ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 мая 2003 года
Дело N 46-Г03-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Соловьева В.Н.,
Маслова А.М.
рассмотрела в судебном заседании от 26 мая 2003 года дело по
жалобе Б. на действия избирательной комиссии Самарской области по
неопубликованию перечня государственных и муниципальных СМИ,
обязанных предоставлять эфирное время, печатную площадь для
проведения агитации по кассационной жалобе избирательной комиссии
Самарской области на решение Самарского областного суда от
11.03.2003, которым избирательная комиссия Самарской области
обязана опубликовать дополнительный перечень государственных и
муниципальных СМИ, обязанных предоставлять печатную площадь для
проведения предвыборной агитации, включив в него редакции газет
"Социальная газета", "Самарские известия", "Самарская газета",
"Волжская заря".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Н.
Лаврентьевой и заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Е.Л. Воскобойниковой, полагавшей кассационную
жалобу по делу необоснованной, Судебная коллегия
установила:
Б. обратилась в суд с жалобой на незаконные действия
избирательной комиссии Самарской области.
В обоснование жалобы указала, что является кандидатом в
депутаты Самарской Губернской Думы по Промышленному избирательному
округу N 7 г. Самары.
Постановлением Самарской Губернской Думы от 24.09.2002 по
указанному округу назначены повторные выборы депутата Самарской
Губернской Думы на 16.03.2003, она, как кандидат в депутаты, имеет
право проводить предвыборную агитацию на бесплатной основе. Однако
избирательная комиссия Самарской области не опубликовала перечень
государственных и муниципальных СМИ, которые, в силу закона,
обязаны предоставлять ей эфирное время и печатную площадь, чем
были нарушены ее права на предвыборную агитацию.
Заявительница просила обязать избирательную комиссию
опубликовать перечень государственных и муниципальных СМИ, включив
в него телерадиокомпанию "ГТРК-Самара", телерадиокомпанию "РИО",
телекомпанию "ОРИОН", редакции газет "Волжская коммуна",
"Социальная газета", "Волжская заря".
Поскольку в процессе судебного разбирательства избирательная
комиссия области 04.03.2003 опубликовала в газете "Волжская заря"
названный перечень, включив в него редакцию газеты "Волжская
коммуна" и телерадиокомпанию "ГТРК-Самара", Б., уточняя свои
требования, просила обязать избирательную комиссию дополнить
перечень редакциями газет "Социальная газета", "Самарские
известия", "Самарская газета", "Волжская заря" и на усмотрение
суда - телерадиокомпанией "РИО", которой из бюджета выделялось 3,5
млн. рублей.
Представители избирательной комиссии в судебном заседании
полагали требования Б. необоснованными, пояснив, что перечень
государственных и муниципальных СМИ 04.03.2003 опубликован на
основании списка, представленного Поволжским межрегиональным
территориальным управлением Министерства РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и считали его
исчерпывающим.
Самарским областным судом 11.03.2003 постановлено указанное
выше решение, которое определением суда от того же числа обращено
к немедленному исполнению.
В кассационной жалобе избирательная комиссия Самарской области
просит об отмене решения суда, полагая его незаконным.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации не усматривает оснований к отмене судебного
решения.
В соответствии со ст. 49 Федерального Закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" агитационный период начинается со
дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации
инициативной группы по проведению референдума и создания
соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Пункт
первый ст. 47 того же Федерального закона устанавливает, что
информационное обеспечение выборов и референдумов соответствующего
уровня осуществляется государственными и муниципальными, а также
негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями
государственных и муниципальных, а также негосударственных
периодических печатных изданий.
Согласно п. 7 ст. 47 названного Федерального закона перечень
государственных и (или) муниципальных организаций телерадиовещания
и государственных и (или) муниципальных периодических печатных
изданий, обязанных предоставлять эфирное время, печатную площадь
для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам
референдума публикуется комиссией, организующей выборы,
референдумом.
Судом установлено, что по Промышленному избирательному округу N
7 г. Самары, были назначены повторные выборы депутата Самарской
Губернской Думы на 16.03.2003.
Б. как кандидат в депутаты названного представительного органа
государственной власти Самарской области от указанного
избирательного округа в соответствии с законом имеет право на
предвыборную агитацию.
Поскольку обязанность по организации данных выборов лежит на
избирательной комиссии области, она должна для обеспечения прав
кандидатов, в том числе и Б., на предвыборную агитацию
опубликовать в силу названных выше требований Закона перечень
государственных и муниципальных СМИ, обязанных предоставить
эфирное время и печатные площади.
Судом на основании представленных по делу доказательств,
получивших оценку в решении, установлено, что избирательная
комиссия Самарской области не исполнила надлежащим образом
названную выше свою обязанность, не опубликовала полный перечень
государственных и муниципальных СМИ, которыми должны быть
предоставлены эфирное время и печатные площади для проведения
предвыборной агитации кандидатам в депутаты Самарской Губернской
Думы, в том числе кандидату Б.
Поскольку в данном случае права заявительницы были нарушены,
суд удовлетворил ее жалобу.
Выводы в решении являются обоснованными, соответствуют
установленным обстоятельствам и требованиям Закона.
Доводы кассационной жалобы о том, что, давая информацию в
газету "Волжская коммуна" для опубликования 04.03.2003 перечня
названных выше СМИ, избирательная комиссия области действовала в
соответствии с данными, представленными Поволжским межрегиональным
территориальным управлением и МГТР России, о том, какие
организации средства массовой информации должны предоставлять
эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной
агитации и в компетенцию комиссии самостоятельно устанавливать
такой перечень обязанностей не входит, не могут служить основанием
к отмене решения.
На избирательной комиссии области лежит обязанность, в силу
требований закона, организации выборов в областную Думу, что
включает и подготовку их информационного обеспечения. Эта
обязанность выполнена облизбиркомом ненадлежащим образом, что и
установлено по делу. Доводы кассационной жалобы о том, что
названными действиями избирательной комиссии права кандидата в
депутаты Б. не нарушены, противоречат как требованиям норм закона,
на которые сослался суд в решении, так и установленным по делу
обстоятельствам.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Самарского областного суда от 11.03.2003 оставить без
изменения, а кассационную жалобу избирательной комиссии Самарской
области без удовлетворения.
|