Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
30 июня 2003 года
Номер государственной
регистрации
604 гум/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 522900 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР В ОБЛАСТИ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Общая характеристика направления
522900 - Международные отношения
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 28.04.2003 N 1882.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр в области
международных отношений.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению 522900 - Международные
отношения при очной форме обучения - 6 лет.
Основная образовательная программа подготовки магистра состоит
из программы подготовки бакалавра по направлению 522900 -
Международные отношения (4 года) и специализированной подготовки
магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
По профессиональному предназначению и квалификационной
характеристике (степени) деятельность магистра в области
международных отношений направлена на комплексный анализ системы
международных отношений, а также важнейших международных
организаций и объединений, проблем и тенденций развития мировой
политики, вопросов международной и национальной безопасности,
внешней политики Российской Федерации и других государств. Она
осуществляется в виде аналитической обработки внешнеполитической и
международной информации, разработки соответствующих прогнозно-
аналитических рекомендаций по вопросам деятельности
государственных органов, участвующих в проведении внешней политики
и реализации международных связей, в том числе дипломатических,
торгово-экономических, научных, образовательно-информационных,
культурных и других современных двусторонних и многосторонних
коммуникационных обменов и отношений.
Профессиональная деятельность магистра в области международных
отношений предусматривает выполнение функций референта, научного
сотрудника, консультанта, эксперта в данной области, переводчика
(переводчика-референта) по соответствующему иностранному языку
(языкам) при работе в государственных органах, государственных и
негосударственных организациях, научных и образовательных
учреждениях Российской Федерации.
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной
фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к
научно-исследовательской работе, а при условии освоения
соответствующей профессиональной образовательной программы
педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Магистр в области международных отношений подготовлен к
обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода);
07.00.15 - История международных отношений и внешней политики;
08.00.14 - Мировая экономика;
12.00.10 - Международное право, Европейское право;
23.00.01 - Теория политики, история и методология политической
науки;
23.00.02 - Политические институты и процессы, политическая
конфликтология, политические технологии;
23.00.04 - Политические проблемы международных отношений и
глобального развития.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное
поле направления подготовки).
1.5.1. Мировая политика.
Исследования мировых политических процессов: тенденции
(глобализация, демократизация, интеграция и регионализация), поиск
путей, возможностей и средств воздействия на изменения в мировой
политике.
Проблемы современной мировой системы в целом: международная
безопасность (ее различные аспекты), окружающая среда, ресурсы
современного мира, конфликты и их урегулирование, национальные
отношения и национализм.
Современные субъекты мировой политики: изменение роли
национальных государств в мировой политике, наднациональные
субъекты мировой политики (роль международных организаций,
деятельность неправительственных организаций). Проблема
взаимодействия правительственных и неправительственных организаций
при решении проблем мировой политики.
1.5.2. Теория международных отношений и внешнеполитический
анализ.
Направления методологических поисков в теории международных
отношений. Классические теории международных отношений. Крупнейшие
школы теорий международных отношений (США, Франция, Великобритания
и другие страны). Современное состояние теории международных
отношений и развитие теоретических исследований в отдельных
областях международных отношений: теория принятия решений, теории
международной интеграции, теории международных конфликтов и др.
Проблемы современных российских исследований по теории
международных отношений.
Исследования внешнеполитического процесса: его структура,
основные элементы (разработка внешнеполитических концепций;
доктрины, стратегии; подготовка решений, их принятие и
реализация). Институциональный аспект внешнеполитического
процесса; экономические, внутриполитические, военные, культурные
факторы внешнеполитического процесса. Роль политических лидеров в
формировании и реализации влияния групп интересов на
внешнеполитический процесс. Институциональные и функциональные
особенности формирования и реализации внешней политики ведущих
государств современности.
Характеристика внешнеполитического процесса современной России.
Организация и методика аналитической деятельности, ее основные
этапы и элементы. Внешнеполитические сценарии и прогнозы.
