ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 мая 2003 г. N 03-25/5335
О КОРРЕКТИРОВКЕ ГРАФИКОВ
ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ
В связи с поступающими из отделений ПФР запросами о
корректировке графиков погашения задолженности, утвержденных в
рамках Постановления Правительства Российской Федерации от
01.10.2001 N 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации
задолженности по страховым взносам в государственные социальные
внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у
организаций по состоянию на 1 января 2001 г.", при уменьшении
суммы задолженности по начисленным пеням и штрафам, имеющимся у
налогоплательщиков по состоянию на 01.01.2001, Департамент
казначейства разъясняет следующее.
В случае, если в отношении налогоплательщика арбитражным судом
принято решение об уменьшении суммы пеней, начисленных по
состоянию на 01.01.99, до суммы задолженности по страховым взносам
на указанную дату, отделения ПФР должны в обязательном порядке
обжаловать указанные решения.
Отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный
фонд Российской Федерации, регулировались помимо специального
законодательства нормами Налогового кодекса Российской Федерации с
даты вступления в силу Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации", т.е. с 18.08.99. Указанным Законом исключен
абзац третий п. 4 ст. 75, который устанавливал, что во всех
случаях сумма пеней не может превышать неуплаченной суммы налога.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от
09.07.99 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса
Российской Федерации" ограничение начисленных по состоянию на
01.01.99 плательщику пеней действовало в период с 01.01.99 до
вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
(т.е. до 18.08.99).
Таким образом, для уменьшения начисленных пеней до размера
недоимки не имеется правовых оснований.
В том случае, когда отделения ПФР исчерпали все процессуальные
способы обжалования и защиты правовой позиции ПФР по указанным
Постановлениям (прошли апелляционную и кассационную инстанции
арбитражных судов), следует учитывать требования статьи 318 АПК
РФ, устанавливающей, что судебные акты арбитражных судов
приводятся в исполнение после вступления их в законную силу.
Обращаем внимание на то, что решение о сложении пеней, принятое
по одной конкретной организации, не может автоматически
распространяться на другие организации, по которым либо не было
обращений в суд, либо не пройдены все инстанции защиты позиции
ПФР.
Уменьшение задолженности по пеням по состоянию на 01.01.2001
возможно также при реализации Постановления Правительства
Российской Федерации от 18.04.2002 N 251 "О порядке списания
задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой
головным исполнителям и исполнителям работ по государственному
оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1
января 2002 г. на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в
федеральный бюджет и во внебюджетные фонды".
В соответствии с решением, принятым на совместном совещании по
вопросу информационного взаимодействия между МНС России и ПФР
(протокол от 10.04.2003 N СД-2), при списании органами МНС России
по постановлениям арбитражных судов пеней налогоплательщикам,
реструктурирующим задолженность в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699, графики
погашения 15% задолженности по пеням и штрафам переутверждать не
следует (размер ежеквартального платежа останется прежним), при
этом срок погашения указанной задолженности сократится, то есть
исполнение графика будет досрочным.
Главный бухгалтер ПФР,
Начальник Департамента
казначейства
Н.В.ПЕТРОВА
|