Утвержден
Минтрансом России
27 мая 2003 года
Дата введения -
1 июля 2003 года
СТАНДАРТ ОТРАСЛИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ОТ АКТОВ НЕЗАКОННОГО
ВМЕШАТЕЛЬСТВА. СТИКЕР ДЛЯ МАРКИРОВКИ БАГАЖА, ГРУЗОВ,
ПОЧТЫ И БОРТОВЫХ ЗАПАСОВ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ОСТ 54-0-192.84-2002
1. Область применения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает основные требования на
стикер для маркирования багажа, грузов, почты и бортовых запасов
при проведении их предполетного досмотра.
1.2. Требования настоящего стандарта распространяются на
изготовителей (поставщиков) и пользователей стикеров независимо от
их юридического статуса, ведомственной подчиненности и форм
собственности.
1.3. Требования настоящего стандарта являются обязательными.
1.4. Требования стандарта должны учитываться при рассмотрении
материалов по сертификации аэропортовой деятельности, связанной с
обеспечением мер авиационной безопасности, а также учитываться при
проведении инспекционной проверки и контроле.
1.5. Проведение стикирования в аэропортах (авиапредприятиях)
гражданской авиации России должно осуществляться только службами
авиационной безопасности, имеющими сертификат соответствия,
выданный специально уполномоченными органом в области гражданской
авиации, отвечающим за меры авиационной безопасности.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие
стандарты: ГОСТ 13199-88 (ИСО 536-76). Полуфабрикаты волокнистые,
бумага и картон. Метод определения массы продукции площадью 1 кв.
м.
3. Определения
В настоящем стандарте применяются следующие термины с
соответствующими определениями:
3.1. Авиационная безопасность - комплекс государственных,
межведомственных и отраслевых организационно-технических мер,
процедур, правил, а также людские и материальные ресурсы,
предназначенные для нормальной и безопасной деятельности
гражданской авиации, обеспечивающие предупреждение и
предотвращение актов незаконного вмешательства в ее деятельность.
3.2. Багаж - личные вещи пассажиров и членов экипажа,
перевозимые на борту воздушного судна по соглашению с
Перевозчиком.
3.3. Бортовые запасы - готовые к употреблению предметы,
предназначенные для использования или продажи на борту воздушного
судна во время полета, в том числе бортпитание.
3.4. Груз - любое перевозимое на борту воздушного судна
имущество, за исключением почты, бортовых запасов и
сопровождаемого или неправильно засланного багажа.
3.5. Почта - внутренние и международные почтовые отправления,
пересылаемые при почтовых сопроводительных документах.
3.6. Предполетный досмотр - процедура по производству досмотра
пассажиров, членов экипажей гражданских судов, ручной клади,
багажа, грузов, почты и бортовых запасов, проводимая сотрудниками
службы авиационной безопасности в целях обеспечения авиационной
безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей,
пресечения возможных попыток захвата (угона) гражданских воздушных
судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность
гражданской авиации, а также предотвращения незаконного провоза
оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих,
легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов,
запрещенных к перевозке на воздушном транспорте.
3.7. Перевозчик - эксплуатант, который имеет лицензию на
осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или
почты на основании договоров воздушной перевозки и/или договора
фрахтования воздушного судна.
4. Технические требования
4.1. Общие требования
4.1.1. Стикер должен иметь возможность размещения на визуально
просматриваемом месте досмотренного багажа, груза, почты и
бортовом запасе с целью контроля его наличия, целостности,
фиксации, а также выявления несанкционированного вскрытия багажа,
груза, почты или бортового запаса.
Стикер для маркирования багажа, грузов, почты и бортовых
запасов должен быть единым по форме и содержанию и подлежит
согласованию со специально уполномоченным органом в области
гражданской авиации, отвечающим за меры авиационной безопасности.
4.1.2. Стикер должен обеспечивать:
- надежную маркировку;
- отсутствие повреждения предмета маркирования;
- саморазрушение при снятии;
- сохранение при эксплуатации своей информационной
составляющей, а также иметь другие свойства и параметры,
определенные настоящим стандартом.