1.5.3. История международных отношений ХХ столетия.
Эволюция методологии изучения истории международных отношений.
Многофакторная концепция международных отношений П. Ренувера и Ж.-
Б. Дюрозеля.
Сопоставительный анализ основных систем международных отношений
ХХ века. Демократия и тоталитаризм в международных отношениях.
Концепции и системы безопасности в международных отношениях, их
эволюция. Роль конфликтов и войн в истории международных отношений
ХХ века.
Основные факторы развития международных отношений: экономика,
идеология. Геополитика, взаимодействие цивилизаций: сравнение
работ Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, З. Бжезинского.
Причины первой мировой войны в свете новых исследований.
Значение и результаты первой мировой войны. Версальско-
Вашингтонская система международных отношений, ее характерные
черты и попытки реформирования.
Внешняя политика Советской России: ставка на мировую революцию
или мирное сосуществование. Дуализм советской внешней политики и
ее эволюция. Особенности внешней политики тоталитарных режимов:
германский нацизм, советский сталинизм. Политика умиротворения
западных держав: ее причины и сущность. Альтернативы 1939 года.
Советско-германский договор о ненападении: новые исследования.
Особенности расстановки политических сил в 1939 - 1941 годах.
Антигитлеровская коалиция: достижения, проблемы, наследие.
Новые явления в международных отношениях после второй мировой
войны. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений:
основные характеристики.
Холодная война: происхождение, основные характеристики и
аспекты. Основные этапы холодной войны. Завершение холодной войны
и распад Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений.
Складывание нового миропорядка. Внешняя политика Российской
Федерации: приоритеты и основные направления.
1.5.4. Дипломатии Российской Федерации и зарубежных стран.
Исследования соотношения внешней политики и дипломатии, функций
и позиции дипломатии в современном мире. Теоретические подходы к
дипломатии, эволюция дипломатических методов.
Кардинальные перемены в мире и дипломатия. Влияние современных
средств коммуникации на развитие дипломатии. Дипломатия в рамках
международных организаций, конференционная дипломатия. Переговоры
как основной метод дипломатии. Переговоры в рамках конфликтных
отношений и при осуществлении сотрудничества. Возрастание роли
многосторонних переговоров и переговоров на высшем уровне, их
особенности.
Сравнительный анализ дипломатической службы России и зарубежных
стран: возникновение, развитие, современная структура и функции.
МИД и загранпредставительства. Основные направления и задачи
дипломатической деятельности России на современном этапе.
1.5.5. Международные гуманитарные связи.
Международные гуманитарные связи в системе международных
отношений. Методология и методы исследования международных
отношений в гуманитарной сфере. Проблема влияния гуманитарного
прогресса на формирование системы международных отношений:
современное содержание гуманизма как гуманитарной основы
международного сотрудничества. Динамика развития международного
гуманитарного права и особенности его применения. Международное
сотрудничество в обеспечении прав человека.
Теории современного информационного общества и межкультурных
коммуникаций. Роль межцивилизационного общения в отношениях между
народами и формировании современного мирового порядка (проблемы
межэтнического и межконфессионального взаимодействия, решение
проблем отсталости, устойчивого глобального развития, сохранения
мирового культурного наследия). Анализ содержания деятельности
ЮНЕСКО, международных неправительственных организаций и
межгосударственного сотрудничества в области образования, науки и
культуры. Международно-правовое обеспечение защиты
интеллектуальной собственности и культурных ценностей.
Внешняя культурная политика государств: сравнительный анализ.
Исследование процессов формирования ее структуры, целей и задач:
взаимодействие законодательной и исполнительной власти, органов
государственного управления и учреждений образования, науки,
культуры, общественных организаций. Культурная дипломатия: формы и
методы ее осуществления. Особенности формирования
внешнеполитических стереотипов массового сознания. Особенности
менеджмента в области международных культурных обменов. Внешняя
культурная политика Российской Федерации: общегосударственный и
региональные аспекты.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных
магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется
через авторские магистерские программы (магистерские
специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-
педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки для освоения программы
специализированной подготовки магистра
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра в области международных отношений, должны
иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное
документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям
"Регионоведение" и "Международные отношения", зачисляются на
специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе.
Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе
государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования, в части подготовки бакалавра по
направлению 522900 - Международные отношения.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной
подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее
профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2,
допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по
дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки
магистра и предусмотренным государственным образовательным
стандартом подготовки бакалавра по направлению 522900 -
Международные отношения.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки магистра по направлению
522900 - Международные отношения
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра
разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы практик и программы научно-
исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом. По направлению
разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра
состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра
и программы специализированной подготовки, которая, в свою
очередь, формируется из дисциплин федерального компонента,
дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента,
дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы.
Дисциплины по выбору студента в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра
имеет следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общие профессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДФД - дополнительные и факультативные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной
подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская, научно-
педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 522900 - Международные отношения
---------T-----------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦8532 ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦государственном образовательном стандарте ¦ ¦
¦ ¦высшего профессионального образования, в части ¦ ¦
¦ ¦подготовки бакалавра по направлению 522800 - ¦ ¦
¦ ¦Международные отношения ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки ¦
+--------T-----------------------------------------------T-------+
¦ДНМ ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.01 ¦История и методология исследований ¦136 ¦
¦ ¦международных отношений и мировой политики ¦ ¦
¦ ¦ Формирование исследований по международным ¦ ¦
¦ ¦отношениям в мире. Развитие международных ¦ ¦
¦ ¦исследований в СССР и России. ¦ ¦
¦ ¦Междисциплинарность исследований. Основные ¦ ¦
¦ ¦методологические подходы и методы. Основные ¦ ¦
¦ ¦научные и исследовательские центры в России и ¦ ¦
¦ ¦мире, основные профессиональные ассоциации. ¦ ¦
¦ ¦ Появление мировой политики. Ее развитие. ¦ ¦
¦ ¦Дискуссии по исследованиям мировой политики и ¦ ¦
¦ ¦международным отношениям. ¦ ¦
¦ ¦ Методология и методы изучения. Количественные ¦ ¦
¦ ¦и качественные методы анализа. Проблема ¦ ¦
¦ ¦моделирования и прогнозирования. Различные виды¦ ¦
¦ ¦моделирования. ¦ ¦
¦ ¦ Различия и пересечения предметных областей ¦ ¦
¦ ¦исследований международных отношений и мировой ¦ ¦
¦ ¦политики в истории, политологии, экономике, ¦ ¦
¦ ¦праве и др. ¦ ¦
¦ ¦ Методологические основы теории международных ¦ ¦
¦ ¦отношений: крупнейшие школы теории ¦ ¦
¦ ¦международных отношений (США, Франция, ¦ ¦
¦ ¦Великобритания и другие страны); новейшие ¦ ¦
¦ ¦направления методологических поисков в ¦ ¦
¦ ¦современной теории международных отношений; ¦ ¦
¦ ¦развитие теоретических исследований в отдельных¦ ¦
¦ ¦областях международных отношений (теория ¦ ¦
¦ ¦принятия решений, теория международной ¦ ¦
¦ ¦интеграции, теории международных конфликтов и ¦ ¦
¦ ¦др.); проблемы формирования российской ¦ ¦
¦ ¦теоретической науки о международных отношениях ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.02 ¦Современные проблемы исследований международных¦136 ¦
¦ ¦отношений и мировой политики ¦ ¦
¦ ¦ Проблема кардинальных перемен в конце ХХ - ¦ ¦
¦ ¦начале XXI века (глобализация, демократизация, ¦ ¦
¦ ¦интеграция и регионализация) и их осмысление в ¦ ¦
¦ ¦исследованиях международных отношений и мировой¦ ¦
