ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2003 года
Дело N 60-Г03-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Харланова А.В.,
Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 20 июня 2003 г. гражданское
дело по кассационной жалобе представителя губернатора Камчатской
области на решение Камчатского областного суда от 28 марта 2003 г.
с исправлениями, внесенными определением этого же суда от 3 апреля
2003 г., по заявлению администрации г. Петропавловска-Камчатского
о признании противоречащими федеральному законодательству,
недействующими и не подлежащими применению отдельных положений
Закона Камчатской области "Об областном бюджете на 2003 г.",
приложения N 7 к нему и Закона Камчатской области "О внесении
изменений и дополнений в Закон Камчатской области "Об областном
бюджете на 2003 год".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда
отменить с прекращением производства по делу, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
администрация г. Петропавловска-Камчатского обратилась в суд с
заявлением о признании противоречащими федеральному
законодательству, недействующими и не подлежащими применению с
момента издания абз. 1, 3 ч. 4 ст. 19, ч. 2, 3 ст. 33 Закона
Камчатской области от 15 декабря 2002 года N 57 "Об областном
бюджете на 2003 год", пп. 3.8 п. 3 приложения N 7 к нему и Закона
Камчатской области от 20 декабря 2002 года N 63 "О внесении
изменений и дополнений в Закон Камчатской области "Об областном
бюджете на 2003 год", ссылаясь на то, что оспариваемые положения
приняты в нарушение ст. ст. 132, 133 Конституции РФ и противоречат
нормам Бюджетного кодекса РФ и законодательства о местном
самоуправлении.
В судебном заседании представитель администрации г.
Петропавловска-Камчатского производство по делу в части
оспаривания Закона Камчатской области от 20 декабря 2002 года N 63
"О внесении изменений и дополнений в Закон Камчатской области "Об
областном бюджете на 2003 год" просил прекратить, мотивируя тем,
что названный Закон области прекратил свое действие в связи с
принятием Закона Камчатской области от 14 февраля 2003 г. N 64 "О
внесении изменений и дополнений в Закон Камчатской области "Об
областном бюджете на 2003 год" и за время его действия чьи-либо
гражданские права и охраняемые законом интересы нарушены не были.
В остальной части он требования изменил, указав, что администрация
г. Петропавловска-Камчатского просит признать абз. 1 ч. 3 ст. 19 в
части слов: "направляемые централизованно через областной бюджет
на закупку топлива по региональному фонду государственной
поддержки завоза продукции (товаров) в районы Камчатской области",
абз. 3 ч. 3 ст. 19 в части слов "направляемые централизованно
через областной бюджет на закупку топлива", ч. 3 ст. 33 в части
слов "и используются для финансирования непосредственных
поставщиков централизованных поставок нефтепродуктов и топлива
(ОАО "Камчатскэнерго", государственное учреждение автомобильного
транспорта Камчатоблавтотранс") для нужд жилищно-коммунального
хозяйства муниципальных образований в Камчатской области в
порядке, установленном администрацией Камчатской области" Закона
Камчатской области "Об областном бюджете на 2003 год" (в редакции
от 15 декабря 2002 года), пп. 3.8 п. 3 приложения N 7 к Закону
Камчатской области "Об областном бюджете на 2003 год" (в редакции
от 15 декабря 2002 года) в части слов: "(централизованное
приобретение топлива)" противоречащими федеральному
законодательству, недействующими и не подлежащими применению со
дня их принятия. При этом представитель заявителя пояснил, что
Законом Камчатской области от 18 марта 2003 года N 74 "О внесении
изменений и дополнений в Закон Камчатской области "Об областном
бюджете на 2003 год" оспариваемые нормы изменены и приведены в
соответствие с федеральным законодательством, но только с момента
опубликования данного Закона, то есть с 20 марта 2003 года, а не
отменены с момента их принятия. В период же действия указанных
норм с января до 20 марта 2003 года администрация Камчатской
области деньги в сумме 175 млн. рублей, которые должны были
поступить в местный бюджет, перечислила предприятиям - поставщикам
топлива со ссылкой на оспариваемые нормы, нарушив права
Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования.
Представители губернатора и Совета народных депутатов
Камчатской области согласились с представителем заявителя в части
прекращения производства по делу об оспаривании Закона Камчатской
области от 20 декабря 2002 года N 63 "О внесении изменений и
дополнений в Закон Камчатской области "Об областном бюджете на
2003 год", а остальные требования не признали, ссылаясь на то, что
Законом Камчатской области от 18 марта 2003 года N 74 "О внесении
изменений и дополнений в Закон Камчатской области "Об областном
бюджете на 2003 год" оспариваемые нормы изменены и в настоящее
время не нарушают прав заявителя. Кроме того, представитель Совета
народных депутатов пояснила, что у администрации города есть право
обратиться в суд для взыскания 175 млн. рублей с администрации
области, восстановив тем самым нарушенные права.
Судом по заявлению администрации г. Петропавловска-Камчатского
в части требования об оспаривании Закона Камчатской области "О
внесении изменений и дополнений в Закон Камчатской области "Об
областном бюджете на 2003 год" вынесено определение о прекращении
производства по делу.
Решением Камчатского областного суда от 28 марта 2003 г.
заявление прокурора в остальной части удовлетворено.
Определением этого же суда от 3 апреля 2003 г. исправлены
допущенные в решении суда описки.
В кассационной жалобе представителя губернатора Камчатской
области поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с
нарушением норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия находит ее подлежащей удовлетворению по
следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, оспариваемые администрацией г.
Петропавловска-Камчатского нормы Закона Камчатской области на
момент принятия судом решения по делу прекратили свое действие в
связи с принятием Закона Камчатской области от 18 марта 2003 г. N
74 "О внесении изменений и дополнений в Закон Камчатской области
"Об областном бюджете на 2003 год".
Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе
основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не
являются и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом
прав и свобод граждан, юридических лиц и иных субъектов
гражданских правоотношений повлечь не могут. Следовательно,
решение по делу может быть принято судом лишь в отношении
действующего нормативного правового акта (действующей правовой
нормы). Недействующие нормативные акты не могут выступать
предметом непосредственного судебного обжалования.
Поэтому если во время рассмотрения заявленного требования
обнаружится, что нормативный правовой акт прекратил свое действие,
производство по делу подлежит прекращению по основанию,
предусмотренному абз. 1 ст. 220 ГПК РФ.
Вместе с тем администрация г. Петропавловска-Камчатского не
лишена возможности обращения за судебной защитой в соответствии со
ст. 12 ГК РФ, если считает, что в результате применения правовых
норм, прекративших свое действие, были нарушены ее права.
Таким образом, решение Камчатского областного суда от 28 марта
2003 г. с исправлениями, внесенными определением этого же суда от
3 апреля 2003 г., подлежит отмене с прекращением производства по
делу на основании абз. 1 ст. 220 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Камчатского областного суда от 28 марта 2003 г. с
исправлениями, внесенными определением этого же суда от 3 апреля
2003 г., отменить, производство по делу прекратить.
|