ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2003 г. N ВКПИ 03-50
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда Российской Федерации
генерал-майора юстиции Коронца А.Н.,
при секретаре Мизюлине Е.В.,
с участием старшего прокурора
отдела Главной военной прокуратуры
полковника юстиции Титова Н.П.,
представителя заинтересованного лица -
Председателя Правительства
Российской Федерации Батурина Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Руденского Владислава Валентиновича о признании
незаконными (недействующими) со дня принятия абзацев 15 и 16
раздела 2 Приложения 1 Постановления Совета Министров -
Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги
лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим
военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и
военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве
солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах
внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993
года N 941 в части установления срока, с которого служба на
территории Приморского и Хабаровского краев засчитывается в
выслугу лет на льготных условиях со слов "на остальной территории
края - с 1 января 1985 года",
установила:
Руденский В.В. обратился в Верховный Суд с вышеуказанными
требованиями считая, что установленный Советом Министров -
Правительством Российской Федерации временной период, с которого
военная служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях
для назначения пенсии, нарушает федеральные законы Российской
Федерации, его права и законные интересы, предусмотренные ч. 2 ст.
6, ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 37, ч. 2 ст. 39, ст. ст. 55
и 56 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, по мнению заявителя, Законами Российской Федерации
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу
в органах внутренних дел, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993
года N 4468-1 и "О государственных гарантиях для лиц, работающих и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях" от 19 февраля 1993 года N 4520-1 Правительству
Российской Федерации не предоставлено право устанавливать
временной период, с которого служба в Приморском и Хабаровском
краях должна засчитываться в выслугу лет на льготных условиях.
Заявитель Руденский В.В. в судебное заседание не явился,
просил рассмотреть заявление без его участия.
Представитель Председателя Правительства Российской Федерации
Батурин Ю.П. с требованиями заявителя не согласился и просил в
удовлетворении заявления Руденского В.В. отказать, пояснив, что на
основании ст. 114 Конституции Российской Федерации и ст. 23
Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской
Федерации" от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ, вопреки доводам
заявителя, Правительство Российской Федерации, принимая
нормативный правовой акт, регулирующий порядок исчисления выслуги
лет для назначения пенсии военнослужащим, действовало в пределах
предоставленных ему Законом полномочий и исключительной
компетенции.
Решения Правительства о введении льгот по исчислению выслуги
лет на пенсию за службу в отдаленных местностях и другие особые
условия службы принимались с конкретных сроков, исходя из
экономических возможностей государства и с учетом стоящих перед
Вооруженными Силами задач на тех или иных этапах их
преобразования.
Выслушав представителя Председателя Правительства Российской
Федерации Батурина Ю.П., исследовав материалы дела и заслушав
заключение старшего прокурора отдела Главной военной прокуратуры
полковника юстиции Титова Н.П., полагавшего необходимым отказать
заявителю в удовлетворении его требований, Военная коллегия
Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Руденского
В.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей" установление порядка
исчисления выслуги лет для назначения пенсии (в том числе время
прохождения службы в особых условиях и время начала льготного
исчисления) лицами, проходившими военную службу, согласно частям 2
и 3 указанной статьи входит в исключительную компетенцию
Правительства Российской Федерации.
Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги
лет, назначения и выплаты пенсий является Постановление Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993
года N 941 и Приложения N N 1 и 2 к нему.
Согласно Приложению N 1 в Перечень местностей Российской
Федерации, в которых служба военнослужащих засчитывается в выслугу
лет для назначения пенсии на льготных условиях, включены
Приморский и Хабаровский края.
При этом служба в указанных краях согласно абзацам 15 и 16
раздела II Перечня для военнослужащих на остальной территории
Приморского и Хабаровского краев засчитывается на льготных
условиях - один месяц службы за полтора с 1 января 1985 года.
Анализ вышеуказанных законодательных и нормативных актов
позволяет прийти к выводу о том, что установление срока, с
которого служба на территории Приморского и Хабаровского краев
засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, не нарушает прав
заявителя на пенсионное обеспечение.
Правительство Российской Федерации, принимая нормативный акт,
регулирующий порядок исчисления времени прохождения службы в
особых условиях и времени начала льготного исчисления выслуги лет
для назначения пенсии, действовало в пределах своих полномочий и
исключительной компетенции, установленной Законом.
Вопреки утверждению заявителя, оспариваемая норма не
противоречит Конституции Российской Федерации, Законам Российской
Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993
года N 4468-1 и "О государственных гарантиях для лиц, работающих и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях" от 19 февраля 1993 года N 4520-1, так как определяет
порядок исчисления выслуги лет на льготных условиях для назначения
пенсии лицам, проходившим военную службу, а не порядок исчисления
трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное
обеспечение на общих основаниях.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, Военная
коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что в
соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей" лица, имеющие право на различные
государственные пенсии, обладают правом выбора пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и
253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
Руденскому Владиславу Валентиновичу в удовлетворении заявления
о признании незаконными (недействующими) со дня принятия абзацев
15 и 16 раздела 2 Приложения 1 Постановления Совета Министров -
Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги
лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим
военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и
военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве
солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах
внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993
года N 941 в части установления срока, с которого служба на
территории Приморского и Хабаровского краев засчитывается в
выслугу лет на льготных условиях со слов "на остальной территории
края - с 1 января 1985 года" отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в
Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.КОРОНЕЦ
|