¦ ¦политики. Различные подходы к пониманию ¦ ¦
¦ ¦тенденций политического развития мира. ¦ ¦
¦ ¦Соотношение внешней и внутренней политики. ¦ ¦
¦ ¦ Структура современной политической системы: ¦ ¦
¦ ¦участники (традиционные и новые), институты, ¦ ¦
¦ ¦режимы. Проблема взаимодействия ¦ ¦
¦ ¦правительственных и неправительственных ¦ ¦
¦ ¦участников при решении проблем мировой ¦ ¦
¦ ¦политики. ¦ ¦
¦ ¦ Изменения международной проблематики. Новая ¦ ¦
¦ ¦глобальная повестка дня в различных сферах: ¦ ¦
¦ ¦насилие и его предотвращение (безопасность и ¦ ¦
¦ ¦контроль над оружием массового уничтожения, ¦ ¦
¦ ¦режимы нераспространения, ПРО, обычные ¦ ¦
¦ ¦вооружения, терроризм и другие новые угрозы ¦ ¦
¦ ¦безопасности); в политико-экономической сфере ¦ ¦
¦ ¦(ресурсы, финансовые проблемы), в ¦ ¦
¦ ¦демографической; в политико-правовой ¦ ¦
¦ ¦(суверенитет и проблема гуманитарного ¦ ¦
¦ ¦вмешательства, территориальная целостность и ¦ ¦
¦ ¦право нации на самоопределение). ¦ ¦
¦ ¦ Тенденции и противоречия развития мировой ¦ ¦
¦ ¦политической системы: эволюционное и кризисное ¦ ¦
¦ ¦развитие мировой политической системы, ¦ ¦
¦ ¦интеграция и регионализация, демократизация и ¦ ¦
¦ ¦"третий путь", конфликты и сотрудничество. ¦ ¦
¦ ¦ Проблемы современного миропорядка: ¦ ¦
¦ ¦монополярность, многополярность современного ¦ ¦
¦ ¦мира. Различные подходы. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в современном политическом мире: ее ¦ ¦
¦ ¦роль, воздействие на мировую политическую ¦ ¦
¦ ¦систему. Основные направления внешней политики ¦ ¦
¦ ¦России ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.03 ¦Иностранный язык ¦300 ¦
¦ ¦ Язык как средство международного общения. ¦ ¦
¦ ¦Понятийный аппарат исследований международных ¦ ¦
¦ ¦отношений и мировой политики в русском языке и ¦ ¦
¦ ¦в одном - двух иностранных языках (в частности,¦ ¦
¦ ¦в английском языке). ¦ ¦
¦ ¦ Анализ зарубежной прессы, научной литературы, ¦ ¦
¦ ¦официальных документов на иностранном языке. ¦ ¦
¦ ¦Особенности языка и стиля различных источников.¦ ¦
¦ ¦Проблемы передачи модальности, семантики ¦ ¦
¦ ¦некоторых структур, относящихся к лингвистике ¦ ¦
¦ ¦текста, модели трансформации предложений при ¦ ¦
¦ ¦переводе на русский и иностранный язык. ¦ ¦
¦ ¦ Специальные курсы изучения иностранных языков ¦ ¦
¦ ¦с целью полного овладения ими, в том числе ¦ ¦
¦ ¦свободной подготовки и написания аналитических ¦ ¦
¦ ¦и иных материалов по избранной специальности ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.04 ¦Информационные технологии в прогнозно- ¦128 ¦
¦ ¦аналитической деятельности ¦ ¦
¦ ¦ Организация аналитической и прогностической ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ее основные этапы и элементы. ¦ ¦
¦ ¦Информационно-технологическое, программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение прогнозно-аналитической работы. ¦ ¦
¦ ¦Современные банки данных, современные ¦ ¦
¦ ¦информационные сети и компьютерные технологии, ¦ ¦
¦ ¦используемые в политическом, внешнеполитическом¦ ¦
¦ ¦анализе и прогнозировании ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦434 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ДНМ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦ ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СДМ ¦Специальные дисциплины <*> ¦900 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СДМ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦300 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦НИРМ ¦Научно-исследовательская работа ¦2034 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦НИРМ.01 ¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦4 - 6 ¦
¦ ¦ ¦нед. ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦НИРМ.02 ¦Научно-исследовательская практика ¦4 - 6 ¦
¦ ¦ ¦нед. ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦НИРМ.03 ¦Научно-педагогическая практика ¦4 - 6 ¦
¦ ¦ ¦нед. ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦НИРМ.04 ¦Подготовка магистерской диссертации ¦12 - 14¦
¦ ¦ ¦нед. ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ИГАМ ¦Итоговая государственная аттестация ¦4 - 6 ¦