4.1.3. Стикер должен состоять из 3-х слоев:
- бумажного слоя;
- подложки;
- клеевого слоя.
4.1.4. Стикеры должны поставляться в расфасованном виде в
порядке возрастания номеров. Могут быть предусмотрены следующие
варианты их расфасовки:
- листовая;
- в виде гармошки;
- в рулонном виде.
При изготовлении стикеров в рулонах должно быть обеспечено
автоматизированное сканирование номеров стикеров с целью
выбраковки неправильных, двойных и т.д. номеров. Результаты
сканирования должны быть приложены к рулону.
4.1.5. Стикеры должны упаковываться таким образом, чтобы
обеспечивалась их сохранность при доставке автомобильным,
железнодорожным, воздушным и водным транспортом. На упаковке
должна содержаться информация следующего характера:
- наименование товара "Этикетки";
- дата изготовления;
- условия доставки и хранения;
- масса товара;
- первый и последний номер в данной упаковке.
4.1.6. Хранить стикеры следует в сухом помещении при
температуре окружающего воздуха + (15 - 25) град. C и
относительной влажности не более 60% без воздействия прямой
солнечной радиации. Хранение стикеров в одном помещении с
кислотами, химическими реактивами и другими веществами, которые
могут оказать вредное действие на них, не допускается.
4.2. Основные параметры и размеры
4.2.1. Форма и габаритные размеры стикера:
- стикер должен иметь прямоугольную (или конфигурационную)
форму с вертикальным расположением, при этом меньшая сторона
является основанием, а большая сторона - высотой. Габаритные
размеры при этом должны составлять:
- основание (50 +/- 2,5) мм;
- высота (100 +/- 10) мм.
4.2.2. Стикер:
- при его отрыве от маркированного багажа, груза, почты или
бортового запаса должен саморазрушаться и не иметь возможности
восстановления;
- не должен иметь остаточную липкость;
- должен сохранять прочность прикрепления в температурном
режиме +/- 50 град. C, при относительной влажности воздуха 90%, в
условиях воздействия прямой солнечной радиации и возможности
попадания осадков в виде дождя и снега.
4.2.3. Бумажный слой стикера должен обладать следующими
свойствами:
- легко сниматься с подложки непосредственно перед
маркированием;
- иметь яркую цветовую окраску в виде оранжевого или голубого
фона (включая тангирную сетку с толщиной линии не более 0,03 мм, с
одной миллиметровым шагом и углом наклона в 45 градусов, а также
конфигурационный овал) и соответствующих надписей красного и
черного цвета;
- сохранять при эксплуатации свою информационную составляющую
в неизменном виде.
В качестве исходного бумажного слоя должны использоваться
непокрытые белые бумаги (например, глянцевые) с плотностью от 600
до 750 кг/куб. м (масса бумаги - от 70 до 85 г/кв. м по
ГОСТ 13199).
4.2.4. В качестве подложки стикера следует применять прочный
материал, обеспечивающий несминаемость стикера при хранении и
работе с ним, с отсутствием восприятия типографской печати.
Материал подложки должен быть выполнен на основе
силиконизированной бумаги или синтетических пленок. Плотность
подложки должна составлять от 650 до 700 кг/куб. м (масса бумаги -
от 75 до 78 г/кв. м по ГОСТ 13199).
4.2.5. Клеевой слой стикера должен обладать следующими
свойствами:
- не оставлять следов на багаже после снятия стикера;
- прочно удерживать стикер на месте маркирования с момента
наклеивания и до момента окончания полета;
- прочно удерживать стикер на невостребованном багаже или
грузе до 6-ти месяцев;
- прочно удерживать стикер в условиях механического
воздействия при обработке багажа, груза, почты и бортовых запасов;
- обеспечивать приклеивание к коже, синтетическим материалам,
пластмассам, натуральным тканям, дереву, металлу и т.д.
В качестве клеевого слоя должны использоваться универсальные
или специализированные постоянные клеи. Основой для клея может
служить прозрачный акрил или каучук (натуральный или
синтетический). Параметрами клеевой основы должны служить:
- окончательное прилипание;
- начальное прилипание.
