ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2003 года
Дело N 56-Г03-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Нечаева В.И.,
Потапенко С.В.
рассмотрела в судебном заседании от 27 мая 2003 г. дело по
жалобе отделения Коммунистической партии Российской Федерации
города Дальнереченска и Дальнереченского района о признании
незаконным решения избирательной комиссии Приморского края о
формировании территориальной избирательной комиссии
Дальнереченского района, включении в состав комиссии кандидатуры
отделения Коммунистической партии Российской Федерации по
кассационной жалобе на решение Приморского краевого суда от 18
марта 2003 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Потапенко С.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
26 ноября 2002 года избирательная комиссия Приморского края
приняла решение N 93 о формировании территориальной избирательной
комиссии Дальнереченского района в составе 9 человек.
Отделение Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ)
по гор. Дальнереченску и Дальнереченскому району обратилось в суд
с жалобой о признании незаконным решения избирательной комиссии
Приморского края о формировании территориальной избирательной
комиссии Дальнереченского района, включении в состав комиссии
кандидатуры отделения Коммунистической партии Российской
Федерации, в обоснование ссылаясь на то, что при формировании
указанной комиссии избирательной комиссией Приморского края не
соблюдены требования, установленные Федеральным законом "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации", а именно:
в нарушение требований ст. 22 Закона кандидат в члены
территориальной избирательной комиссии от Коммунистической партии
Российской Федерации О. незаконно и необоснованно не включен в
состав этой комиссии, в состав комиссии незаконно включены
кандидатуры от политических партий и движений, отделений которых
не зарегистрировано на территории Дальнереченского района, шесть
членов комиссии из девяти являются работниками администрации
муниципального образования, следовательно, будут выполнять
распоряжения главы администрации муниципального образования. Кроме
того, при формировании состава комиссии нарушены требования
"Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных
избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных
образований, окружных и участковых избирательных комиссий",
утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации N 156/1373-3 от 12.07.2002.
Представитель избирательной комиссии Приморского края с
доводами жалобы не согласился, считая, что при формировании
территориальной избирательной комиссии по Дальнереченскому району
были соблюдены все требования Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации", формирование этой комиссии
проводилось с сентября по ноябрь 2002 года на основании
поступивших предложений политических партий, избирательных блоков,
допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной
Думе Федерального Собрания РФ текущего созыва. При этом соблюдены
требования ст. 22 ч. 1 Федерального закона о назначении в состав
комиссии не менее одной второй от общего числа членов комиссии от
представителей указанных субъектов - их назначено пять человек, в
состав комиссии входит два муниципальных и один государственный
служащий, что также соответствует требованиям ч. 5 ст. 22
Федерального закона о том, что государственные и муниципальные
служащие не могут составлять более одной трети от общего числа
членов территориальной избирательной комиссии.
Решением Приморского краевого суда от 18 марта 2003 г. в
удовлетворении жалобы отделения Коммунистической партии Российской
Федерации города Дальнереченска и Дальнереченского района о
признании незаконным решения избирательной комиссии Приморского
края о формировании территориальной избирательной комиссии,
включении в состав комиссии кандидатуры отделения Коммунистической
партии Российской Федерации отказано.
В кассационной жалобе Дальнереченского горкома КПРФ ставится
вопрос об отмене решения по тем основаниям, что выводы суда,
изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам
дела; судом неправильно применен материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ от 12.06.2002 формирование
территориальных избирательных комиссий осуществляется на основе
предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших
списки кандидатов, допущенные к рассмотрению депутатских мандатов
в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации,
законодательном (представительном) органе государственной власти
соответствующего субъекта Российской Федерации, общественных
объединений.
Ст. 26 указанного Федерального закона устанавливает порядок
формирования территориальных избирательных комиссий, при этом
предусмотрено, что при формировании такой комиссии избирательная
комиссия субъекта Российской Федерации обязана назначить в состав
комиссии не менее одной второй от общего числа членов
территориальной комиссии на основе поступивших предложений от
субъектов указанных в п. 2 ст. 22 настоящего Федерального закона,
политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки
кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в
законодательном (представительном) органе государственной власти
субъекта Российской Федерации; избирательных объединений,
избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к
распределению депутатских мандатов в представительном органе
местного самоуправления.
Как видно из материалов дела, 26 ноября 2002 года за N 93
избирательной комиссией Приморского края принято решение о
формировании территориальной избирательной комиссии
Дальнереченского района в составе девяти человек.
При этом в состав территориальной избирательной комиссии
Дальнереченского района включены шесть представителей от
политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки
кандидатов, допущенные к рассмотрению депутатских мандатов в
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации,
законодательном (представительном) органе государственной власти
соответствующего субъекта Российской Федерации, общественных
объединений, что составляет не менее одной второй от общей
численности комиссии девять человек, а именно: Г. - от
Всероссийской партии "Единая Россия", М.П.И. - от избирательного
блока "Отечество - вся Россия", М.В.А. - от избирательного блока
"Блок Жириновского", П. - от избирательного блока "Союз правых
сил", Т. - от межрегионального движения "Единство" ("Медведь"), Ц.
- от политической партии "Российская демократическая партия
"Яблоко".
Доводы заявителя о том, что на территории Дальнереченского
района отсутствуют местные отделения перечисленных политических
партий, движений и блоков, а потому региональные отделения
политических партий и избирательных блоков не имеют права
выдвигать свои кандидатуры в состав территориальной избирательной
комиссии Дальнереченского района, суд первой инстанции обоснованно
признал несостоятельными, поскольку вышеперечисленными
политическими партиями и избирательными блоками, в том числе
политической партией "Коммунистическая партия Российской
Федерации", при выдвижении кандидатур были представлены все
необходимые документы, указанные в приложении N 5 "Методических
рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных
комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований,
окружных и участковых избирательных комиссий", утвержденных
постановлением Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации N 156/1373-3 от 12.07.2002, полномочия выдвижения
кандидатур в состав территориальных избирательных комиссий
региональными отделениями политических партий и избирательных
блоков подтверждены копиями Уставов и необходимыми документами,
которые проверены судом в судебном заседании и сомнений не
вызывают.
Также не нашли в судебном заседании подтверждения доводы
заявителя о том, что при формировании территориальной
избирательной комиссии нарушены требования п. 5 ст. 22
вышеназванного Закона, где предусмотрено, что в составе такой
комиссии государственные и муниципальные служащие не могут
составлять более одной трети от общего числа членов избирательной
комиссии.
В состав территориальной избирательной комиссии
Дальнереченского района включены два муниципальных служащих: А.,
М.В.А. и один государственный служащий Я.
Суд первой инстанции правильно отметил в своем решении, что
доказательств, подтверждающих то, что другие члены комиссии имеют
статус муниципальных или государственных служащих, заявитель суду
не представил, утверждения представителя заявителя об оказании
давления на членов комиссии - работников администрации района -
главой администрации носят предположительный характер и
обстоятельством, имеющим значение по делу, не являются.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют
собранным по делу доказательствам, и оснований для признания их
неправильными не установлено. Учитывая требования закона и
установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил
возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе,
являются необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Приморского краевого суда от 18 марта 2003 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу Дальнереченского
горкома КПРФ - без удовлетворения.
|