МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 162
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
N БГ-3-29/402
ПРИКАЗ
от 9 июля 2003 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕШЕНИЯ
СОВМЕСТНОГО ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
В целях повышения эффективности взаимодействия службы судебных
приставов Министерства юстиции Российской Федерации и налоговых
органов Российской Федерации по принудительному взысканию
налоговой задолженности приказываем:
1. Утвердить и принять к исполнению решение совместного
заседания коллегий Министерства юстиции Российской Федерации и
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "О повышении
эффективности взаимодействия службы судебных приставов и налоговых
органов по принудительному взысканию налоговой задолженности".
2. Организационно-контрольному управлению Министерства юстиции
Российской Федерации (И.К. Сулоев), Департаменту судебных
приставов Министерства юстиции Российской Федерации (А.М.
Беляков), Управлению налоговой задолженности Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам (С.Н. Хурсевич),
Управлению организации работы с налогоплательщиками и средствами
массовой информации Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам (И.А. Колотий) организовать публикацию решения совместного
заседания коллегий Министерства юстиции Российской Федерации и
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "О повышении
эффективности взаимодействия службы судебных приставов и налоговых
органов по принудительному взысканию налоговой задолженности" в
ведомственных изданиях Министерства юстиции Российской Федерации и
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
3. Департаменту судебных приставов Министерства юстиции
Российской Федерации (А.М. Беляков), Организационно-контрольному
управлению Министерства юстиции Российской Федерации (И.К.
Сулоев), Департаменту контроля налоговых органов Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам (О.Н. Чернова) учитывать
результаты работы по выполнению решения совместного заседания
коллегий при организации комплексных проверок территориальных
органов Минюста России, службы судебных приставов и
территориальных налоговых органов.
4. С решением совместного заседания коллегий Министерства
юстиции Российской Федерации и Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам ознакомить руководителей центральных аппаратов
и территориальных органов Министерства юстиции Российской
Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
5. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя
Министра юстиции Российской Федерации А.Т. Мельникова и первого
заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам А.В.
Смирнова.
Министр юстиции
Российской Федерации
Ю.Я.ЧАЙКА
Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И.БУКАЕВ
Приложение
к Приказу
Минюста России и МНС России
от 9 июля 2003 г. N 162/БГ-3-29/402
КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
РЕШЕНИЕ СОВМЕСТНОГО ЗАСЕДАНИЯ
от 23 апреля 2003 года
О ПОВЫШЕНИИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ
ПРИСТАВОВ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ПРИНУДИТЕЛЬНОМУ
ВЗЫСКАНИЮ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, рассмотрев
состояние работы подведомственных служб по принудительному
взысканию налогов и сборов, отмечают, что повышение эффективности
взаимодействия служб судебных приставов территориальных органов
Минюста России и налоговых органов является одним из приоритетных
направлений.
Минюстом России и МНС России в 2001 - 2002 гг. проведен ряд
совместных организационных мероприятий, направленных на повышение
эффективности взыскания задолженности по налогам и сборам.
Позитивным сдвигам в работе по принудительному взысканию налоговой
задолженности способствовали решения, принятые на совместном
выездном заседании коллегий Министерства юстиции Российской
Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и
Координационного Совета руководителей исполнительных органов
власти субъектов Российской Федерации при полномочном
представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном
федеральном округе, семинарах-совещаниях в Приволжском и
Центральном федеральных округах.
Минюстом России установлен особый контроль за погашением
задолженности по налогам у предприятий, имеющих долги 100 и выше
млн. рублей, с привлечением к этой работе руководителей
федеральных управлений органов Минюста России.
С целью определения реальных перспектив по погашению
задолженности путем применения мер принудительного взыскания
разработаны и доведены до главных судебных приставов и
руководителей территориальных органов Минюста России плановые
задания на I полугодие 2003 года.
Проведенная в 2002 году налоговыми органами Российской
Федерации совместно со службами судебных приставов субъектов
Российской Федерации работа явилась одним из факторов,
обеспечивших снижение задолженности в консолидированный бюджет
Российской Федерации на 63,6 млрд. рублей, или на 3,6%.
