КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
24 июня 2003 г.
N 11
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ
КУРОРТНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заслушав и обсудив доклад о проекте Концепции государственной
политики развития курортного дела в Российской Федерации, коллегия
отмечает, что в комплексе лечебно-профилактических мероприятий,
направленных на укрепление здоровья человека, особое место
занимает санаторно-курортное лечение и оздоровление.
Особую значимость данное направление приобретает в связи с
переходом отечественного здравоохранения от системы,
ориентированной преимущественно на лечение заболеваний, к системе
охраны здоровья граждан, основанной на повышении функциональных
возможностей организма и профилактике заболеваний.
Существенная роль принадлежит санаторно-курортной помощи в
организации медицинской реабилитации лиц, пострадавших от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
в долечивании больных непосредственно после стационарного лечения
по поводу тяжелых заболеваний и оперативных вмешательств на
сердце, сосудах и желудочно-кишечном тракте.
Курорты России располагают практически всеми известными в мире
типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других
природных лечебных факторов, ресурсы которых обеспечивают
существующую потребность и перспективу развития курортного
комплекса.
В настоящее время сеть санаторно-курортных организаций и
учреждений составляет более 2,4 тыс. здравниц общей мощностью
409,5 тыс. коек, в которых ежегодно получают помощь более 5 млн.
человек.
Вместе с тем, особенности работы санаторно-курортных
учреждений в условиях рыночной экономики, значительное сокращение
объемов финансирования здравниц из федерального, местных бюджетов
и средств обязательного социального страхования, ослабление
координации их деятельности со стороны государства привели к
сокращению за последние десять лет числа санаториев, пансионатов с
лечением и санаториев-профилакториев на 30%, числа коек в них - на
20%, а также к ухудшению материально-технической базы ряда
санаторно-курортных учреждений.
Сложилась диспропорция между высокой потребностью в
санаторно-курортных услугах и отсутствием возможности в их
получении из-за низкой платежеспособности населения.
В связи с возрастанием стоимости услуг по
лечебно-профилактическому применению природных лечебных факторов
уменьшился объем их использования в практике курортов.
Имеет место самозахват участков территорий курортов и
курортных местностей под частное строительство и нецелевое
использование курортных земель.
В значительной степени сократилось проведение
научно-исследовательских и производственных работ в области
разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработки и
внедрения в практику современного технологического оборудования.
Идет процесс нерационального использования ценнейших месторождений
минеральных вод и лечебных грязей. Требуется совершенствование
имеющихся и разработка новых технологий и методик
санаторно-курортного лечения и оздоровления, программ оценки их
эффективности и качества.
Необходима дальнейшая разработка законодательной и нормативной
правовой базы деятельности курортов и санаторно-курортных
организаций, медико-экономических стандартов санаторно-курортных
услуг и критериев лицензирования медицинской деятельности
здравниц.
Существенные недостатки имеются в уровне профессиональной
подготовки и переподготовки кадров для санаторно-курортного
комплекса.
Для обеспечения системного подхода к решению проблемы охраны
здоровья населения страны и в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 г. N 284 "Об
утверждении положения о Министерстве здравоохранения Российской
Федерации", определившим Минздрав России федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную
политику и координацию деятельности в сфере курортного дела,
разработан проект Концепции государственной политики развития
курортного дела в Российской Федерации.
Основные положения проекта данной Концепции были обсуждены и
одобрены участниками Всероссийского форума "Здравница - 2002" в
октябре 2002 года.
Главной целью государственной политики в санаторно-курортной
сфере является создание в Российской Федерации современного
высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие
возможности для удовлетворения потребности граждан в
санаторно-курортной помощи.
Будет улучшено состояние инфраструктуры курортов и
лечебно-оздоровительных местностей, обеспечена экономическая
стабильность в деятельности всего санаторно-курортного комплекса,
что позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие
природные лечебные ресурсы России, повысит уровень оказания
санаторно-курортной помощи и конкурентоспособность отечественного
курортного комплекса.
В качестве механизма осуществления Концепции предусматривается
разработка плана мероприятий по реализации указанной концепции на
период до 2010 года, объединяющего усилия министерств и ведомств,
субъектов Российской Федерации, органов управления
здравоохранением, санаторно-курортных организаций по развитию
курортного комплекса и совершенствованию санаторно-курортной
помощи населению Российской Федерации.
