ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2003 г. N ГКПИ03-347
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Носовской Е.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению страхового открытого акционерного общества "Курское
областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" о признании
недействительным пп. 8 пункта 21 устава Федерального фонда
обязательного медицинского страхования, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998
г. N 857,
установил:
страховое открытое акционерное общество "Курское областное
страховое акционерное общество "Мед-Полис" (сокращенное
наименование: ОАО "Мед-Полис") обратилось в Верховный Суд
Российской Федерации с заявлением о признании недействительным пп.
8 п. 21 устава Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29
июля 1998 г. N 857.
Как указывает заявитель, в соответствии с действующим
законодательством обязательными для исполнения являются
нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию в
Минюсте России и опубликованные в установленном порядке.
Обжалуемым подпунктом 8 п. 21 Устава ФФОМС к компетенции
директора ФФОМС отнесено утверждение нормативно-методических
документов, обязательных для исполнения территориальными фондами
обязательного страхования и страховыми медицинскими организациями.
Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г. N 318 введена
государственная регистрация актов, издаваемых ФФОМС, однако
обжалуемые положения устава позволяют ФФОМС издавать правовые акты
без их государственной регистрации.
В суде представитель ОАО "Мед-Полис" Цепелев Ю.А. поддержал
заявленные требования и пояснил, что до введения государственной
регистрации актов ФФОМС последний издал многочисленные
нормативно-методические документы, которые применяются
территориальными фондами медицинского страхования, существенно
ограничивают права и затрагивают интересы страховой медицинской
организации как самостоятельного хозяйствующего субъекта.
Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Акишин
А.П. возражал против удовлетворения заявления и пояснил суду, что
оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат
федеральному законодательству и не нарушают гражданские права
заявителя ОАО "Мед-Полис".
Выслушав объяснения представителя ОАО "Мед-Полис" Цепелева
Ю.А., представителя заинтересованного лица Правительства РФ
Акишина А.П., исследовав материалы дела, заслушав заключение
прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей,
что заявление не подлежит удовлетворению и судебные прения,
Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для
удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом,
нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам
и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы
гражданина или юридического лица, может быть признан судом
недействительным.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской
Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов
Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля
1998 г. N 857 утвержден устав Федерального фонда обязательного
медицинского страхования (сокращенное наименование ФФОМС).
Федеральный фонд, являясь самостоятельным государственным
некоммерческим финансово-кредитным учреждением, реализует
государственную политику в области обязательного медицинского
страхования граждан как составной части государственного
социального страхования.
В соответствии с пп. 8 п. 21 устава Федерального фонда
директор ФФОМС по вопросам, относящимся к компетенции Федерального
фонда, утверждает нормативно-методические документы, обязательные
для исполнения территориальными фондами обязательного медицинского
страхования и страховыми медицинскими организациями, входящими в
систему обязательного медицинского страхования.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской
Федерации" в статье 23 устанавливает, что Правительство Российской
Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных
законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает
постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Указом Президента РФ от 29 июня 1998 г. N 729 "Вопросы
Федерального фонда обязательного медицинского страхования"
предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает
устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Пунктом 21 устава ФФОМС определены полномочия директора
Федерального фонда, в том числе по утверждению
нормативно-методических документов.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763
"О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти" государственной регистрации, а также опубликованию в
установленном порядке подлежат, в частности, нормативные правовые
акты федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования к
числу федеральных органов исполнительной власти не относится.
В связи с тем, что Федеральным фондом обязательного
медицинского страхования в соответствии с положением, определяющим
порядок его деятельности, издаются акты, имеющие нормативный
характер, Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г. N 318 введена
государственная регистрация имеющих нормативный характер актов,
издаваемых Федеральным фондом, затрагивающих права и обязанности
граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих
межведомственный характер.
Настоящий Указ вступил в силу со дня его подписания - 20 марта
2001 г. и не имеет обратной силы. Нормативные правовые акты,
изданные до этого срока, государственной регистрации не подлежат.
Федеральный фонд вправе также издавать правовые акты
ненормативного характера.
Доводы представителя ОАО "Мед-Полис" Цепелева Ю.А. о том, что
в пп. 8 п. 21 устава ФФОМС названы не все субъекты медицинского
страхования, для которых утверждаемые Федеральным фондом
нормативно-методические документы являются обязательными для
исполнения, не могут служить основанием для удовлетворения
заявления.
В статье 2 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации" в качестве субъектов медицинского
страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая
медицинская организация, медицинское учреждение.
По объяснениям представителя Правительства РФ Акишина А.П. при
издании Федеральным фондом нормативных правовых актов,
затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих
правовой статус организаций или носящих межведомственный характер,
они будут иметь обязательный характер и для других субъектов
медицинского страхования в силу закона.
Доводы заявителя о том, что изданные ФФОМС до введения
государственной регистрации Методические рекомендации по
проведению территориальными фондами обязательного медицинского
страхования контрольных проверок деятельности страховых
медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское
страхование, и другие нормативно-методические документы
существенно ограничивают права и затрагивают интересы страховой
медицинской организации, не могут служить основанием для
удовлетворения заявленных требований. ОАО "Мед-Полис" не лишено
возможности обжаловать в судебном порядке вышеназванные
нормативно-методические документы, если полагает, что они нарушают
его права и охраняемые законом интересы.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового
акта не противоречат действующему федеральному законодательству,
изданы в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушают права
и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, заявление
ОАО "Мед-Полис" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195,
198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление страхового открытого акционерного общества "Курское
областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" о признании
недействительным пп. 8 п. 21 устава Федерального фонда
обязательного медицинского страхования, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998
г. N 857, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в
деле, принесено кассационное представление в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после
вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
|