ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июля 2003 г. N СД-09-25/7237
О НОВОМ ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
Пенсионный фонд Российской Федерации по вопросу о новом
правовом регулировании уплаты страховых взносов в ПФР за период
1997 - 2000 гг. индивидуальными предпринимателями, занимающимися
частной практикой нотариусами, главами крестьянских (фермерских)
хозяйств и адвокатами с учетом сложившейся в территориальных
органах ПФР судебной практики дополнительно сообщает следующее.
Верховный Суд Российской Федерации в своем письме от 17 января
2003 г. N 9ф02-287 на основании положений Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 г.
N 7-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от
26 ноября 1998 г. N 144-О, Постановления Конституционного Суда
Российской Федерации от 23 декабря 1999 г. N 18-П, статей 54, 57
Конституции Российской Федерации и Налогового кодекса Российской
Федерации сделал вывод о том, что в 1997 - 2000 гг. для
вышеназванной категории плательщиков страховых взносов в ПФР
отсутствовали законно установленные тарифы страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, а единый социальный налог
является новым правовым регулированием порядка уплаты страховых
взносов в ПФР.
Таким образом, период осуществления зачета переплаты страховых
взносов, пеней и штрафов по новым ставкам, указанный в письме ПФР
от 04.06.2003 N МЗ-09-23/5698, включающий в себя период 1999 -
2000 гг., необходимо дополнить 1997 и 1998 годами.
Статьей 9 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О
введении в действие части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации о налогах" устанавливается, что с 1 января
2001 г. контроль за уплатой страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами.
Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в
государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1
января 2001 г., осуществляется налоговыми органами Российской
Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской
Федерации.
Суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные
социальные внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на 1
января 2001 г., подлежат зачету в счет уплаты единого социального
налога или возврату в порядке, установленном Налоговым кодексом
Российской Федерации.
В рамках реализации указанных норм в отношении
налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы
проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской
Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание
сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные
социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне
уплаченных сумм единого социального налога в порядке,
установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Поскольку взаимозачеты между различными бюджетами внебюджетных
фондов, бюджетами фондов и федеральным бюджетом Налоговым кодексом
Российской Федерации не предусмотрены (ст. ст. 78, 79 НК РФ),
возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов
осуществляется органом федерального казначейства на основании
заключений налоговых органов, и сумма переплаты страховых взносов,
образовавшаяся до 1 января 2001 г. в результате указанных
неденежных расчетов, может быть зачтена только в счет уплаты
единого социального налога.
Таким образом, начиная с 2002 года проведение зачета сумм
излишне уплаченных налогов и сборов, поступающих в федеральный
бюджет, было возможно в счет исполнения обязанности по уплате
единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный
бюджет.
Приказом МНС России от 29 декабря 2000 г. N БГ-3-07/466
утверждены Методические указания о порядке взыскания задолженности
плательщиков по страховым взносам в государственные социальные
внебюджетные фонды, зачету (возврату) переплаты сумм страховых
взносов в эти фонды и единого социального налога.
Информация о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должна
быть представлена налоговыми органами в отделения ПФР для
корректировки лицевых счетов застрахованных лиц и иных документов
индивидуального (персонифицированного) учета в системе
обязательного пенсионного страхования.
Заместитель
Председателя Правления
С.Е.ДОНЦОВ
|