ГОРОДСКАЯ ДУМА КРАСНОДАРА
VI ЗАСЕДАНИЕ ДУМЫ 2 СОЗЫВА
РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 1997 г. N 6 п.9
О ПРАВИЛАХ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
В Г. КРАСНОДАРЕ
(в ред. Решений городской Думы Краснодара
от 15.12.1998 N 26 п.17, от 30.05.2002 N 23 п.4,
от 28.03.2003 N 33 п.19)
В соответствии с Законом РФ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ", "О защите прав потребителей", "О
санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", ст.
ст. 33, 60 Устава города Краснодара, городская Дума Краснодара
решила:
1. Утвердить правила организации розничной торговли в городе
Краснодаре (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на
департамент потребительского рынка и ценовой политики мэрии города
Краснодара (Пахомов А.Н.).
Глава городского самоуправления
В.А.САМОЙЛЕНКО
Приложение
к решению
городской Думы Краснодара
от 3 апреля 1997 г. N 6 п.9
ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
В ГОРОДЕ КРАСНОДАРЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом РФ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", "О защите прав потребителей", "Об основах
налоговой системы в РФ", "О санитарно - эпидемиологическом
благополучии населения", Федеральным законом "О рекламе", другими
нормативными актами.
1.2. Настоящие Правила определяют порядок розничной торговли
на юридических и физических лиц, осуществляющих торговую
деятельность на территории города Краснодара, независимо от их
организационно - правовых форм, форм собственности, ведомственной
подчиненности, форм торговли, а также объемов данной деятельности
в иной уставной деятельности предприятий.
1.3. Основной задачей объекта розничной торговли (далее
именуемое "Предприятие торговли") является розничная торговля
товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его
товарному профилю (типу), а также другими товарами при наличии
условий для их реализации, обеспечение высокой культуры
обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на
совершение покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав
и интересов покупателей в соответствии с Законом РФ "О защите прав
потребителей".
1.4. Все объекты розничной торговли и общественного питания
должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним
действующим законодательством Российской Федерации и Правилами
организации розничной торговли в городе Краснодаре.
Подтверждением соответствия объектов торговли и общественного
питания предъявляемым требованиям является патент о соответствии
объектов розничной торговли и общественного питания требованиям,
предъявляемым к ним действующим законодательством Российской
Федерации и Правилами организации розничной торговли в городе
Краснодаре, выдаваемый на основании обследования объектов
муниципальным учреждением "Лицензионная палата администрации
города Краснодара.
(п. 1.4 в ред. Решения городской Думы Краснодара от 30.05.2002
N 23 п.4)
1.5. Товарный профиль (тип) и специализация предприятия
торговли определяется его собственником и утверждается
департаментом потребительского рынка и ценовой политики мэрии
Краснодара.
Изменения товарного профиля осуществляется по согласованию с
департаментом потребительского рынка и ценовой политики.
Для муниципальных предприятий торговли товарный профиль (тип)
и специализация определяется департаментом потребительского рынка
и ценовой политики.
1.6. Режим работы предприятия торговли определяется его
собственником и ежегодно согласовывается с департаментом
потребительского рынка и ценовой политики мэрии Краснодара. Любые
изменения режима работы должны согласовываться с департаментом
потребительского рынка и ценовой политики.
1.7. Режим работы предприятий торговли всех форм
собственности, осуществляющих реализацию алкогольной продукции,
регулируется отдельными постановлениями, распоряжениями мэрии
Краснодара.
1.8. Торговое предприятие должно иметь вывеску с указанием
товарного профиля и его организационно - правовой формы,
фирменного наименования на русском языке.
На входной двери магазина помещается табличка или делается
трафаретная надпись с информацией о режиме работы, юридическом
адресе (местонахождении) его собственника. В течение всего
рабочего времени двери торгового предприятия должны быть открыты
для свободного доступа покупателей в торговый зал.
1.9. Торговое предприятие должно соблюдать архитектурные нормы
и требования к рекламно - художественному оформлению, освещению
витрин (особенно в ночное время), содержанию фасадов предприятия.
1.10. Помещения торгового предприятия, прилегающая к ним
территория (не менее 5 м), находящиеся в его ведении палатки,
киоски и другая мелкорозничная сеть, витрины, оборудование и
торговый инвентарь, а также работа предприятия должна отвечать
правилам техники безопасности, санитарным, противопожарным и
другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего
профиля (типа). Предприятие заключает договор с администрацией
территориального округа на уборку прилегающей территории, за что
руководитель предприятия несет ответственность.
1.11. При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по
окончании рабочего дня кассиры прекращают работу в точном
соответствии с установленными часами работы торгового предприятия,
но покупатели, имеющие в руках кассовые или товарные чеки, должны
быть обслужены.
1.12. В магазинах самообслуживания, при закрытии их на
обеденный перерыв или по окончании работы, обслуживаются все
покупатели, находящиеся в торговом зале.