Успешная реализация положений настоящей Концепции и плана
мероприятий положительно скажется на состоянии здоровья населения,
позволит снизить уровни заболеваемости и инвалидности, сократить
расходы на лечение больных в поликлиниках и стационарах, направить
высвободившиеся ресурсы на профилактику болезней.
Рассмотрев проект Концепции государственной политики
развития курортного дела в Российской Федерации,
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Одобрить, в основном, Концепцию государственной политики
развития курортного дела в Российской Федерации.
2. Департаменту организации и развития медицинской помощи
населению (А.В.Смирнов), Российскому научному центру
восстановительной медицины и курортологии Минздрава России (А.Н.
Разумов):
2.1. В срок до 1 октября 2003 года доработать проект Концепции
с учетом поступивших в ходе обсуждения на коллегии предложений,
разработать проект плана мероприятий по реализации Концепции
государственной политики развития курортного дела в Российской
Федерации и направить их для рассмотрения федеральным
министерствам, ведомствам и субъектам Российской Федерации.
2.2. В срок до 1 декабря 2003 года внести предложение
Правительству Российской Федерации об утверждении Концепции
государственной политики развития курортного дела в Российской
Федерации и плана мероприятий по ее реализации.
3. Контроль за выполнением решения Коллегии оставляю за собой.
Председатель коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ
КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Концепция государственной политики развития курортного дела в
Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в развитие
Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период
до 2005 года, одобренной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31 августа 2000 г. N 1202-р, во исполнение
постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 г.
N 284 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения
Российской Федерации", определившим Минздрав России федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять
государственную политику и координацию деятельности в сфере
курортного дела, а также в соответствии с планом Минздрава России
по реализации положений послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 года.
Настоящая Концепция определяет основные задачи и направления
государственной политики развития курортного дела в России,
создавая основу для разработки конкретных планов и программ по ее
реализации.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ
Концепция - система взглядов, определяющих замысел, ведущая
мысль какого-либо произведения, научного труда, проекта и т.д.
Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических
целях особо охраняемая природная территория, располагающая
природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации
зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Курортное дело (деятельность) - совокупность всех видов
научно-практической деятельности по организации и осуществлению
профилактики заболеваний, лечению и реабилитации больных на основе
использования природных лечебных ресурсов, изучения их свойств и
механизма действия, комплекс мероприятий по организации,
строительству, управлению курортами, обеспечению лечения и
культурно-бытового обслуживания граждан, эксплуатации и охране
природных лечебных ресурсов и санитарной охране курортов.
Курортология - (курорт + греч. logos учение, наука) - наука,
изучающая природные лечебные факторы, их воздействие на организм и
разрабатывающая методы и организационные формы их использования
для лечения и профилактики как на курортах, так и во внекурортных
лечебно-профилактических учреждениях.
Курортный фонд - совокупность всех выявленных и учтенных
природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей,
курортов и курортных регионов (районов), в том числе объектов
недвижимости санаторно-курортного назначения.
Природные лечебные ресурсы - природные факторы, используемые в
лечебных и профилактических целях. К основным природным факторам
относятся минеральные воды, лечебные грязи и благоприятные
свойства климата.
Путевка (курсовка) - документ, удостоверяющий право граждан на
получение комплекса санаторно-курортных услуг.
Санаторно-курортные организации - предприятия, учреждения,
организации, различной формы собственности и ведомственной
принадлежности, расположенные как на территории курортов,
лечебно-оздоровительных местностей, так и за их пределами,
осуществляющие лечебную и оздоровительную деятельность с
использованием природных лечебных факторов.
Санаторно-курортное (амбулаторно-курортное) лечение -
медицинская помощь, осуществляемая в профилактических, лечебных и
реабилитационных целях на основе использования природных лечебных
факторов в условиях пребывания на курорте, в
лечебно-оздоровительной местности, в санаторно-курортных
организациях.
Санаторно-курортные услуги - услуги по оказанию
профилактической, лечебной, реабилитационной помощи, проживанию,
питанию, проведению досуга и другие сервисные услуги, оказываемые
на курорте, в лечебно-оздоровительной местности и в
санаторно-курортных организациях.
2. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ
Санаторно-курортное дело в России традиционно является
составной частью государственной политики и важным разделом
национальной системы здравоохранения, позволяющим целенаправленно
и эффективно осуществлять профилактику заболеваний и
восстановительное лечение больных, проводить их реабилитацию.
Организация санаторно-курортной помощи основана на принципах
профилактической и реабилитационной направленности, этапности и
преемственности между амбулаторно-поликлиническими, стационарными
и санаторно-курортными учреждениями, специализации оказываемой
помощи.
Курорты России располагают практически всеми известными в мире
типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других
природных лечебных факторов, в том числе не имеющих аналогов в
мире, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и
перспективу развития курортного комплекса. Федеральным законом от
23.02.95 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определено, что
природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и
курорты являются национальным достоянием народов Российской
Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и
относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и
территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с
сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.
Сеть санаторно-курортных учреждений России в настоящее время
составляет более 2,4 тыс. здравниц общей мощностью 409,5 тыс.
коек, в которых ежегодно получают лечение и оздоровление более 5
млн. человек. Вместе с тем, за последние десять лет число
санаториев, пансионатов с лечением и санаториев-профилакториев
сократилось на 30%, а число коек в них - на 20%.
Внимание к проблемам организации санаторно-курортной помощи
населению во многом обусловлено негативными тенденциями в
состоянии здоровья населения, в т.ч. детей и подростков, высоким
уровнем профессиональной заболеваемости и инвалидности граждан.
Основными факторами, сдерживающими дальнейшее развитие
курортного дела в Российской Федерации, являются:
недостаточное законодательное и нормативное правовое
обеспечение санаторно-курортной деятельности;
сложившаяся диспропорция между потребностью в
санаторно-курортном лечении и отсутствием возможности приобретения
путевок из-за низкой платежеспособности населения;
крайне низкая обеспеченность санаторно-курортным лечением
социально незащищенных категорий населения (дети, больные
туберкулезом, пенсионеры, инвалиды, граждане, пострадавшие от
аварии на Чернобыльской АЭС и др.);
существенное сокращение финансирования расходов на
санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их
семей за счет средств обязательного социального страхования;
ухудшающаяся материально-техническая база санаторно-курортных
учреждений из-за недостаточности финансирования из федерального и
местных бюджетов;
недостаточный уровень развития инфраструктуры курортов и
невысокий уровень обслуживания больных в ряде здравниц;
урбанизация и перенаселение курортных местностей, чему
способствует возросшая миграция населения;
полулегальный и нелегальный захват участков и территорий
курортных местностей, непродуманное и несогласованное городское и
курортное строительство, приводящие к запредельным нагрузкам на
коммуникации, нехватке питьевой воды, отказам системы канализации
и другим аварийным ситуациям;
отсутствие механизма функционирования здравниц в условиях
рыночной экономики и благоприятных условий для привлечения
инвестиций в развитие курортного комплекса;
отсутствие государственной рекламы и системы информирования
населения о преимуществах лечения на российских курортах и
одновременная активная реклама некоторыми средствами массовой
информации зарубежных курортов и мест отдыха;
ослабление контроля за использованием природных лечебных
ресурсов, что привело к нерациональному расходованию ценнейших
месторождений минеральных вод и лечебных грязей, уменьшению их
применения в практике работы санаторно-курортных организаций;
значительное сокращение проведения научно-исследовательских и
производственных работ в области разведки и использования
природных лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику
современного технологического оборудования, новых методик
диагностики, лечения и оздоровления больных в санаторно-курортных
условиях;
отсутствие эффективной системы обеспечения научных
исследований по работке современных технологий
лечебно-профилактического применения природных факторов и
механизмов их внедрения в практику здравоохранения;
отсутствие научно-обоснованных медико-экономических стандартов
санаторно-курортных услуг и критериев лицензирования медицинской
деятельности здравниц;
недостаточная подготовка и переподготовка кадров на основе
новых образовательных программ с современным научно-методическим
обеспечением.
3. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Главной целью государственной политики в санаторно-курортной
сфере является создание в Российской Федерации современного
высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие
возможности для укрепления здоровья населения страны и
удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи.
Основными задачами государственной политики развития
курортного дела в Российской Федерации являются:
восстановление и развитие системы государственного
регулирования и координации в сфере курортного дела на федеральном
и региональном уровнях;
разработка предложений по совершенствованию законодательной и
нормативной правовой базы в сфере курортного дела;
организация работы по формированию федеральных целевых
программ в сфере курортного дела и обеспечение их реализации;
межведомственная и межрегиональная координация
санаторно-курортной деятельности;
контроль за сохранением и рациональным использованием
природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и
курортов;
разработка и ведение государственного реестра курортного фонда
Российской Федерации;
развитие инфраструктуры курортов, улучшение
материально-технической и научно-методической базы
санаторно-курортных и научно-исследовательских учреждений;
разработка и реализация комплекса мер по формированию рыночных
механизмов в сфере курортной деятельности, кооперации
санаторно-курортных организаций с транспортными,
сельскохозяйственными, производственными, банковскими структурами,
страховыми и туристско-рекламными организациями, использование
приемов маркетинга, менеджмента, опыта организации туристического
бизнеса в продвижении на рынок санаторно-курортных услуг;
создание условий для привлечения инвестиций в курортный
комплекс Российской Федерации путем предоставления налоговых
льгот, государственных гарантий и других мер федеральной и
региональной поддержки;
приоритетность обеспечения санаторно-курортным лечением
социально незащищенных категорий населения (детей, инвалидов,
ветеранов войны и труда) за счет средств бюджетов всех уровней и
внебюджетных фондов, а также больных туберкулезом, граждан,
пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, аварии на Чернобыльской АЭС и других
техногенных катастроф;
улучшение финансирования санаторно-курортных учреждений из
средств федерального и местных бюджетов;
разработка и реализация научно-практических программ по
совершенствованию профилактики заболеваний, новых
лечебно-оздоровительных, стационарозамещающих технологий, в том
числе укороченных интенсивных курсов лечения, на основе
эффективного применения природных и преформированных лечебных
факторов;
использование санаторно-курортных учреждений для создания на
их базе сети центров и школ здоровья, отделений восстановительного
лечения, реабилитации и долечивания больных, перенесших острый
инфаркт миокарда, нарушение мозгового кровообращения, некоторые
операции на сердце, сосудах и желудочно-кишечном тракте;
разработка медико-экономических стандартов санаторно-курортных
услуг и критериев лицензирования медицинской деятельности
здравниц;
повышение эффективности санаторно-курортного лечения и
качества обслуживания больных на курортах и в здравницах,
использование современных технологий приема, размещения, питания,
экскурсионного обслуживания лиц, находящихся на курортах;
защита прав и интересов граждан в период их пребывания на
курорте;
совершенствование системы подготовки кадров для
санаторно-курортного комплекса;
активизация международного сотрудничества по вопросам
совершенствования санаторно-курортной деятельности;
установление экономически выгодных правил въезда, выезда и
пребывания на территории Российской Федерации для иностранных
граждан, пользующихся услугами санаторно-курортного комплекса
России;
разработка и реализация рекламно-информационных программ о
деятельности отечественных курортов, внедрение информационных
технологий и создание базы данных санаторно-курортных организаций,
проведение Всероссийских форумов "Здравница", выставок,
конгрессов, конференций.
Задачи по осуществлению государственной политики развития
курортного дела в Российской Федерации должны осуществляется на
основе плана мероприятий по реализации настоящей Концепции на
период до 2010 года.
Эффективное развитие курортного дела в Российской Федерации
положительно скажется на состоянии здоровья населения, уменьшении
уровня заболеваемости и инвалидности, сокращении расходов на
лечение больных в поликлиниках и стационарах.
Кроме того, реализация Концепции будет способствовать
улучшению состояния инфраструктуры курортов и
лечебно-оздоровительных местностей, обеспечению экономической
стабильности и прибыльности всего санаторно-курортного комплекса,
позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие природные
лечебные ресурсы России, повысить уровень оказания
санаторно-курортных услуг и конкурентоспособность отечественного
курортного комплекса на международном рынке.
|