МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 мая 2003 г. N 27/2881-6
О ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ
К НАИМЕНОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И КЛАССОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Мониторинговое исследование, проведенное Министерством
образования Российской Федерации в 2002/2003 учебном году, выявило
наличие в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации
классов различных наименований (коррекционно-развивающего
обучения, адаптации, здоровья, педагогической поддержки,
выравнивания, интенсивного развития, повышенного внимания и др.).
Данный факт был подтвержден мнением участников всероссийской
конференции по проблеме "Компенсирующее и коррекционно-развивающее
обучение: задачи и перспективы развития", состоявшейся в феврале
2003 года, зафиксированным в резолюции конференции, доведенной до
сведения органов управления образованием субъектов Российской
Федерации информационным письмом от 18.04.2003 N 27/2756-6.
В связи с поступающими запросами об организации деятельности
этих классов министерство считает необходимым разъяснить
следующее.
Типовым положением об общеобразовательном учреждении,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
19 марта 2001 г. N 196, предусмотрено открытие в
общеобразовательных учреждениях Российской Федерации классов
компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классов для
обучающихся с отклонениями в развитии. Функционирование в
общеобразовательных учреждениях классов иных наименований Типовым
положением не предусмотрено.
Одновременно разъясняем, что деятельность классов
компенсирующего обучения в настоящее время регламентируется
Положением о классах компенсирующего обучения, утвержденным
Приказом Минобразования России от 08.09.92 N 333.
При организации работы специальных (коррекционных) классов
общеобразовательное учреждение должно руководствоваться Типовым
положением о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии в редакциях Постановлений Правительства Российской
Федерации от 12.03.97 N 288, 10.03.2000 N 212.
В указанном Типовом положении перечисляются категории детей,
для которых могут создаваться специальные (коррекционные)
учреждения и, соответственно, специальные (коррекционные) классы
общеобразовательных учреждений, а именно глухих, слабослышащих и
позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей
с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, с задержкой психического развития, для умственно
отсталых и других детей с отклонениями в развитии.
Разъясняем, что наименование этих классов должно
соответствовать пункту 30 Типового положения об
общеобразовательном учреждении. При этом в наименовании
специального (коррекционного) класса может указываться его вид в
зависимости от отклонений в развитии обучающихся, воспитанников,
обозначаемый следующим образом: "I вид" - для глухих, "II вид" -
для слабослышащих, "III вид" - для слепых, "IV вид" - для
слабовидящих, "V вид" - для детей с тяжелыми нарушениями речи, "VI
вид" - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, "VII
вид" - для детей с задержкой психического развития, "VIII вид" -
для умственно отсталых. Считаем целесообразным при организации
деятельности этих классов использовать инструктивное письмо
Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации от 04.09.97 N 48 "О специфике деятельности специальных
(коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов" и
Приказ Минобразования России от 10.04.2002 N 29/2065-п "Об
утверждении учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии".
Наиболее часто в общеобразовательных учреждениях открываются
классы для обучающихся с задержкой психического развития, в
которых обучается более 195 тысяч детей. При организации работы
специальных (коррекционных) классов VII вида можно использовать
пакет документов об обучении в общеобразовательном учреждении
детей с задержкой психического развития, разработанный Московским
департаментом образования, одобренный III Всероссийской
конференцией "Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение:
опыт, проблемы, пути решения", состоявшейся в феврале 2000 года, и
доведенный до сведения органов управления образованием субъектов
Российской Федерации информационным письмом Минобразования России
от 28.06.2000 N 27/1012-6, и письмо Министерства просвещения РСФСР
N 10-136-6 от 03.06.1988 "О специальных классах выравнивания для
детей с задержкой психического развития" в части, не
противоречащей действующим Типовым положениям об
общеобразовательном и специальном (коррекционном)
общеобразовательных учреждениях, инструктивному письму
Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации от 04.09.97 N 48 "О специфике деятельности специальных
(коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов" и
Приказу Минобразования России от 10.04.2002 N 29/2065-п "Об
утверждении учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии".
Начальник Управления
специального образования
Т.В.ВОЛОСОВЕЦ
|