1.13. Закрытие предприятий на ремонт или в связи с его
ликвидацией согласовываются с департаментом потребительского рынка
и ценовой политики мэрии Краснодара, о чем покупатели извещаются
не позднее, чем за 5 дней до его закрытия специальным объявлением,
в котором также указывается адрес ближайшего предприятия,
торгующего аналогичным товаром.
1.14. Каждое предприятие, реализующее продовольственные
товары, обязано иметь санитарный журнал и санитарные книжки на
каждого работника, которые хранятся в торговом предприятии у
ответственного лица.
1.15. Средства измерения в соответствии с установленными
требованиями и в установленном порядке должны подвергаться не реже
двух раз в год обязательной проверке Государственным центром
стандартизации, метрологии и сертификации города Краснодара и
другими метрологическими службами, аккредитованными Краснодарским
центром стандартизации, метрологии и сертификации.
Положительные результаты поверки средств измерений
удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о
проверке на каждый прибор. Документы находятся у администрации
магазина и предъявляются по первому требованию покупателей, а
также лиц, уполномоченных для проверки.
1.16. Администрация предприятия обязана обеспечить работника
необходимой спецодеждой.
1.17. Для рекламы товаров и услуг, используются оконные и
внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров,
которые также подлежат продаже при требовании покупателей. Витрины
должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям.
1.18. Администрация торгового предприятия обязана обеспечить
наличие и техническую исправность контрольных средств измерений, а
также доступную для потребителей информацию о порядке их
использования и месте их нахождения.
1.19. Каждое торговое предприятие на месте торговли должно
иметь следующие документы: патент о соответствии объектов
розничной торговли и общественного питания требованиям,
предъявляемым к ним действующим законодательством Российской
Федерации и Правилами организации розничной торговли в городе
Краснодаре, лицензии, ассортиментный перечень, документы,
подтверждающие источник поступления товаров, сертификаты качества
и другие документы в соответствии с действующим законодательством.
(в ред. Решения городской Думы Краснодара от 30.05.2002 N 23 п.4)
В предприятиях должна быть представлена следующая информация
для покупателей:
- указатели расположения отделов, секций или продаваемых
товаров;
- фамилия, имя, отчество работников торгового зала на их
рабочих или нагрудных знаках;
- текст Закона РФ "О защите прав потребителей";
- правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу
отдельных видов товаров;
- о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан;
- перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
- адреса и телефоны контролирующих организаций;
- подлинники патента и лицензий;
- ассортиментный перечень реализуемых товаров, согласованный с
центром госсанэпиднадзора и департаментом потребительского рынка и
ценовой политики;
- о пищевых продуктах: текст или маркировка на упаковке
(потребительской таре), этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе -
вкладыше;
- о сроках реализации особоскоропортящихся продуктов.
Вся информация должна быть вывешена на видном для покупателя
месте.
(в ред. Решения городской Думы Краснодара от 15.12.98 N 26 п.17)
1.20. В предприятиях на доступном для покупателей месте должна
находится книга отзывов и предложений, прошнурованная,
пронумерованная, заверенная печатью и подписью руководителя
предприятия торговли.
Работники магазина не должны чинить каких-либо препятствий
покупателям, желающим сделать запись в книге, для чего им
создаются необходимые условия.
1.21. Розничная торговля включает в себя деятельность по
продаже товаров для личного, семейного, домашнего или иного
использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
В составе розничной торговой сети выделяют следующие виды
пунктов продажи: магазины, автозаправочные станции и
мелкорозничную торговую сеть.
Торговый объект (торговое предприятие) - имущественный
комплекс, используемый торговой организацией для осуществления
торговой деятельности;
Тип торговых объектов - категория объекта, определяемая в
соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации
и г. Краснодара, определяющими требования к ассортименту
реализуемой продукции, технической оснащенности помещений, методам
обслуживания, квалификации персонала, качеству обслуживания,
перечня предоставляемых услуг.
Магазин - стационарный объект розничной продажи товаров,
занимающий обособленное здание или помещение и имеющий торговый
зал для покупателей и соответствующий предъявляемым требованиям на
основании заключения органов санитарно - эпидемиологической службы
и Государственной противопожарной службы.
Типы магазинов:
Универсам - крупный универсальный продовольственный магазин с
торговой площадью не менее 400 кв. м, реализующий товары методом
самообслуживания. Наряду со всеми группами продовольственных
товаров в нем реализуются непродовольственные товары повседневного
спроса.
Супермаркет - комфортабельное предприятие торговли, имеющее
площадь торгового зала от 600 кв. м, с современной организацией
торгового процесса и реализующее не менее 2000 наименований
продовольственных товаров, широкий ассортимент сопутствующих
непродовольственных товаров, а также оказывающее населению широкий
перечень дополнительных услуг (прием и выдача заказов; услуги
предприятий общественного питания; упаковка товаров;
комплектование подарочных наборов; наличие телефонов - автоматов и
стоянка для автотранспорта; организация уголков отдыха для
покупателей и др.).