¦ ¦ ¦нед. ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Защита выпускной квалификационной работы ¦ ¦
¦ ¦(магистерской диссертации) ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Всего ¦4068 ¦
L--------+-----------------------------------------------+--------
--------------------------------
<*> Состав и содержание специальных дисциплин определяется
требованиями специализации магистра при реализации конкретной
магистерской программы.
5. Сроки освоения основной образовательной
программы подготовки магистра по направлению
522900 - Международные отношения
5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра при очной форме обучения составляет 312
недель:
образовательная программа подготовки
бакалавра - 208 недель,
специализированная программа подготовки
магистра - 104 недели,
в том числе:
теоретическое обучение, включая научно-
исследовательскую работу в семестре,
практикумы, а также экзаменационные
сессии - 45 недель;
практики - 8 - 16 недель;
подготовка магистерской диссертации - 12 - 14 недель;
итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной
квалификационной работы - 4 - 6 недель;
каникулы, включая отпуск
после окончания вуза - не менее 20 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) форме обучения, а
также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на
полтора года относительно нормативного срока, установленного п.
1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том
числе по программе бакалавра на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента - 54 часа в
неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной
(самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
в среднем за период теоретического обучения по основной
образовательной программе подготовки бакалавра - 27 часов в
неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в
зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 522900 - Международные отношения
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу подготовки магистра,
реализуемую вузом, на основе настоящего государственного
образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные
дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного
заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид
учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов,
отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план
высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка:
"отлично", "хорошо", "удовлетворительно" или
"неудовлетворительно", "зачтено" или "не зачтено".
В период действия данного документа перечень магистерских
программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы:
Программа специализированной подготовки магистра должна
предусматривать формирование у студента следующих научно-
методических навыков и умений:
формулировать проблему, цель и задачи исследования;
выбирать адекватные задачам методы исследования;
составлять план исследования и осуществлять поиск необходимой
информации;
вести информационно-библиографическую работу с привлечением
современных технологий;
анализировать собранную информацию и объяснять полученные
результаты;
представлять итоги проделанной работы в виде отчетов,
рефератов, статей, оформленных в соответствии с современными
требованиями.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
изменять объем (количество часов, отводимых на освоение
учебного материала) циклов дисциплин - в пределах 5%, дисциплин
циклов - 10% при условии выполнения требований к содержанию,
указанных в настоящем стандарте;
предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий
физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;
осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по
программам, составленным на основе результатов исследований
научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную
специфику, при условии реализации содержания дисциплин,
определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую
часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с
индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с
участием научного руководителя магистранта и научного руководителя
магистерской программы с учетом пожеланий магистранта.
Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом
факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Условия реализации основной образовательной программы
подготовки магистра в области международных отношений, в том числе
и по качеству кадрового обеспечения, должны соответствовать
лицензионным нормативам. Необходимым условием реализации программы
является наличие в вузе не менее 50% основного штатного состава
преподавателей по профессиональным и специальным дисциплинам
направления. В отношении профессорско-преподавательского состава
выпускающих кафедр и кафедр, реализующих программы дисциплин
направления, циклов ОПД и СД должны выполняться также следующие
требования:
показатель качества штатного профессорско-преподавательского
состава должен составлять не менее 60%, в том числе докторов наук
по научным специальностям соответствующего профиля, профессоров -
не менее 25%;
профиль научно-педагогических кадров, реализующих обязательные
профессиональные и специальные дисциплины, должен соответствовать
профилю преподаваемых ими дисциплин, прежде всего, по
специальности их основного высшего профессионального образования,
научной специальности послевузовского образования (по которой
защищена кандидатская или докторская диссертация) и/или по
разработанным ими (в соответствии с программами по этим
дисциплинам) учебным изданиям, как правило, с рекомендательным
грифом соответствующего Учебно-методического совета, УМО или
Минобразования России.
6.3. Требования к ресурсному обеспечению реализации программы
подготовки.
Требования настоящего образовательного стандарта относительно
учебно-методического, информационного, материально-технического и
другого ресурсного обеспечения учебного процесса соответствуют
нормативным требованиям, предъявляемым к государственным
образовательным учреждениям высшего профессионального образования
при лицензировании, аттестации и аккредитации.
Перечни учебной и методической литературы, других источников
информационной базы, необходимой для реализации основной
образовательной программы, содержатся в примерных учебных
программах по дисциплинам, в приложениях к примерным учебным
планам, которые разрабатываются и регулярно обновляются и
уточняются УМО.
6.4. Требования к организации практик.
Требования к организации и проведению практик, предусмотренных
настоящим образовательным стандартом, раскрываются в примерных
программах этих практик, разрабатываемых, обновляемых и уточняемых
УМО.
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
522900 - Международные отношения
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра
определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню
подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными
специализированной подготовкой.
Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7
государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования, в части подготовки бакалавра по
направлению 522900 - Международные отношения.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой
магистра, включают:
владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и
научно-педагогической деятельности, требующими широкого
образования в соответствующем направлении;
умения:
формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-
исследовательской и педагогической деятельности и требующие
углубленных профессиональных знаний;
выбирать необходимые методы исследования, модифицировать
существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач
конкретного исследования;
обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать
их с учетом имеющихся данных;
вести библиографическую работу с привлечением современных
информационных технологий;
представлять итоги проделанной работы в виде отчетов,
рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися
требованиями, с привлечением современных средств редактирования и
печати.
Кроме того, магистр в области международных отношений должен
уметь:
анализировать внешнеполитическую ситуацию;
составлять аналитические и прогнозные сценарии развития
внешнеполитической ситуации;
формулировать основные подходы к решению внешнеполитических
проблем;
определять проблему, формулировать гипотезу и задачи
исследования;
составлять план исследования;
применять и модифицировать существующие профессиональные
исследовательские методы и разрабатывать новые методы конкретных
исследований.