Окончательное прилипание характеризуется силой, измеряемой
динамометром, необходимой для отделения клеевой бумаги шириной 25
мм от испытательной пластины после его полного приклеивания.
Параметры окончательного прилипания клеевой основы приведены в
Приложении А.
Начальное прилипание характеризуется силой, измеряемой
динамометром, необходимой для отделения клеевой бумаги шириной 25
мм от испытательной пластины сразу же после приклеивания.
Параметры начального прилипания клеевой основы приведены в
Приложении А.
В течение всего гарантийного срока годности стикера величина
удельного сцепления клеевого слоя для начального и окончательного
прилипания не должна уменьшаться более чем на 5% от исходного
значения.
4.2.6. Информационная составляющая стикера, как правило,
должна включать следующие надписи:
- "Авиационная безопасность";
- "Досмотрено" (в конфигурационном овале);
- "Серия ______" (три позиции для печати серии);
- "N ___________" (не менее девяти позиций для текущего номера
стикера);
- "Не отрывать до окончания перевозки".
Текущий номер стикера должен иметь шрифт Пр3 с высотой 3,0;
4,0 или 5,0 мм и выполняться несмываемой типографской краской.
Лицевая часть стикера должна быть выполнена микрошрифтом с
целью исключения возможности ксерокопирования и сканирования.
Должна быть предусмотрена возможность нанесения знаков,
выполненных краской невидимого ультрафиолетового излучения, под
информационной составляющей стикера.
С целью защиты стикера после текущего номера может быть
предусмотрена возможность размещения отстоящего номера с
контрольным разрядом.
4.2.7. С целью саморазрушения стикера при его отрыве от
маркированного багажа, груза, почты или бортового запаса должна
быть предусмотрена защитная надсечка. Защитная надсечка должна
полностью перекрывать габаритный размер стикера, а количество
надсечек должно быть не менее 2-х штук с расстоянием между ними от
2 до 7 мм.
5. Правила контроля
5.1. Для проверки соответствия стикера требованиям настоящего
стандарта должны проводиться следующие виды контроля:
- внутренний (постоянный);
- внешний (периодический).
Под внутренним контролем подразумевается контроль изготовителя
и поставщика стикеров.
Под внешним контролем подразумевается контроль специально
уполномоченного органа в области гражданской авиации, отвечающего
за меры авиационной безопасности.
5.2. При проведении как внутреннего, так и внешнего контроля
оценке на соответствие подлежат:
- качество бумаги, подложки, клеевой основы;
- цветовая гамма стикера;
- качество цветового слоя (четкость, неразмываемость);
- влагостойкость стикера;
- четкость, правильность текущего номера стикера;
- саморазрушение стикера;
- приклеиваемость стикера к различным материалам и его съем
без повреждения поверхности предмета в соответствии с
требованиями, определенными настоящим стандартом.
5.3. Контролю должна подвергаться выборочная партия стикеров
не менее 0,01% от объема конкретного заказа, но не менее 10 штук
на отдельную партию.
Приложение А
(обязательнее)
ПАРАМЕТРЫ КЛЕЕВОЙ ОСНОВЫ
-------------------T------------------------T--------------------¬
¦ ¦Окончательное прилипание¦Начальное прилипание¦
¦ +-----------T------------+---------T----------+
¦ ¦ от ¦ до ¦ от ¦ до ¦
+------------------+-----------+------------+---------+----------+
¦Сила, необходимая ¦24 ¦29 ¦13 ¦20 ¦
¦для отделения от +-----------+------------+---------+----------+
¦объекта маркирова-¦ ¦48 <*> ¦ ¦29 <*> ¦
¦ния, Н ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-----------+------------+---------+----------+
¦Удельное сцепление¦300 ¦400 ¦170 ¦279 ¦
¦стикера с объектом+-----------+------------+---------+----------+
¦маркирования, ¦ ¦600 <*> ¦ ¦400 <*> ¦
¦г/кв. см ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------+-----------+------------+---------+-----------
--------------------------------
<*> Для тканых и шероховатых материалов, грузов, почты,
бортовых запасов.
|