Гастроном - предприятие торговли, имеющее площадь торгового
зала от 400 кв. м, осуществляющее реализацию широкого ассортимента
продовольственных товаров традиционным методом обслуживания (через
прилавок) и оказывающее дополнительные услуги населению.
Продовольственный магазин - предприятие торговли,
осуществляющее реализацию отдельных групп продовольственных
товаров, а при необходимости и непродовольственных товаров
повседневного спроса.
Универмаг - крупный универсальный непродовольственный магазин
с торговой площадью не менее 1000 кв. м, реализующий все основные
группы непродовольственных товаров и ряд групп продовольственных
товаров, оказывающий покупателям широкий спектр дополнительных
торговых услуг.
Торговый центр - комплекс компактно размещенных объектов
торговли, общественного питания и других видов обслуживания,
взаимно дополняющих друг друга по ассортименту реализуемых товаров
и оказываемым услугам.
Фирменный магазин - магазин, находящийся в ведении
предприятия, предназначенный для изучения спроса на выпускаемую им
продукцию и для рекламы новых изделий.
Комиссионный магазин - магазин, осуществляющий продажу
товаров, принятых от организаций или физических лиц на
комиссионных началах.
Специализированный магазин - магазин, реализующий две - три
группы товаров, объединенных общностью спроса.
Под мелкорозничной торговлей понимается продажа
продовольственных и непродовольственных товаров ограниченного
ассортимента через стационарную и передвижную мелкорозничную сеть.
К стационарной мелкорозничной торговой сети относятся:
Павильон - это обособленное помещение, как правило сборно -
разборная конструкция облегченного типа, имеющее торговый зал для
покупателей, на одно или несколько рабочих мест.
В павильонах допускается смешанная торговля продуктами при
наличии соответствующих условий для их хранения и реализации по
согласованному ассортименту.
Киоск, ларек - временное обособленное помещение, как правило
сборно - разборная конструкция облегченного типа, не имеющее
торгового зала для покупателей, на одно рабочее место.
Киоски должны быть, как правило, специализированными и
отпускать покупателям однородные группы товаров.
К передвижной мелкорозничной торговой сети относятся
специально оборудованные приспособления для торговли вразвоз или
вразнос:
Лоток - прилавок - объект размером до 1 м 50 см, действующий
по указанному в патенте о соответствии объектов розничной торговли
и общественного питания требованиям, предъявляемым к ним
действующим законодательством Российской Федерации и Правилами
организации розничной торговли в городе Краснодаре адресу, в
рамках установленного режима работы, с обязательным ежедневным
вывозом с места размещения (если иное не предусмотрено
департаментом потребительского рынка и ценовой политики мэрии
города), состоящий из комплекта обязательного (торговое и
контрольно - кассовое) и дополнительного в зависимости от
специализации (торгово - технологического и др.) оборудования,
предназначенного для реализации товаров по согласованному
ассортименту на улицах города, в специальных торговых зонах, а
также внутри зданий и сооружений независимо от их ведомственной
принадлежности, если основным видом деятельности предприятий и
организаций не является торговля (питание).
(в ред. Решения городской Думы Краснодара от 30.05.2002 N 23 п.4)
Лоток - объект, размером до 1 м 20 см, действующий в рамках
установленного режима работы, с обязательным ежедневным вывозом с
места размещения (если иное не предусмотрено департаментом
потребительского рынка и ценовой политики мэрии города), состоящий
из комплекта только торгового оборудования и весоизмерительных
приборов для осуществления торговой деятельности согласно
утвержденного ассортимента на улицах города, в специальных
торговых зонах, а также внутри зданий, сооружений, независимо от
их ведомственной принадлежности, если основным видом деятельности
предприятий и организаций не является торговля (питание).
Тележка - передвижной (но запрещенный к передвижению по
проезжей части города) объект, действующий в рамках установленного
режима работы, с обязательным ежедневным вывозом с места
размещения, состоящий из комплекта торгового, холодильного,
торгово - технологического оборудования и весоизмерительных
приборов для реализации товаров и питания на улицах в специальных
торговых зонах, определенных мэрией ведомственной принадлежности,
если основным видом деятельности предприятий и организаций не
является торговля (питание).
Мобильная сеть - передвижные средства, способные перемещаться
по проезжей части города: автомагазины (автолавки), автокафе,
автоприцепы (типа "тонар"), цистерны, велотележки; предназначенные
для осуществления торговой деятельности и оказания услуг на улицах
в специальных торговых зонах, определенных мэрией города, с
использованием торгового, холодильного, торгово - технологического
оборудования, весоизмерительных приборов и контрольно - кассовых
машин (за исключением велотележек и автоцистерн, на которых
разрешена торговля без ККМ), действующие в рамках установленного
режима работы, с обязательным ежедневным вывозом с места работы.
1.22. Строительство и реконструкция торгового объекта
производится при наличии:
- распорядительного документа мэрии города - постановления об
отводе земельного участка, оформленного в установленном порядке;
- исходно - разрешительной документации в составе
градостроительного заключения и утвержденной проектно - сметной
документации, согласованной в установленном порядке;
- договора аренды земельного участка или акта
землепользования.
1.23. Внешний вид объектов должен отвечать современным
архитектурно - художественным требованиям с учетом долговременной
эксплуатации.
1.24. Для строительства предприятий торговли всех типов
применяются как типовые, так и индивидуальные проекты, выполненные
с соблюдением требований соответствующих СниП, санитарных норм и
правил, с учетом конкретной градостроительной ситуации.
1.25. Для строительства (изготовления) объекта и его наружной
и внутренней отделки применяются материалы, разрешенные для этих
целей органами здравоохранения.
1.26. Не разрешается размещение объектов на эксплуатируемых
газонах, цветниках, детских площадках, в арках зданий, в случаях,
если объект загораживает витрины торговых предприятий, ближе 20
метров от окон зданий.
1.27. К объектам должен быть предусмотрен удобный подъезд
автотранспорта для выгрузки или погрузки товаров, не создающий
помех для прохода пешеходов.
1.28. Владельцы объектов обязаны обеспечить постоянный уход за
внешним видом и содержанием своих объектов: содержать в чистоте и
порядке, своевременно красить и устранять повреждения в
остеклении, вывесках, конструктивных элементах фасадов.
1.29. Запрещается складирование тары, материалов, различных
конструкций и отходов на крышах объектов и прилегающих
территориях.
1.30. Уборка и поддержание чистоты на территории объектов и
прилегающих территориях (на расстоянии 5 метров) обеспечиваются
арендаторами и владельцами указанных объектов.
1.31. Владельцы объектов обязаны обеспечить уход за газонами и
зелеными насаждениями, если таковые входят в закрепленную за ними
территорию, а также заключить договор на вывоз твердых бытовых
отходов (ТБО) с соответствующими организациями.
(пункты 1.21 - 1.31 введены Решением городской Думы Краснодара от
15.12.98 N 26 п.17)
2. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже
2.1. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях
торговли должна осуществляться в соответствии с действующими
нормативными актами и сопроводительными документами поставщика,
посредника (продавца), а также другими необходимыми документами.
Приемка товаров, на которые в законодательных актах или
стандартах установлены требования, направленные на обеспечение
безопасности жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей
среды, должна производится при наличии сертификата соответствия по
безопасности или заявления декларации о безопасности от
изготовителя.
2.2. Не подлежит приемке предприятиям товары с просроченным
сроком годности, не соответствующие по качеству требованиям
стандартов, без документов, подтверждающих качество и безопасность
товара, производственные маркировки и условия транспортировки.
2.3. Принятые предприятием в установленном порядке товары
приходуются в день их поступления по фактическому наличию. В
случае невозможности оприходования товара датой его фактического
поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества), в текстовой
части товарного отчета делается запись о поступлении товара с
указанием поставщика, посредника (продавца), общей стоимости
товара в отпускных (оптовых) или закупочных ценах, а также причины
невозможности оприходования.
2.4. При хранении товаров на складах, в подсобных помещениях,
размещении и выкладке их в торговых залах, работники предприятия
обязаны соблюдать принципы товарного соседства, санитарные
правила, нормы складирования и требования противопожарной
безопасности. Режим хранения товаров (температура, влажность,
освещение, сроки хранения) должны отвечать стандартам и
техническим требованиям, предъявляемым к условиям хранения
товаров, содержащимся в нормативно - технических документах, и не
допускать снижения качества товаров.
Хранение и реализация скоропортящихся и особо скоропортящихся
продуктов (мясо, рыба, молочные, гастрономические и т.п.)
осуществляется только при наличии холодильного оборудования как в
месте хранения, так и в местах непосредственной продажи, с
соблюдением температурных и влажностных режимов, требуемых ГОСТом,
ТУ.
Запрещается совместное хранение сырых продуктов и
полуфабрикатов с готовыми пищевыми продуктами.
2.5. Товар перед поступлением в торговый зал должен быть
соответствующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары,
одежда отутюжена, куски ткани оправлены, велосипеды, мопеды,
мотоциклы и другие изделия из металла собраны, очищены от смазки,
продовольственные товары зачищены, нарезаны, предварительно
расфасованы и т.д., бутылки и консервные банки протерты).
3. Продажа товаров
3.1. Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень
оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются
предприятием торговли самостоятельно в соответствии с профилем и
специализацией деятельности.
Предприятие торговли информирует департамент торговли и
бытового обслуживания администрации города Краснодара об
ассортименте предлагаемых к продаже товаров и оказываемых
услугах.
