ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
ДЕКЛАРАЦИЯ
ГЛАВ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
СОТРУДНИЧЕСТВА
(Москва, 29 мая 2003 года)
Главы государств-членов Шанхайской организации сотрудничества
(далее - ШОС или Организация) - Республики Казахстан, Китайской
Народной Республики, Киргизской Республики, Российской Федерации,
Республики Таджикистан и Республики Узбекистан встретились в
Москве в ответственный момент, когда ШОС входит в период
завершения своего организационного становления и начинает
функционировать в качестве самостоятельного фактора международной
жизни, и заявляют о нижеследующем:
I
Ход событий в мире свидетельствует, что Решение о создании
Организации, принятое 15 июня 2001 г. в Шанхае, было своевременным
и отвечающим главным тенденциям развития обстановки в регионе и в
мире.
Хартия ШОС, подписанная в Санкт-Петербурге 7 июня 2002 г.,
заложила прочную правовую основу развития Организации, позволила
ей стать важным фактором обеспечения мира и стабильности в
регионе, укрепления мира и развития во всем мире.
Рассмотрев ход выполнения задачи, поставленной на прошлогоднем
саммите ШОС, - о скорейшем запуске всех механизмов ШОС,
предусмотренных Хартией, - главы государств считают, что в этом
направлении за прошедший период проделана большая и полезная
работа.
Главы государств утвердили подготовленные нормативные
документы, регламентирующие порядок работы органов ШОС, в том
числе постоянно действующих - Секретариата в Пекине и Региональной
антитеррористической структуры ШОС (РАТС) со штаб-квартирой в
Бишкеке, а также устанавливающие эмблему и флаг Организации.
По представлению Совета министров иностранных дел государств-
членов ШОС принято решение об утверждении Чжан Дэгуана (Китайская
Народная Республика) Исполнительным секретарем ШОС.
Согласован порядок формирования и исполнения бюджета
Организации, и в этих целях главы государств подписали
соответствующее Соглашение.
Главы государств подчеркивают необходимость обеспечения начала
работы постоянно действующих органов ШОС не позднее 1 января 2004
г.
В этой связи важно обеспечить своевременное вступление в силу
Хартии ШОС и Соглашения о РАТС, принятие первого бюджета
Организации на заседании Совета глав правительств (премьер-
министров), проведение которого намечается на осень текущего года
в Китае, завершение в течение 2003 года выработки финансовых
положений и правил Организации, а также проектов документов,
предусмотренных Соглашением о РАТС.
Признано также необходимым ускорить создание Совета РАТС для
решения вопросов, вытекающих из Соглашения о РАТС.
Главы государств признали целесообразным поручить Совету
национальных координаторов с привлечением соответствующих
экспертов Сторон продолжить работу по согласованию конкретных
вопросов, связанных с запуском механизмов ШОС.
II
ШОС нацелена на то, чтобы совместными усилиями развивать
партнерские отношения на большом пространстве, объединяющем наши
страны, по широкой повестке дня, которая включает в себя
сотрудничество в политической, торгово-экономической, гуманитарной
сферах и в противодействии современным угрозам и вызовам.
Положительно оценивая развитие процесса институциализации и
конкретизации предметного взаимодействия в рамках ШОС в различных
областях за период после санкт-петербургского саммита, главы
государств обращают внимание на необходимость обеспечения
эффективности сотрудничества между внешнеполитическими, оборонными
и правоохранительными ведомствами, службами по чрезвычайным
ситуациям, министерствами внешнеэкономических связей, транспорта,
культуры и другими правительственными структурами.
Существенное значение будет иметь предстоящее заседание Совета
глав правительств (премьер-министров). Подготовка к нему должна
способствовать интенсификации уже начавшегося переговорного
процесса по вопросам создания благоприятных условий для торговли и
инвестиций, завершению разработки долгосрочной Программы
многостороннего торгово-экономического сотрудничества в
соответствии с Меморандумом между правительствами государств-
участников ШОС от 14 сентября 2001 г.
Главы государств подчеркивают важность активизации контактов
между внешнеполитическими ведомствами по актуальным вопросам
международной политики, в том числе в международных организациях,
прежде всего в ООН.
Главы государств подтверждают, что ШОС сегодня, на этапе своего
становления и запуска постоянно действующих органов, следуя
принципу открытости, готова устанавливать контакты с другими
международными организациями и государствами, независимо от их
географического положения, в соответствии с Временной схемой,
утвержденной министрами иностранных дел 23 ноября 2002 г.
III
Главы государств отмечают, что современный мир со всем
многообразием его политических и экономических систем стремительно
меняется. Меняется не только политическая структура, но и вся
международная система безопасности. Необходимо выработать и
претворить в жизнь новую концепцию безопасности, базирующуюся на
взаимном доверии, взаимной выгоде, равноправии и сотрудничестве.
Они подтверждают необходимость соблюдения и выполнения основных
целей и принципов Устава ООН и общепризнанных норм международного
права.
Следует уважать и способствовать развитию цивилизационного
многообразия человечества. Различные культуры должны совместно
развиваться, брать лучшее друг от друга, стремиться к общему,
оставляя в стороне различия.