Результаты работы служб судебных приставов и налоговых органов
по принудительному взысканию задолженности по налогам, сборам и
иным обязательным платежам в 2002 году характеризовались
следующими показателями.
В бюджеты всех уровней в результате мероприятий, проведенных
судебными приставами, поступило 23,7 млрд. руб. По данным
отчетности Департамента судебных приставов Минюста России,
перечислено в бюджет в результате деятельности судебных приставов
19,6 млрд. рублей, а также 3,2 млрд. руб. взысканных судами
налогов, госпошлины, штрафов и 0,7 млрд. руб. таможенных платежей
по постановлениям таможенных органов. Однако уровень взысканий в
2002 году по сравнению с 2001 годом в службе судебных приставов
снизился на 58,5%, с 40,5 млрд. рублей в 2001 году до 23,7 млрд.
рублей в 2002 году.
Уменьшение показателей по взысканию задолженности за счет
ареста имущества определилось в 2002 году снижением базы для
применения мер принудительного взыскания, недоимки на 28%,
реструктуризацией значительной части задолженности. В целях
сохранения экономического потенциала бюджетообразующих и
градообразующих предприятий, имеющих задолженность по налогам и
другим обязательным платежам, по состоянию на 01.01.2003 проведена
реструктуризация налоговой задолженности свыше 134 тыс.
предприятий на сумму 640 млрд. рублей. Кроме того, в результате
совместно осуществленных мер налоговыми органами инициировано
64318 процедур банкротств в отношении безвестно отсутствующих
должников. Необходимость принятия и направления в службу судебных
приставов Минюста России постановлений о взыскании налогов за счет
имущества отсутствующих должников обусловлена, прежде всего,
позицией арбитражных судов, которые требуют от уполномоченного
органа представления таких документов, как постановление судебного
пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, о
возвращении исполнительного документа взыскателю, об окончании
исполнительного производства. Необходимо отметить, что большая
часть постановлений о взыскании налогов за счет имущества
отсутствующих должников уже была направлена в службу судебных
приставов и в текущем году эта часть совместной работы должна
существенно уменьшиться.
Анализ работы по принудительному взысканию налогов и сборов
показывает, что в ряде регионов наблюдается несогласованность
действий налоговых органов и служб судебных приставов на местах,
факты возвратов службами судебных приставов постановлений
налоговых органов об обращении взыскания на имущество без
достаточных на то оснований и без принятия мер по розыску
имущества, необоснованные отзывы налоговыми органами своих
постановлений. Зачастую службы судебных приставов дублируют
действия налоговых органов, выставляя инкассовые поручения на
расчетные счета должника, с которых осуществлялось взыскание в
соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
При исполнении постановлений налоговых органов судебными
приставами в отдельных случаях не соблюдаются сроки возбуждения
исполнительных производств, не в полном объеме выясняется наличие
у должника ликвидного имущества, затягиваются сроки наложения
ареста на имущество должника и передача арестованного имущества на
реализацию в специализированные организации. Налоговые органы в
необходимых случаях не применяют меры, предусмотренные ст. 77
Налогового кодекса Российской Федерации, что в дальнейшем
негативно отражается на эффективности мер принудительного
взыскания.
Анализ результатов деятельности служб судебных приставов и
налоговых органов по принудительному взысканию задолженности по
налогам и другим обязательным платежам выявил также ряд проблем,
решение которых позволит усилить взаимодействие и согласованность
в организации совместной работы.
В целях дальнейшего повышения эффективности взаимодействия
службы судебных приставов и налоговых органов по принудительному
взысканию налоговой задолженности коллегии Министерства юстиции
Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам решили:
1. Одобрить в основном проект Методических рекомендаций по
организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации
и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской
Федерации по исполнению постановлений налоговых органов о
взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества
налогоплательщика-организации или налогового агента - организации.
2. Руководителям территориальных органов Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства юстиции
Российской Федерации и главным судебным приставам субъектов
Российской Федерации с учетом состоявшегося обсуждения:
2.1. Осуществить согласованные меры по устранению отмеченных
недостатков в совместной работе. С этой целью активнее
практиковать обмен информацией о должниках, их деятельности,
имуществе и т.д.