(п. 3.1 в ред. Решения городской Думы Краснодара от 28.03.2003
N 33 п.19)
3.2. К моменту открытия торговое предприятие должно быть
подготовлено к работе: в торговом зале обеспечена выкладка товаров
в полном ассортименте, имеющихся в магазине, поддерживаемом в
течение всего рабочего дня; подготовлены соответствующий инвентарь
и упаковочные материалы, контрольно - кассовые машины; товары
снабжены четко и правильно оформленными ценниками.
3.3. Продажа товаров в торговом предприятии должна
производится всем гражданам на общих основаниях. Предприятие
должно обеспечивать право внеочередного обслуживания,
предоставленного законодательством, отдельных категорий населения
при наличии соответствующего удостоверения (инвалиды и участники
войны; инвалиды по зрению 1 и 2 групп; инвалиды опорно -
двигательного аппарата 1 и 2 групп; граждане по удостоверению
соцслужб), а также организацию специальных видов торгового
обслуживания по решению органов местной администрации или
департамента потребительского рынка и ценовой политики мэрии
города Краснодара на основании заключенного договора.
3.4. На все реализуемые товары предприятия торговли должны
иметь необходимые документы, нормативно - техническую
документацию, удостоверяющую качество товаров, реквизиты источника
поступления, сертификаты, выданные или признанные уполномоченным
на то органом.
3.5. Запрещается продажа:
- игральных карт - лицам до 16 лет;
- алкогольной продукции, пива, табачных изделий - лицам до 18
лет;
- продукции эротического содержания - лицам до 18 лет;
- лекарственных средств и средств бытовой химии, содержащих
токсические вещества - лицам до 16 лет;
- пиротехнических изделий - лицам до 18 лет;
- нарезных и гладкоствольных охотничьих ружей, а также
боеприпасов к ним - лицам, не имеющим разрешения на их
приобретение, выданного в установленном порядке органами
внутренних дел.
Запрещается продажа товаров, подлежащих сертификации без
наличия достаточной информации о сертификации товаров. Независимо
от срока действия сертификата соответствия на серию товаров,
продажа товара допускается в пределах срока годности,
установленного на этот товар предприятием - изготовителем.
Независимо от наличия информации о сертификации - продукция не
подлежит приемке для переработки, хранения и реализации без
ветеринарного свидетельства или иного ветеринарного документа,
предусмотренного Ветзаконодательством.
Запрещается продажа товаров с истекшими сроками реализации.
Руководитель предприятия несет ответственность за качество
реализуемых товаров и организацию торговли.
Запрещается продажа продуктов домашнего изготовления: всех
видов консервов, вяленой, копченой рыбы, алкогольных и
безалкогольных напитков, кондитерских изделий, кулинарных изделий,
мясных, рыбных полуфабрикатов и других опасных в
эпидемиологическом отношении продуктов.
Запрещается обуславливать продажу одних товаров обязательным
приобретением других.
Запрещается продажа товаров из подсобных, складских помещений,
а также до начала и по окончании установленных часов работы
магазина.
Запрещается прием денег продавцами и отпуск нефасованных
гастрономических, молочных, кондитерских товаров, хлеба без
упаковки, рыбной гастрономии, кулинарных изделий без упаковки.
(абзац введен Решением городской Думы Краснодара от 15.12.98
N 26 п.17)
3.6. Администрация торгового предприятия обязана своевременно
предоставлять покупателям необходимую и достоверную информацию о
товарах.
Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:
- наименование стандартов, обязательным требованием которых
должны соответствовать товары;
- перечень основных потребительских свойств товаров - состав,
вес и объем содержимого, калорийность, конечный срок реализации,
фактическое содержание нитратов в овощах;
- цену и условие приобретения товаров;
- гарантийные обязательства изготовителя;
- правила и условия эффективного и безопасного использования
товаров;
- срок службы (годности) товаров и сведения о необходимых
действиях покупателя по его истечении, а также о возможных
последствиях при невыполнении указанных действий;
- адреса изготовителя (продавца) и предприятий, уполномоченных
изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителя, а
также производящих ремонт и техническое обслуживание;
- на импортный товар должны быть оформлены перевод на русский
язык, маркировки и аннотации.
3.7. Гастрономические товары, яйцо, мясо, птица, рыба,
сыпучие, метражные и другие товары, не имеющие фабричной упаковки,
обязательно должны отпускаться покупателю в упакованном виде
(бумага, бумажные пакеты, пергамент), стоимость за которые с
покупателей не взимаются. По желанию покупателя товар может быть
отпущен в целлофановой или полиэтиленовой упаковки, стоимость
которой оплачивается им дополнительно.
Продавцы обязаны бесплатно нарезать отпускаемые
гастрономические товары по просьбе покупателя; при отпуске товара
без нарезки допускается добавление 2-х довесков, но не более 10%
общего веса покупки.
3.8. Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в
чистую тару покупателей по весу или с применением стандартной
мерной емкости. При взвешивании не допускается отлив жидких
продуктов из тары покупателя в тару магазина.
