Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.06.2003 N ГКПИ 03-347 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОДПУНКТА 8 ПУНКТА 21 УСТАВА ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 29.07.1998 N 857

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 9 июня 2003 г. N ГКПИ 03-347
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего -
       судьи Верховного Суда РФ                     Романенкова Н.С.,
       при секретаре                                  Носовской Е.В.,
       с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.
   
       рассмотрел  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению  страхового  открытого  акционерного  общества  "Курское
   областное  страховое  акционерное общество "Мед-Полис" о признании
   недействительным  пп.   8  пункта  21  устава  Федерального  фонда
   обязательного     медицинского     страхования,      утвержденного
   Постановлением  Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998
   г. N 857,
   
                              установил:
   
       страховое  открытое  акционерное  общество  "Курское областное
   страховое    акционерное    общество    "Мед-Полис"   (сокращенное
   наименование:   ОАО   "Мед-Полис")   обратилось   в Верховный  Суд
   Российской Федерации с заявлением о признании недействительным пп.
   8  п.  21  устава  Федерального  фонда  обязательного медицинского
   страхования,  утвержденного  Постановлением Правительства РФ от 29
   июля 1998 г. N 857.
       Как   указывает   заявитель,   в   соответствии  с действующим
   законодательством    обязательными    для    исполнения   являются
   нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию в
   Минюсте России и опубликованные в установленном порядке.
       Обжалуемым  подпунктом  8 п.  21  Устава  ФФОМС  к компетенции
   директора   ФФОМС   отнесено  утверждение  нормативно-методических
   документов,  обязательных  для исполнения территориальными фондами
   обязательного страхования и страховыми медицинскими организациями.
       Указом  Президента  РФ  от  20  марта  2001  г.  N 318 введена
   государственная  регистрация  актов,   издаваемых  ФФОМС,   однако
   обжалуемые положения устава позволяют ФФОМС издавать правовые акты
   без их государственной регистрации.
       В  суде  представитель ОАО "Мед-Полис" Цепелев Ю.А.  поддержал
   заявленные  требования и пояснил,  что до введения государственной
   регистрации    актов    ФФОМС   последний   издал   многочисленные
   нормативно-методические     документы,     которые     применяются
   территориальными  фондами  медицинского  страхования,  существенно
   ограничивают  права  и затрагивают  интересы страховой медицинской
   организации как самостоятельного хозяйствующего субъекта.
       Представитель  заинтересованного  лица Правительства РФ Акишин
   А.П.  возражал против удовлетворения заявления и пояснил суду, что
   оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат
   федеральному  законодательству  и не  нарушают  гражданские  права
   заявителя ОАО "Мед-Полис".
       Выслушав  объяснения  представителя  ОАО  "Мед-Полис" Цепелева
   Ю.А.,   представителя   заинтересованного  лица  Правительства  РФ
   Акишина  А.П.,  исследовав  материалы  дела,  заслушав  заключение
   прокурора  Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф.,  полагавшей,
   что   заявление  не  подлежит  удовлетворению, и судебные  прения,
   Верховный  Суд  Российской  Федерации  не  находит  оснований  для
   удовлетворения заявленных требований.
       Согласно  ст.  13  ГК  РФ в случаях,  предусмотренных законом,
   нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам
   и  нарушающий  гражданские  права  и охраняемые  законом  интересы
   гражданина  или  юридического  лица,   может  быть  признан  судом
   недействительным.
       Федеральный  конституционный закон "О Правительстве Российской
   Федерации"   предусматривает  возможность  обжалования в суд актов
   Правительства Российской Федерации.
       Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 29 июля
   1998  г.  N  857  утвержден устав Федерального фонда обязательного
   медицинского страхования (сокращенное наименование ФФОМС).
       Федеральный  фонд,   являясь  самостоятельным  государственным
   некоммерческим    финансово-кредитным    учреждением,    реализует
   государственную   политику  в области  обязательного  медицинского
   страхования   граждан   как   составной   части   государственного
   социального страхования.
       В  соответствии  с пп.  8  п.  21  устава  Федерального  фонда
   директор ФФОМС по вопросам, относящимся к компетенции Федерального
   фонда,  утверждает нормативно-методические документы, обязательные
   для исполнения территориальными фондами обязательного медицинского
   страхования  и страховыми медицинскими организациями,  входящими в
   систему обязательного медицинского страхования.
       Федеральный  конституционный закон "О Правительстве Российской
   Федерации" в статье 23 устанавливает, что Правительство Российской
   Федерации  на  основании  и во  исполнение  Конституции Российской
   Федерации,   федеральных   конституционных  законов,   федеральных
   законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает
   постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
       Указом  Президента  РФ  от  29  июня  1998  г.  N 729 "Вопросы
   Федерального   фонда   обязательного   медицинского   страхования"
   предусмотрено,  что  Правительство Российской Федерации утверждает
   устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
       Пунктом   21  устава  ФФОМС  определены  полномочия  директора
   Федерального     фонда,     в    том    числе    по    утверждению
   нормативно-методических документов.
       В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г.  N 763
   "О  порядке  опубликования  и вступления  в силу  актов Президента
   Российской   Федерации,   Правительства   Российской  Федерации  и
   нормативных  правовых  актов  федеральных  органов  исполнительной
   власти"  государственной  регистрации,  а  также  опубликованию  в
   установленном порядке подлежат,  в частности, нормативные правовые
   акты федеральных органов исполнительной власти.
       Федеральный  фонд  обязательного  медицинского  страхования  к
   числу федеральных органов исполнительной власти не относится.
       В   связи   с  тем,   что   Федеральным  фондом  обязательного
   медицинского страхования в соответствии с положением, определяющим
   порядок  его  деятельности,  издаются  акты,  имеющие  нормативный
   характер,  Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г.  N 318 введена
   государственная  регистрация  имеющих  нормативный характер актов,
   издаваемых  Федеральным фондом,  затрагивающих права и обязанности
   граждан,  устанавливающих  правовой статус организаций или носящих
   межведомственный характер.
       Настоящий Указ вступил в силу со дня его подписания - 20 марта
   2001  г.  и  не  имеет  обратной силы.  Нормативные правовые акты,
   изданные до этого срока, государственной регистрации не подлежат.
       Федеральный   фонд   вправе   также   издавать  правовые  акты
   ненормативного характера.
       Доводы представителя ОАО "Мед-Полис" Цепелева Ю.А.  о том, что
   в  пп.  8 п.  21 устава ФФОМС названы не все субъекты медицинского
   страхования,   для   которых   утверждаемые   Федеральным   фондом
   нормативно-методические   документы   являются  обязательными  для
   исполнения,   не   могут  служить  основанием  для  удовлетворения
   заявления.
       В  статье  2 Закона  РФ  "О  медицинском страховании граждан в
   Российской    Федерации"    в  качестве   субъектов   медицинского
   страхования   выступают:    гражданин,   страхователь,   страховая
   медицинская организация, медицинское учреждение.
       По объяснениям представителя Правительства РФ Акишина А.П. при
   издании    Федеральным    фондом   нормативных   правовых   актов,
   затрагивающих   права   и  обязанности  граждан,   устанавливающих
   правовой статус организаций или носящих межведомственный характер,
   они  будут  иметь  обязательный  характер  и для  других субъектов
   медицинского страхования в силу закона.
       Доводы  заявителя  о том,   что  изданные  ФФОМС  до  введения
   государственной    регистрации    Методические   рекомендации   по
   проведению  территориальными  фондами  обязательного  медицинского
   страхования    контрольных    проверок    деятельности   страховых
   медицинских  организаций,  осуществляющих обязательное медицинское
   страхование,    и    другие    нормативно-методические   документы
   существенно  ограничивают  права  и затрагивают интересы страховой
   медицинской   организации,   не   могут   служить  основанием  для
   удовлетворения  заявленных  требований.  ОАО "Мед-Полис" не лишено
   возможности    обжаловать    в  судебном   порядке   вышеназванные
   нормативно-методические документы, если полагает, что они нарушают
   его права и охраняемые законом интересы.
       Учитывая,  что  оспариваемые  положения нормативного правового
   акта  не  противоречат действующему федеральному законодательству,
   изданы  в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушают права
   и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, заявление
   ОАО "Мед-Полис" не подлежит удовлетворению.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст.  194,  195,
   198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление  страхового открытого акционерного общества "Курское
   областное  страховое  акционерное общество "Мед-Полис" о признании
   недействительным   пп.   8   п.   21   устава  Федерального  фонда
   обязательного     медицинского     страхования,      утвержденного
   Постановлением  Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998
   г. N 857, оставить без удовлетворения.
       Решение  может  быть обжаловано,  а прокурором,  участвующим в
   деле, принесено кассационное представление в Кассационную коллегию
   Верховного  Суда  Российской  Федерации  в течение  10  дней после
   вынесения судом решения в окончательной форме.
   
                                               Председательствующий -
                                                Судья Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                       Н.С.РОМАНЕНКОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz