МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 июня 2003 г. N 28-02-484/16
Минобразование России направляет Требования к содержанию и
оформлению образовательных программ дополнительного образования
детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по
дополнительному образованию детей Минобразования России
03.06.2003, для использования в практической работе.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
Утверждены
на заседании
Научно-методического
совета по дополнительному
образованию детей
Минобразования России
3 июня 2003 года
ТРЕБОВАНИЯ
К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Содержание образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям,
культурно-национальным особенностям регионов;
- определенному уровню образования (дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
- направленностям дополнительных образовательных программ
(научно-технической, спортивно-технической, художественной,
физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой,
эколого-биологической, военно-патриотической,
социально-педагогической, социально-экономической,
естественнонаучной и др.);
- современным образовательным технологиям, которые отражены в:
принципах обучения (индивидуальности, доступности,
преемственности, результативности); формах и методах обучения
(активных методах дистанционного обучения, дифференцированного
обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах
и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом
(анализе результатов деятельности детей); средствах обучения
(перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в
расчете на объединение обучающихся).
Содержание образовательных программ должно быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации
личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной
культур;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с
семьей.
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны
обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.
Дополнительная образовательная программа должна включать
следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы.
6. Список литературы.
1. Титульный лист включает:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная
программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная
образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной
образовательной программы;
- название города, населенного пункта;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
2. Пояснительная записка раскрывает:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной
образовательной программы от уже существующих;
- возраст детей, участвующих в реализации данной
дополнительной образовательной программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы их проверки;
- формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования,
учебно-исследовательские конференции и т.д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы включает:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические
и практические виды занятий.
4. Содержание дополнительной образовательной программы
раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы включает в себя описание:
- форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра,
беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
- приемов и методов организации учебно-воспитательного
процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
- форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
6. Список литературы.
|