3.9. Магазины, реализующие живую рыбу, должны быть оснащены
аквариумом. Срок реализации живой рыбы установлен в теплое время
года не более 24 часов, холодное - не более 48 часов. Без воды
живая рыба должна находится 10 - 15 минут.
3.10. Реализация мороженого осуществляется через предприятия
торговли, оснащенные низкотемпературным оборудованием.
Срок хранения мороженого при температуре не выше минус 12
градусов в предприятиях продовольственной торговли - не более 5
дней, в мелкорозничной сети - не более 48 часов.
Допускается реализация мороженого с помощью передвижного
низкотемпературного холодильного оборудования. При этом мороженое
должно отпускаться с базового предприятия любой формы
собственности, осуществляющего хранение мороженого в условиях
холода.
Запрещается реализация мороженого растаявшего и вторично
замороженного.
3.11. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров,
для которых установлены особые правила торговли, а также спиртных
напитков, пива, оружия, средств самозащиты и патронов к ним,
комиссионная, посылочная торговля осуществляется в соответствии с
утвержденными правилами, а также требованиями настоящих Правил.
3.12. В торговых залах продовольственных магазинов должны быть
установлены на доступном для покупателей месте контрольные весы, в
предприятиях, торгующих тканями и другими мерными товарами -
контрольные метры.
Мерные кружки, мензурки, овоскопы должны быть на рабочем месте
продавца.
Покупатель имеет право проверить правильность цены, веса и
меры отпущенных ему товаров, а также сроки хранения
продовольственных товаров и наличие сертификатов. Администрация
предприятия обязана создавать для этого необходимые условия.
3.13. При комплектовании подарочных наборов квалифицированными
специалистами торгового предприятия учитываются эстетические
требования, характер и назначение основного подарка и
соответствующих ему предметов (мужская сорочка и галстук; дамская
сумочка и перчатки; брошь, кольцо и серьги; авторучка и записная
книжка и т.д.).
При отсутствии в этих магазинах в отдельной продаже товаров,
входящих в наборы, по просьбе покупателей такие наборы должны быть
раскомплектованы (кроме наборов фабричного изготовления).
3.14. Предприятие обязано выдавать покупателю вместе с
покупкой отпечатанный контрольно - кассовой машиной чек за
покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли
- продажи между покупателем и данным предприятием.
При продаже технически сложных и других непродовольственных
товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного
срока могут быть возвращены в магазин, покупателю выписывают
товарный чек с указанием в нем названия (номера магазина),
наименования и артикула изделия, цены, даты продажи и фамилии
продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из
которых передается покупателю. В техническом паспорте на изделие
также проставляется дата и год продажи, штамп магазина, фамилия
продавца.
Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных
товаров надлежащего качества или возврат денег, если аналогичный
товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к
продавцу, производится в соответствии со ст. 25 Закона РФ "О
защите прав потребителей". Перечень товаров, не подлежащих обмену,
утверждается правительством РФ. Обмен и возврат товаров с
недостатками, обнаруженными потребителем и произошедших не по его
вине, регулируются ст. 18 - 24 Закона РФ "О защите прав
потребителя".
Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети,
обмениваются в случае установления скрытых дефектов (кислотность,
жирность, бактериологическое обсеменение, наличие посторонних
примесей, солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и т.д.),
несоответствие наименованию или сорту, по которым они были
проданы, либо покупателю возвращается уплаченная сумма, если
недостатки обнаружены в пределах срока годности.
3.15. Неоплаченный товар может хранится на контроле (с
обязательной отметкой в товарном чеке о времени его выписки) не
более 1-го часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен
администрацией предприятия до 2-х часов.
3.16. Покупателям должна быть предоставлена возможность
оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные
товары на срок не более одних суток, а строительные материалы по
соглашению с администрацией - до 3-х суток. Эти товары с табличкой
"Продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных
товаров без взимания платы за хранение.
4. Особенности продажи товаров в предприятиях
(секциях, отделах) самообслуживания
4.1. Товары, поступившие в нерасфасованном виде,
предварительно расфасовываются с учетом свойств и спроса
покупателей в специально выделенном и оборудованном для этих целей
помещений, и в зависимости от свойств товаров упаковываются в
полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную и оберточную
бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и т.д.
На упаковке фасуемых в магазине товаров или вкладных ярлыках,
изготовленных типографским способом, указывается наименование,
сорт товара, его вес нетто, стоимость (с упаковкой), дата фасовки,
номер фасовщика. На товарах, фасуемых на электронных весах, цены
товара и упаковки указываются раздельно.
4.2. При необходимости некоторые товары могут продаваться в
зале самообслуживания через прилавок. При этом продавец указывает
на упаковке стоимость покупки для последующей оплаты в едином узле
расчета.
