УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
27 мая 2003 г.
N 04-24/8792/Л281
О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по Московской области по вопросу исчисления и уплаты
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 346.26 главы 26.3
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта
Российской Федерации в отношении розничной торговли,
осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового
зала по каждому объекту организации торговли не более 150
квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации
торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
Согласно статье 346.27 Кодекса розничной торговлей признается
торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет.
Вместе с тем следует иметь в виду, что розничная торговля как
подвид предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли
предполагает заключение между розничными продавцами и покупателями
договоров розничной купли-продажи.
Таким образом, одним из основных условий, позволяющих отнести
осуществляемую налогоплательщиком деятельность, связанную с
реализацией товаров, к деятельности в сфере розничной торговли,
является факт заключения с покупателем договоров розничной купли-
продажи.
Учитывая данное обстоятельство, а также принимая во внимание
предусмотренное главой 26.3 Кодекса определение розничной
торговли, розничными продавцами и, следовательно,
налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются
налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую
деятельность, связанную с торговлей товарами и оказанием услуг
покупателям за наличный расчет на основе договоров розничной купли-
продажи (параграф 2 главы 30 Гражданского кодекса Российской
Федерации) при соблюдении ими ограничений, установленных
подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса.
В аналогичном порядке следует рассматривать и деятельность
аптечных учреждений, осуществляющих реализацию населению готовых
лекарственных препаратов, в том числе по льготным рецептам
(льготным ценам), за наличный расчет, а также иных имеющихся в
ассортименте товаров.
Таким образом, аптечные учреждения признаются
налогоплательщиками единого налога на вмененный доход в части
доходов, полученных ими от реализации населению готовых
лекарственных препаратов (в том числе по льготным ценам) и иных
имеющихся в ассортименте товаров за наличный расчет на основе
договоров розничной купли-продажи. Доходы, полученные аптечными
учреждениями в централизованном порядке от местных органов
здравоохранения (бюджетов субъектов Российской Федерации) в виде
возмещения затрат, связанных с приобретением и дальнейшей
реализацией (передачей) отдельным категориям граждан готовых
лекарственных препаратов по бесплатным и льготным рецептам, а
также от реализации лекарственных препаратов лечебно-
профилактическим учреждениям, детским садам, школам и другим
объектам социальной сферы с оплатой по безналичному расчету,
подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Одновременно с этим УМНС России по Московской области сообщает,
что согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и
термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства
Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том
значении, в каком они используются в этих отраслях
законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание
предусмотренное главой 26.3 Кодекса понятие розничной торговли,
нормы гражданского законодательства, регулирующие розничную куплю-
продажу и поставку, применяются к налоговым правоотношениям,
установленным данной главой Кодекса, в части, не противоречащей
предусмотренному Кодексом понятию розничной торговли.
Также следует иметь в виду, что согласно статье 4 Федерального
закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" под
фармацевтической деятельностью понимается деятельность,
осуществляемая предприятиями оптовой торговли и аптечными
учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая
оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами,
изготовление лекарственных средств.
Таким образом, Федеральный закон от 22.06.98 N 86-ФЗ
разграничивает понятия оптовой и розничной торговли, а также
изготовлени лекарственных средств, возникающие в сфере обращения
лекарственных средств на территории Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 3.1 Основных требований,
предъявляемых к "Аптеке, обслуживающей население", утвержденных
Минздравом России 29.07.92 (зарегистрированы в Минюсте России
03.09.92 N 50), по характеру производственной деятельности аптеки
подразделяются на:
- изготовляющие лекарственные средства по рецептам врачей и
требованиям лечебно-профилактических учреждений и осуществляющие
реализацию готовых лекарственных средств (производственная
аптека);
- осуществляющие реализацию готовых лекарственных средств
населению и лечебно-профилактическим учреждениям (аптека готовых
лекарственных средств).
Из этого следует, что изготовление лекарственных средств,
являясь одной из функций деятельности аптечного учреждения, носит
характер производственного процесса. В связи с этим изготовление
лекарственных средств, в том числе по рецептам врачей,
рассматривается как производственная деятельность. Деятельность
аптечных учреждений по реализации изготовленных лекарственных
средств населению и организациям является одним из способов
извлечения доходов от осуществления деятельности в сфере
производства готовых лекарственных средств. Данный вид
деятельности не подпадает под действие главы 26.3 Кодекса.
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской
деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные
виды предпринимательской деятельности, согласно пункту 7 статьи
346.26 Кодекса обязаны вести раздельный учет имущества,
обязательств и хозяйственных операций в отношении
предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению
единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении
которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим
режимом налогообложения.
Основание: Письмо МНС России от 14.05.2003 N 22-1-13/1132-С358.
Заместитель руководителя -
советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
И.А.СОРОКИНА
|