ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 июня 2003 г. N 02-18/07-4396
О НАПРАВЛЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ
СРЕДСТВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ОБУЧЕНИЮ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ
КАТЕГОРИЙ ЗАСТРАХОВАННЫХ
В связи с поступающими обращениями региональных отделений
фонда, органов по труду субъектов Российской Федерации и обучающих
организаций по вопросам заключения и исполнения договоров,
направления и использования средств для осуществления мероприятий
по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных
Фонд социального страхования Российской Федерации разъясняет.
1. Письмом Фонда социального страхования Российской Федерации
и Министерства труда и социального развития Российской Федерации
от 29.04.2003 N 02-08/07-1072 и N 3410-ВЯ региональным отделениям
фонда и органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в области охраны труда направлен примерный договор между
отделениями фонда, органами по труду и обучающими организациями.
Применение формы указанного примерного договора и его
требований в части отчетности обучающих организаций и контроля за
правильным расходованием ими средств является обязательным для
региональных отделений фонда. Следовательно, предъявление
региональными отделениями фонда дополнительных требований к
обучающим организациям, в частности, требования представления
расчетов к калькуляции расходов на одного обучаемого, обоснований
по прямым и прочим расходам, составления и утверждения смет и т.п.
не имеет правовых оснований, поскольку пунктом 3 Порядка
направления средств для осуществления мероприятий по обучению по
охране труда отдельных категорий застрахованных и контроля за
правильностью использования средств, утвержденного Постановлением
фонда от 21 марта 2002 г. N 30 (с изменениями и дополнениями,
внесенными Постановлением фонда от 17 марта 2003 г. N 26),
установлено, что перечень обучающих организаций, осуществляющих
обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных,
предполагаемая численность обучаемых и объемы средств определяются
и направляются в фонд по субъектам Российской Федерации Минтрудом
России.
Кроме того, в соответствии с Порядком контроля за
использованием средств на обучение (приложение N 4 к примерному
договору) проверки проводятся по окончании сроков действия
договоров и только в исключительных случаях - в течение срока
действия договора. При этом проверке подлежат исключительно
документы, указанные в п. 6.3, подпункт "а", приложения N 4 к
примерному договору, а именно: приказы об организации обучения,
приказы о комплектации групп, сведения о качественном составе
преподавателей, журналы регистрации слушателей, учебные планы,
расписания занятий и журналы учета их проведения, графики и
программы обучения, учебно-методические материалы, документы,
подтверждающие выдачу удостоверений прошедшим обучение.
Так же и непринятие к зачету неправильно или неполностью
израсходованных обучающей организацией средств должно
производиться только по основаниям, указанным в пункте 6.5.
В случае, когда фактически израсходованная обучающей
организацией сумма, указанная в ее отчете по итогам исполнения
договора, превышает договорную цену (пункт 5.2 примерного
договора), рассчитанную исходя из предполагаемой численности
обучаемых и средней стоимости обучения одного застрахованного,
региональным отделением фонда для принятия решения о возмещении
средств свыше суммы, определенной договором и при наличии
финансовых возможностей, может быть назначена с согласия обучающей
организации дополнительная проверка документов, подтверждающих
использование средств по предметным статьям расходов данной
обучающей организации.
Учитывая изложенное, региональные отделения фонда не вправе
включать в заключаемые договоры дополнительные требования по
контролю за использованием обучающими организациями перечисленных
средств и проводить документальные ревизии бухгалтерий обучающих
организаций, как это было предусмотрено в предыдущие годы.
2. В связи с тем, что примерный договор доведен до
региональных отделений фонда в апреле текущего года и
финансирование обучения отделенных категорий застрахованных в
первом квартале 2003 года не производилось, обучающим
организациям, приступившим к обучению во втором квартале 2003 года
и не получавшим средства в первом квартале, после заключения
договора может быть перечислена сумма, не превышающая 50 процентов
от общей стоимости обучения по договору.
Соответственно, если обучающая организация приступила к
обучению в третьем квартале года, ей может быть перечислена сумма,
не превышающая 75 процентов от общей стоимости обучения по
договору.
3. В соответствии с приложением N 1 к примерному договору к
отчету обучающей организации прилагаются пофамильные списки
застрахованных, прошедших обучение. На основании этих списков
региональные отделения фонда могут провести оперативную проверку
отчетов об исполнении обучающей организацией условий договора по
обучению застрахованных. В частности, могут быть уточнены
повторяемые фамилии обученных для исключения их дублирования,
правильность отнесения обученных к той или иной категории
застрахованных и другие сведения.
В Фонд социального страхования Российской Федерации
представляется сводный отчет по форме, указанной в приложении N 1
к указанному Порядку, без приложения списков обученных.
4. Определение "бюджетное учреждение" дано в статье 161
Бюджетного кодекса Российской Федерации.
5. При определении должностей, относящихся к категории
руководителей бюджетных учреждений, необходимо руководствоваться
Постановлением Минтруда России от 06.06.1996 N 32 "Об утверждении
разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик
(требований) по общеотраслевым должностям служащих".
6. Примерные программы обучения по охране труда по всем
категориям застрахованных утверждены Приказом Минтруда России от
21 июня 2003 г. N 153 и доведены до органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Заместитель Председателя
В.Н.ДУБРОВСКИЙ
|