4.3. В торговом зале товары размещаются на горках, вешалках,
кронштейнах, поддонах, в таре - оборудовании, холодильном
оборудовании, кассетах и другом оборудовании, обеспечивающим показ
всего имеющегося ассортимента товаров и удобства покупателям для
ознакомления и выбора их.
4.4. Отбор товаров покупателями в магазинах (кроме
специализированных, хлебных и овощных) должен производится только
в инвентарные корзины и тележки, которые покупатель обязан взять
при входе в зал самообслуживания.
4.5. Работникам магазина (отдела) самообслуживания не
разрешается требовать от покупателей, при входе в торговый зал,
предъявления приобретенных в других магазинах товаров, ставить на
них штампы или делать другие отметки, а также обязывать оставлять
свои личные вещи. При желании покупателя оставить при входе в
торговый зал хозяйственную сумку, портфель, чемодан и т.п. магазин
обязан обеспечить их сохранность.
4.6. Расчеты за все товары, приобретенные в магазине
самообслуживания, производятся только в едином узле расчета.
Покупателю при расчете в обязательном порядке вручается кассовый
чек, подтверждающий покупку в данном магазине, который должен
сохраняться покупателем до выхода из магазина.
4.7. Работникам магазина запрещается применять двойной
контроль при выходе покупателей (проверку правильности оплаты
покупки), а также осматривать их личные сумки, портфели и т.д.
5. Расчеты с покупателями
5.1. Денежные расчеты с населением за товары осуществляется
обязательным применением контрольно - кассовых машин, за
исключением случаев, предусмотренных "Перечнем отдельных категорий
предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики
своей деятельности, либо особенностей местонахождения могут
осуществлять денежные расчеты с населением без применения
контрольно - кассовых машин", утвержденных Постановлением Совета
Министров, Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года
N 745.
Контрольно - кассовые машины должны быть зарегистрированы в
налоговой инспекции по месту нахождения торгового предприятия в
установленном порядке.
5.2. Деньги за товары получают кассиры контрольно - кассовых
машин, в предприятиях самообслуживания - контролеры - кассиры.
5.3. Расчеты с покупателями за товар производится в следующем
порядке:
- кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их
отдельно на виду у покупателя;
- печатает чек на контрольно - кассовой машине, на котором
указывается наименование предприятия, номер кассового аппарата,
дата, цена покупки;
- объявляет покупателю общую сумму стоимость покупки;
- называет сумму причитающейся сдачи и выдает ее вместе с
чеком;
- после окончательного расчета кладет полученные от покупателя
деньги в кассовый ящик.
5.4. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег
какие-либо товары или требовать от него самого разменивать деньги.
5.5. Запрещается закрытие касс в рабочее время для подсчетов
выручки при наличии очередей.
5.6. При поступлении от покупателей претензии по расчетам
кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия.
Возврат денег из кассы покупателям производится в
установленном порядке по разрешению администрации.
5.7. При продаже товаров покупателю в обязательном порядке
выдается кассовый (товарный) чек. При продаже технически сложных
товаров в паспорте на изделие проставляются наименование магазина,
дата продажи, штамп магазина, фамилия продавца.
6. Права и обязанности покупателя
6.1. Покупатель имеет право:
- на помощь в выборе товары, консультацию о его свойствах и
назначении, способах ухода, порядке эксплуатации и демонстрацию
отдельных товаров в действии;
- проверять цену товара (по сопроводительным документам)
правильность веса и меры отпущенных товаров, их качество, а также
правильность показания весоизмерительных приборов;
- требовать организации процесса продажи товаров,
направленного на ликвидацию очередей, оставить их на хранении
отобранный или оплаченный товары;
- вносить в книгу отзывов и предложений замечания и
предложения по качеству и порядку обслуживания покупателей;
- на все товары, подлежащие обязательной сертификации,
требовать предъявления достаточной и достоверной информации о
сертификации товаров.
6.2. В соответствии с гражданским законодательством, другими
нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан:
- соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования;
- не входить в магазин в пачкающей одежде, с животными, не
курить в торговом зале;
- возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине
товары;
- при входе в торговый зал самообслуживания с вещами ставить в
известность работников торгового зала об аналогичных товарах,
приобретенных в другом магазине;
- набирать товары в инвентарную корзину и сохранять кассовый
чек до выхода из торгового зала самообслуживания.
7. Требования, предъявляемые к продавцам
7.1. В торговом зале продавцы должны находится в одежде,
соответствующей рабочей обстановке и отвечающей санитарно -
гигиеническим требованиям.
7.2. Продавец обязан следить за наличием товаров в продаже в
торговом зале, согласно ассортиментному перечню, своевременно
пополнять запасы товаров, не допускать образования очередей.
При осмотре и выборе покупателями товаров продавец должен быть
терпеливым, предупредительным, вежливо и корректно относится к
покупателям.
При вручении покупки следует благодарить покупателя.
Взвешивание и отмеривание товара за прилавком должны вестись
таким образом, чтобы покупатель мог видеть правильность этих
операций.
