовательскими
учреждениями, обмена информацией и публикациями в указанных
областях, участия в местных и/или международных мероприятиях.
Стороны подтверждают свою заинтересованность в завершении между
Ленинградской областью и провинцией Антверпен проектов
информатизации базы данных по эпидемиологической обстановке в
Ленинградской области и обмена экспертами в области
анестезиологии, интенсивной терапии и кардиохирургии.
III. Программы обменов
(статьи 9, 11, 12 Договора о согласии и сотрудничестве)
1. Культурные, образовательные и научные обмены, относящиеся к
компетенции бельгийских Сообществ, обсуждаются в рамках постоянных
смешанных комиссий, в которые входят представители Российской
Федерации, с одной стороны, и каждого из бельгийских Сообществ - с
другой.
Эти обмены строятся на основе рабочих программ, подписываемых
Российской Федерацией с Фламандским и Французским Сообществами в
рамках реализации Соглашения о культурном сотрудничестве от 25
октября 1956 г. между СССР и Королевством Бельгия.
2. Программа сотрудничества в области культуры, образования и
науки между Российской Федерацией и Фламандским Сообществом
Бельгии включает, в частности:
наука, изобретательство и образование: обмен информацией,
обмены преподавателями, предоставление стипендий на исследования,
стипендий по специализации, стипендий на изучение языка, проекты в
рамках Протокола о сотрудничестве в области образования между
Министерством образования Российской Федерации и Департаментом
образования Министерства Фламандского Сообщества;
культура: обмен информацией, обмены экспертами, обмены
деятелями культуры в области живописи, скульптуры, танца,
организация выставок, перевод на русский язык произведений
фламандских авторов, стажировки во Фландрии для российских
переводчиков, сотрудничество в области кино, фольклора, архивов и
центров документации;
молодежное сотрудничество;
сотрудничество в области здравоохранения и спорта.
3. Программа сотрудничества в области культуры, образования и
науки между Российской Федерацией и Французским Сообществом
Бельгии включает, в частности, следующие сферы сотрудничества:
обмены между университетскими и научными учреждениями;
предоставление стипендий по специализации и на исследования, а
также летних стипендий;
обмены в области образования и обучения;
обмены в области культуры: музыка и сценическое искусство,
кино, книги и литература, стажировки для деятелей культуры,
культурное наследие, музейное дело и изящные искусства, фольклор;
молодежное сотрудничество;
обмены в области архивов.
4. Стороны будут продолжать поддерживать породнение городов и
провинций.
5. Стороны будут содействовать развитию прямых связей между
учреждениями культуры Российской Федерации и федеральными
ведомствами Королевства Бельгия.
Роль координатора в выполнении настоящей Программы с Российской
Стороны возлагается на Министерство иностранных дел. Для
Бельгийской Стороны роль координатора возлагается на Федеральную
Государственную Службу иностранных дел, внешней торговли и
сотрудничества в целях развития в том, что относится к
федеральному уровню, и на компетентные инстанции субъектов
федерации в том, что касается уровня Регионов и Сообществ.
(Подписи)
|