ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2003 г. N КАС03-183
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К.,
Петроченкова А.Я.,
с участием прокурора Грубого И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 мая 2003 года
гражданское дело по жалобе К. о признании незаконным п. 11 "Правил
учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и
граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и
службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых
помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном
месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации "О порядке учета военнослужащих, подлежащих
увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы
в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел,
нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных
условий в избранном постоянном месте жительства" от 6 сентября
1998 года N 1054, по кассационной жалобе заявителя на решение
Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2003 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Петроченкова А.Я. и заключение прокурора Грубого И.А., полагавшего
кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, Кассационная
коллегия
установила:
К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в
которой поставил вопрос о признании незаконным п. 11 вышеуказанных
Правил, поскольку оспариваемым нормативно-правовым актом
нарушаются его конституционные права и свободы, закрепленные в ст.
7 Всеобщей декларации прав и свобод человека от 10 декабря 1948
года, ч. 2 ст. 2 Декларации прав и свобод человека и гражданина от
22 ноября 1991 года, ч. ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ, п. 1 ст. 3
Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998
года N 76-ФЗ. Кроме того, по мнению К., оспариваемой нормой
нарушается его право на жилье, продекларированное в ч. ч. 1 и 2
ст. 40 Конституции РФ и п. п. 1 и 8 ст. 15 Закона РФ "О статусе
военнослужащих", согласно которым государство гарантирует
военнослужащим предоставление жилых помещений, в том числе с
учетом права на дополнительную площадь. При этом заявитель
обращает внимание на то, что данная норма закона лишает
военнослужащих, имеющих жилье по установленным нормам, улучшить
жилищные условия и реализовать свое право на дополнительную жилую
площадь.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2003
года К. отказано в удовлетворении жалобы.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене решения
Верховного Суда РФ, ссылаясь на его незаконность. По его мнению,
оспариваемый нормативно-правовой акт в том смысле, который ему
придается сложившейся правоприменительной практикой, нарушает его
право на жилье, а также основные права и свободы, предусмотренные
ст. ст. 2, 15, 19, ч. ч. 1 и 2, 35, ч. ч. 1 и 2, 40, ч. ч. 1 и 2,
ст. 55 Конституции Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по
следующим основаниям.
Согласно ст. 39 ЖК РСФСР, сверх нормы жилой площади отдельным
категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь, а
порядок и условия предоставления этой дополнительной жилой площади
устанавливается действующим законодательством. Определенным
категориям военнослужащих, в качестве льготы, также разрешено
получать дополнительную жилую площадь. Так, на основании п. 8 ст.
15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" офицеры в
воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную
службу по контракту, занимающиеся научной либо преподавательской
деятельностью, имеющие ученые степени или ученые звания, имеют
право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не
менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.
Данная норма позволяет вышеназванным военнослужащим получать
дополнительную площадь, помимо социальной нормы, установленной
законодательством субъектов Российской Федерации, но она не
является основанием для признания военнослужащего нуждающимся в
улучшении жилищных условий, так как эти вопросы регулируются
только жилищным законодательством, о чем прямо указано в ст. 15
Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих".
Так, статья 28 ЖК РСФСР определяет, что правом на получение в
пользование жилого помещения в домах государственного или
общественного жилищных фондов наделены граждане, в установленном
законом порядке признанные нуждающимися в улучшении жилищных
условий. Исчерпывающий перечень оснований признания граждан
нуждающимися в улучшении жилищных условий приведен в статье 29 ЖК
РСФСР.
В жилищном законодательстве не имеется нормы, позволяющей
признавать граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий
только на том основании, что они не имеют дополнительной жилой
площади при наличии на нее права. Право на дополнительную площадь
может быть реализовано при предоставлении жилья в случае признания
гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий на основаниях,
предусмотренных ст. 29 ЖК РСФСР.
Что же касается действий Правительства РФ, то оно, издавая
оспариваемое Постановление, действовало в пределах полномочий,
предоставленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ гражданам,
нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилище предоставляется
бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных
и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом
нормами. Статьей 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной
политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 установлено, что
порядок и условия предоставления жилого помещения по договору
найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий,
определяют органы государственной власти и управления Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с
существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с
учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных
органами государственной власти и управления Российской Федерации
и республик в составе Российской Федерации (в ред. Федерального
закона от 21.04.1997 N 68-ФЗ).
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации
Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов
Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их
исполнение.
Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках
указанной конституционной нормы и ст. 13 Закона РФ "Об основах
федеральной жилищной политики", принимая соответствующее
Постановление, утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих
увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы
в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел,
нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных
условий в избранном постоянном месте жительства.
С учетом изложенного, требования К. о признании незаконным п.
11 оспариваемых Правил удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного
Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2003
года оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без
удовлетворения.
|