Важно содействовать равномерному и устойчивому развитию мировой
экономики в целях достижения процветания всех государств.
IV
Главы государств отмечают, что признание важной роли
Организации Объединенных Наций и Совета Безопасности ООН в решении
крупных международных проблем имеет фундаментальное значение.
Организацию Объединенных Наций можно и нужно реформировать
соответственно быстро меняющейся обстановке в мире, с учетом в
первую очередь потребностей эффективного решения проблем мировой
политики и безопасности.
Государства-члены ШОС исходят из того, что принятие упреждающих
мер по предотвращению конфликтов в соответствии с Уставом ООН и
нормами международного права должно оставаться одним из главных
направлений деятельности ООН.
Государства-члены ШОС считают, что важная роль в деле
восстановления Ирака должна принадлежать ООН. При этом
предпосылкой перехода в этой стране к мирной жизни, строительству
процветающего демократического общества является соблюдение
национальных интересов и суверенных прав иракского народа,
конкретная и действенная помощь со стороны международного
сообщества.
V
Государства-члены ШОС считают, что от современного терроризма,
наркоугрозы и других трансграничных вызовов, в условиях
нарастающей глобализации политических, экономических и социальных
процессов, не может отгородиться ни одна страна в мире. В этой
связи не вызывает сомнения настоятельная необходимость широкого
взаимодействия всех стран как на региональном, так и глобальном
уровнях, реального вклада каждого государства в решение этих
поистине общемировых проблем.
Государства-члены ШОС, признавая транснациональный характер
современного терроризма, находясь на передовой линии борьбы с его
конкретными проявлениями, следуют курсу на взаимное сотрудничество
и активное участие в усилиях мирового сообщества в борьбе с
терроризмом, включая перекрытие каналов его финансирования. В этом
они отводят важную роль тесному взаимодействию правоохранительных
органов и спецслужб, а также оборонных ведомств государств-членов
ШОС.
Наряду с развитием взаимодействия в рамках ШОС, государства-
члены Организации намерены активно сотрудничать с
Контртеррористическим комитетом СБ ООН. Они придают важное
значение скорейшей доработке в ООН проектов Международной
конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и Всеобъемлющей
конвенции о борьбе с международным терроризмом.
В то же время государства-члены ШОС последовательно и неизменно
исходят из того, что борьбу с терроризмом необходимо вести на
основе норм и принципов международного права, ее нельзя
отождествлять с борьбой против какой-либо религии, отдельных стран
и национальностей.
Все более угрожающий характер приобретает проблема незаконного
оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Она требует самых действенных мер со стороны международного
сообщества, не в малой степени потому, что наркобизнес служит
одной из финансовых опор международного терроризма. Государства-
члены ШОС предпринимают реальные усилия по налаживанию в рамках
Организации взаимодействия в борьбе с незаконным оборотом
наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и в этих
целях до конца 2003 года заключат соответствующее многостороннее
соглашение.
Особо остро сегодня стоит задача интенсификации многостороннего
сотрудничества по противодействию наркоугрозе, исходящей из
Афганистана, которая уже приобретает глобальный характер. В этой
связи государства-члены ШОС считают своевременной разработку под
эгидой ООН международной стратегии комплексного противодействия
афганской наркоугрозе, подтверждают свой твердый настрой на тесное
сотрудничество с ООН и другими международными организациями в
рамках Программы ООН по контролю за наркотиками.
Государства-члены ШОС выражают поддержку усилиям Переходной
администрации Афганистана по стабилизации обстановки в стране.
Страны ШОС считают, что последние события в мире не должны
привести к ослаблению усилий мирового сообщества по экономической
реконструкции Афганистана.
Государства-члены ШОС твердо убеждены, что успех борьбы с
современными опасностями во многом зависит от решения социально-
экономических проблем, таких как ликвидация нищеты, массовой
безработицы, неграмотности, дискриминации по расовым, этническим и
религиозным признакам. Ключ к поиску эффективных решений проблем
безопасности видится в создании под эгидой ООН Глобальной
стратегии противодействия новым вызовам и угрозам.
VI
Государства-члены ШОС убеждены, что Организация может и должна
внести заметный вклад в безопасное и стабильное развитие не только
на ее пространстве, но и в мире в целом. ШОС готова активно
участвовать в строительстве системы региональной безопасности,
которая в равной степени учитывала бы интересы и подходы всех
участников, и будет конструктивно сотрудничать со всеми
государствами и объединениями в этом важном деле.
Государства-члены ШОС считают, что в условиях глобализации не
только не уменьшается, но, напротив, по многим параметрам
возрастает роль такого фактора, как поддержание и укрепление
стратегической стабильности, включая проблему нераспространения
оружия массового уничтожения.
Сегодня как никогда важно объединение усилий международного
сообщества в поиске путей по совместному строительству приемлемых
для всех государств структуры и архитектуры международной
безопасности в XXI веке.
Государства-члены ШОС уверены, что императив солидарных
действий перед лицом общих опасностей возобладает в мире и
человечество сделает выбор в пользу демократического миропорядка,
гарантирующего поступательное развитие и равную безопасность для
всех государств планеты.
Москва, 29 мая 2003 г.
(Подписи)
|