По профессиональному предназначению и в соответствии с
квалификацией (степенью) магистр в области международных отношений
отвечает следующим требованиям:
имеет представления о природе, типах и уровнях научного
познания; об исторических типах науки и значении научной
рациональности; о предметной, мировоззренческой, методологической
специфике гуманитарных, естественных, технических наук, о
тенденциях к интеграции современного научного познания; понимает
взаимосвязи творческих компонентов научной деятельности, типов
научной рациональности, этические аспекты оценки результатов
научного творчества; понимает проблемы человека, его бытия и
истории в контексте различных мировоззренческих направлений
современной социальной философии, роль насилия и ненасилия в
истории и в поведении человека, связь свободы и ответственности
как свойств развитой личности;
имеет представления о месте и роли компьютерных технологий в
науке и современном образовании; об основных методах использования
компьютеров в гуманитарных исследованиях, о смене фундаментальных
парадигм в истории естественнонаучного знания; о новом образе
научного мышления в контексте эволюционно-синергетической
парадигмы; о месте человека и социума в эволюционной картине мира,
о специфике профессионально-ориентированных методов исследования;
владеет современными методами статистического анализа и
математического моделирования в профессионально-ориентированных
исследованиях;
обладает фундаментальной подготовкой по избранному направлению
и специализации, а также в областях пограничных, смежных проблем;
обладает твердыми навыками анализа и прогнозирования
внутриполитических и внешнеполитических процессов, международных
ситуаций, в том числе с применением новейших формализованных
информационных методик и компьютерных программ;
способен вычленять, формулировать и разрешать профессионально-
ориентированную научную проблему, проводить исследования в
соответствующей отрасли науки;
способен вести самостоятельную научную, научно-аналитическую
работу в вузах, исследовательских институтах и государственных
учреждениях по международной и внешнеполитической проблематике;
владеет профессиональными практическими умениями и навыками
обучения по специальности в вузе (других типах учебных заведений);
владеет иностранными языками;
готов к решению наиболее сложных дискуссионных вопросов
методологии современных социальных наук, теоретических проблем
мировой политики, глобальных и региональных международных
политических процессов, а также политики России в современном
меняющемся мире.
7.1.3. Специальные требования.
Магистр в области международных отношений должен быть широко
эрудирован в основных областях гуманитарного знания, обладать
фундаментальной научной базой, позволяющей ориентироваться в
комплексе мировоззренческих проблем современной науки в целом,
глобальных проблем современной цивилизации; владеть методологией
научного творчества, различать концептуальные подходы к
использованию современных информационных технологий и владеть
стратегиями выбора адекватных методов получения, обработки и
использования научной информации, быть готовым к аналитической,
научно-исследовательской деятельности, к самостоятельному
выдвижению проблем, соответствующих основным тенденциям развития
научной мысли и социальным потребностям; к творческой разработке
методик их исследования с учетом междисциплинарных связей в
научной деятельности; в научно-педагогической деятельности быть
готовым к определению целей и содержания учебных курсов, исходя из
требований различных категорий слушателей, учитывая новейшие
методики обучения.
Требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской
части программы специализированной подготовки определяются вузом.
УМО может дополнительно рекомендовать требования, соответствие
которым обеспечивает выпускнику возможность заниматься
определенными видами профессиональной деятельности, отражающими
содержание специализированной подготовки.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает
защиту выпускной квалификационной работы (магистерской
диссертации) и должна включать государственные экзамены,
устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО.
Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах,
должен обеспечивать возможность засчитывать их результаты в
качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим
научным направлениям.
Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень
аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой
государственной аттестации выпускников.
При выборе итоговых государственных испытаний выпускников
необходимо руководствоваться следующим:
основным обязательным видом государственной итоговой аттестации
выпускников является защита выпускной квалификационной работы
(магистерской диссертации);
программа и порядок проведения государственных аттестационных
испытаний принимаются Ученым советом вуза на основе примерных
программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о
государственной итоговой аттестации.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская диссертация должна обеспечивать не только
закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность
методологических представлений и методических навыков в избранной
области профессиональной деятельности.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и структура
определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой
государственной аттестации.
При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской
диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
7.2.3. Государственные экзамены представляют собой итоговые
экзамены по иностранному языку (языкам) и профессионально
ориентированный междисциплинарный экзамен, которые устанавливают
соответствие подготовленности выпускника требованиям настоящего
образовательного стандарта, в части требований п. п. 1.2, 1.3,
7.1.
Проект государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования рассмотрен на заседании Совета
Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по
образованию в области международных отношений от 22.12.1999
(Протокол N 5/1999). Дополнения и изменения внесены решением
Совета УМО вузов Российской Федерации по образованию в области
международных отношений от 17.12.2002 (Протокол N 2(8)/2002).
Составители:
Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по
образованию в области международных отношений.
|