2.2. Ежеквартально анализировать положение дел по взысканию
задолженности по налогам и сборам в подчиненных подразделениях на
совместных совещаниях, ежемесячно в обязательном порядке проводить
сверки отчетных показателей.
3. Главным судебным приставам субъектов Российской Федерации:
3.1. Принять меры по недопущению приостановления производства
исполнительных действий судебными приставами-исполнителями до
момента получения заключения ФСФО России о целесообразности
возбуждения в отношении должника процедуры банкротства.
3.2. Во избежание нарушений бюджетного законодательства
Российской Федерации при рассмотрении вопросов о предоставлении
рассрочек и отсрочек исполнения постановлений налоговых органов о
взыскании налога (сбора), а также пени за счет иного имущества
налогоплательщика прекратить практику предоставления судебными
приставами-исполнителями заключений о наступлении негативных
последствий для должника при исполнении ими вышеназванных
постановлений.
3.3. Взять под персональную ответственность выполнение
плановых заданий и незамедлительно информировать Департамент
судебных приставов о причинах неисполнения.
3.4. Уделять особое внимание работе с крупнейшими
предприятиями-должниками, имеющими задолженность 100 и выше млн.
рублей, информируя об итогах этой работы Департамент судебных
приставов и руководителей управлений Минюста России по федеральным
округам.
4. Департаменту судебных приставов Министерства юстиции
Российской Федерации (Беляков А.М.) и Управлению налоговой
задолженности Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам (Хурсевич С.Н.):
4.1. В III квартале доработать и в установленном порядке
утвердить и довести до управлений МНС России по субъектам
Российской Федерации и служб судебных приставов Минюста России
Методические рекомендации по организации взаимодействия налоговых
органов Российской Федерации и службы судебных приставов
Министерства юстиции Российской Федерации по исполнению
постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а
также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или
налогового агента - организации.
4.2. Разработать единую методику ежемесячной сверки отчетных
показателей и довести ее до территориальных подразделений МНС
России и службы судебных приставов Минюста России (срок - III кв.
2003 г.).
4.3. В целях сопоставимости показателей МНС России и Минюста
России внести необходимые изменения в порядок подготовки форм
статистической отчетности, предусмотрев порядок внесения сведений
о результатах деятельности на основании актов сверок (срок - III
кв. 2003 г.).
4.4. Разработать единую методику мониторинга эффективности
исполнительных действий в отношении должников, имеющих налоговую
задолженность свыше 100 млн. рублей (срок - III кв. 2003 г.).
4.5. В целях выработки единой правоприменительной практики
приостановления судами исполнительных производств, предоставления
должникам отсрочек и рассрочек исполнения постановлений налоговых
органов о принудительном взыскании налоговых и иных обязательных
платежей в III квартале 2003 года проанализировать сложившуюся
судебную практику и подготовить письмо Председателю Верховного
Суда Российской Федерации о даче разъяснений по вопросу
приостановления судами исполнительных производств, предоставления
должникам отсрочек и рассрочек исполнения постановлений налоговых
органов.
5. Департаменту судебных приставов Министерства юстиции
Российской Федерации (Беляков А.М.) и Департаменту контроля
налоговых органов Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам (Чернова О.Н.):
5.1. В целях полноты и всесторонности деятельности по контролю
обеспечить проведение скоординированных проверок деятельности
служб судебных приставов Минюста России и налоговых органов по
субъектам Российской Федерации.
5.2. С целью координации проверочных мероприятий обеспечить
ежеквартальный обмен проектами планов проведения проверок
территориальных органов по принудительному взысканию задолженности
по обязательным платежам.
6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на
заместителя Министра юстиции Российской Федерации - главного
судебного пристава Российской Федерации А.Т. Мельникова и первого
заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам А.В.
Смирнова.
Председатель коллегии,
Министр юстиции
Российской Федерации
Ю.Я.ЧАЙКА
Председатель коллегии,
Министр
Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И.БУКАЕВ
|