7.3. Работникам магазина запрещается на рабочих местах прием
пищи, курение, для этого выделяется отдельное помещение или место.
7.4. Продавец, осуществляющий продовольственную торговлю,
обязан знать порядок работы торгового предприятия: правила
торговли товарами данной группы, правила подготовки товаров к
продаже; приемы показа и упаковки товара; принципы размещения,
выкладки товаров и оформления витрин; правила хранения товаров и
сроки их реализации; правила взвешивания товаров, установки,
регулировки, проверки весов и ухода за ними; сроки клеймения
мер, весов, гирь; правила работы кассовой машины и ухода за ней;
виды торгового оборудования, инвентаря, инструментов и правила
пользования ими; признаки платежеспособности государственных
денежных знаков; установленный порядок приема и сдачи денег;
правила обращения с тарой; правила санитарии и гигиены; правила
техники безопасности и противопожарные мероприятия.
Продавец скоропортящихся товаров должен знать также правила
пользования холодильным оборудованием.
7.5. Продавец непродовольственных товаров обязан осуществлять
предложение и показ товаров, помощь в выборе товаров и
консультирование покупателей о назначении, свойствах, качестве
товаров, правилах ухода за ними, ценах; предложение
взаимозаменяемых товаров, новых и сопутствующих товаров; примерку,
отмеривание, отрез, взвешивание, демонстрацию товаров в действии и
т.д.; подсчет стоимости покупки, выписку (печатание) чека,
получение денег; оформление паспорта на товар, имеющий гарантийные
сроки пользования; упаковку товаров, выдачу покупки или передачу
ее на контроль, обмен товаров.
7.6. Продавец обязан производить полную предпродажную
подготовку товара (проверку наименования, количества,
комплектности, сортности, цены и соответствия маркировки,
фабричных ярлыков и пломб: распаковку, очистку, сборку,
комплектования, проверку эксплуатационных свойств, подутюживание и
т.д.); производить продажу товаров только при наличии правильно
оформленных ярлыков цен или ценников на товары, а также при
наличии производственной маркировки, информации об изготовителе:
размещать и выкладывать товары по группам, видам и сортам с учетом
товарного соседства, частоты спроса и удобства работы: сообщать
администрации о случае обнаружения товаров, несоответствующих
маркировке.
7.7. Продавец обязан знать ассортимент, классификацию,
характеристику, назначение товаров данной группы, способы
пользования и ухода за ними: правила расшифровки артикула и
маркировки, розничные цены; приемы подбора, примерки, отмеривая,
отреза, комплектации товаров; шкалы размеров изделий и правила их
определения; основные виды сырья и материалов, идущих на
изготовление товаров и способы их распознавания; основные
требования к качеству товаров; виды брака: гарантийные сроки
пользования товарами.
7.8. Руководитель предприятия обязан обеспечить уровень
подготовленности персонала и знание им настоящих Правил.
8. Санитарные требования к содержанию
предприятия и его работникам
8.1. Санитарное состояние предприятия должно соответствовать
требованиям, установленным органами Госсанэпиднадзора. Торговля
продуктами питания должна осуществляться в полном соответствии с
"Санитарными правилами для предприятий продовольственной торговли"
и требованиями санэпидслужбы города.
8.2. Работники предприятий торговли проходят медицинское
освидетельствование в соответствии с порядком, устанавливаемым на
территории города главой местного самоуправления по представлению
санэпидслужбы города.
9. Контроль за работой предприятия
9.1. Контроль за работой предприятий осуществляется органами и
службами, имеющими на это право в соответствии с законодательством
в пределах своей компетенции, а также общественными организациями
потребителей при проверках правил торгового обслуживания и
соблюдения прав потребителей на основании ст. 45 Закона РФ "О
защите прав потребителей".
9.2. Работники контролирующих органов проводят проверки
предприятий по предъявлению служебного удостоверения или надлежаще
оформленных (скрепленных печатью организации и подписью
ответственного лица) направлений, с указанием срока полномочий на
право проведения поверки предприятия.
9.3. Допуск лиц, осуществляющих проверки, за прилавок, в
кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении
администрации предприятия или другого ответственного лица.
Проверка рабочих мест продавцов и помещений для хранения
продуктов производится в санитарной одежде.
9.4. В торговом предприятии ведется контрольный журнал, в
который проверяющие вносят записи о результатах проверок.
Администрация обязана оказывать содействие в проведении проверок и
принимать меры по устранению нарушений и недостатков.
9.5. За невыполнение и нарушение настоящих Правил работники
предприятия несут ответственность в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
Кроме того, контролирующие органы вправе ходатайствовать перед
мэрией Краснодара об ответственности предприятия, вплоть до
лишения его патента, лицензии или ликвидации.
9.6. Руководители предприятия несут персональную
ответственность за санитарное состояние, соблюдение правил работы
торгового предприятия в целом.
Секретарь Думы
Е.Н.ШПАК
|