МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ,
ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ И СРЕДСТВ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
ПИСЬМО
от 16 мая 2003 г. N Ц/4-19-146
Министерство Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций сообщает об
утверждении "Методических рекомендаций по обеспечению сохранности
и учета бланков строгого учета и строгой отчетности на
полиграфических предприятиях" и предлагает руководствоваться ими
при печати бланков строгого учета без использования защитных
технологий.
Одновременно сообщаем, что Приказом МПТР России от 15 мая 2003
г. N 100 признан не подлежащим применению на территории Российской
Федерации Приказ Мининформпечати РФ от 18.12.1992 N 447 "Об
утверждении Типовой инструкции по режиму сохранности на
полиграфических предприятиях, выпускающих печатную документацию
строгого учета".
Заместитель Министра
В.В.ГРИГОРЬЕВ
Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций
В.В.ГРИГОРЬЕВ
16 мая 2003 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ И УЧЕТА БЛАНКОВ
СТРОГОГО УЧЕТА И СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ
НА ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Методические рекомендации предназначены для установления
на полиграфических предприятиях (далее по тексту -
полиграфпредприятия) требований, обеспечивающих сохранность и
оперативный учет бланков строгого учета и строгой отчетности, их
полуфабрикатов, а также печатных форм.
1.2. Методические рекомендации не распространяются на
изготовление бланков строгого учета и строгой отчетности с
использованием защитных технологий, подлежащих лицензированию,
порядок проведения которого определен Постановлением Правительства
Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 817 "Об утверждении
Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной
от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных
бумаг, а также торговли указанной продукцией".
Методические рекомендации не распространяются на изготовление
бланков общего назначения.
1.3. К бланкам строгого учета и строгой отчетности (далее по
тексту - бланки) относится бланочная печатная продукция, при
изготовлении которой используется нумерационная печать, и иные
виды бланков, утвержденные в качестве бланков строгого учета или
строгой отчетности нормативными правовыми актами органов
государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Федерации, органов местного
самоуправления, решениями юридических лиц, а также отнесенные к
таковым заказчиком.
Изготовление дубликатов бланков с повторением номеров и серий
не допускается.
1.4. Унифицированные (типовые) бланки полиграфпредприятие
обязано изготавливать в соответствии с формами, утвержденными
нормативными правовыми актами, регламентирующими тот вид
деятельности, для реализации которого предназначены бланки, а
также выполнять особые требования и условия их изготовления, если
таковые установлены нормативными правовыми актами.
1.5. В соответствии с настоящими Методическими рекомендациями с
учетом конкретных условий производства и специфики выполняемых
заказов полиграфпредприятие разрабатывает инструкцию по
обеспечению сохранности и учета изготавливаемых бланков.
Инструкция утверждается руководителем полиграфпредприятия.
1.6. К Методическим рекомендациям прилагаются формы первичной
документации по оперативному учету бланков, рекомендуемые к
руководству. В зависимости от специфики и структуры
полиграфпредприятия, выпускающего бланки, могут разрабатываться
дополнительные формы учетных документов.
1.7. За организацию производства и учета бланков
ответственность несет руководитель полиграфпредприятия и
ответственное лицо, назначаемое при необходимости приказом по
полиграфпредприятию.
На ответственное лицо возлагаются:
- разработка совместно с заинтересованными подразделениями
полиграфпредприятия Инструкции по обеспечению сохранности бланков
на основе настоящих Методических рекомендаций и организация
проверок за установленным порядком их изготовления;
- контроль за текущими изменениями унифицированных (типовых)
форм бланков строгого учета и строгой отчетности по группам
бланков, изготавливаемых полиграфпредприятием.
1.8. Руководитель полиграфпредприятия организует изучение
инструкции со всеми работниками, связанными с изготовлением и
хранением бланков.
II. ОФОРМЛЕНИЕ ЗАКАЗОВ НА ПЕЧАТЬ БЛАНКОВ
СТРОГОГО УЧЕТА И СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1. На полиграфических предприятиях изготовление бланков
производится по заказам предприятий, организаций или
предпринимателей на основе двухсторонних договоров.
Унифицированные (типовые) бланки строгого учета и строгой
отчетности могут изготавливаться для последующих продаж по
распоряжению руководителя полиграфпредприятия.
2.2. Полиграфические предприятия могут приступать к
изготовлению тиража бланков при наличии подписанного заказчиком
двухстороннего договора и подписанного заказчиком "в печать"
образца с указанием в нем номеров и серий.
При изготовлении унифицированных (типовых) бланков для
последующих продаж образец также с указанием в нем номеров и серий
подписывается "в печать" руководителем полиграфпредприятия.
2.3. В обязательном порядке необходимо указывать в выходных
данных полное или сокращенное название полиграфпредприятия, регион
и населенный пункт, где размещается предприятие, номер заказа, год
выпуска, тираж. В малоформатных бланках возможна замена названия
полиграфпредприятия на его идентификационный налоговый номер.
2.4. Все заказы на выпуск бланков строгого учета и строгой
отчетности регистрируются в книге регистрации заказов на
изготовление бланков строгого учета и строгой отчетности
(Приложение 1).
При изготовлении полиграфпредприятием унифицированных бланков
для последующих продаж полиграфпредприятие ведет аналогичные
записи регистрации продаж.
Форма записи в книге регистрации заказов должна обеспечивать
возможность идентификации заказчика (покупателя), вида
изготовленного (проданного) бланка, его номеров и серий, тиража, а
при продаже тиража отдельными партиями - аналогичные сведения по
каждой продаваемой партии бланков.
2.5. Книга регистрации заказов пронумеровывается,
прошнуровывается, подписывается руководителем полиграфпредприятия
и главным бухгалтером и выдается соответствующему исполнителю.
В книге не допускаются подчистки и исправления. Выявленная
ошибка зачеркивается одной чертой и над ней делается правильная
запись, указывается дата внесения изменения и роспись
ответственного лица.
2.6. Рекомендуемый срок хранения книги регистрации заказов
бланков - 10 лет, но не менее срока, установленного для хранения
бланков нормативными правовыми актами, регламентирующими тот вид
деятельности, для реализации которого предназначены бланки.
Рекомендуемый срок хранения подписанных заказчиком (при
изготовлении бланков для последующих продаж - руководителем
полиграфпредприятия) "в печать" образцов бланков - 1 год после
передачи тиража заказчику или реализации последней партии бланков,
изготовленных для продажи.
III. ИЗГОТОВЛЕНИЕ, ПРИЕМ, ВЫДАЧА, ХРАНЕНИЕ
И УЧЕТ ПОЛУФАБРИКАТОВ, НУМЕРАТОРОВ, ФОРМНЫХ ИЗДЕЛИЙ
И ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
3.1. Порядок передачи, хранения полуфабрикатов, нумераторов и
готовых форм и ответственные за его выполнение устанавливаются в
зависимости от специфики организации производства и конкретных
условий полиграфпредприятия и фиксируются в инструкции по
обеспечению сохранности бланков, утверждаемой руководителем
полиграфпредприятия.
Указанный порядок должен исключить изготовление дубликатов
бланков с повторяющимися сериями и номерами, сверхтиражной и
неучтенной продукции, а также должен предоставить возможность
идентификации по выходным сведениям типографии, изготовившей
бланк, и заказчика (покупателя) этого бланка.
3.2. Формные изделия, которые пришли в негодность или в
дальнейшем использоваться не будут, технические отходы печатного
производства и печатный брак уничтожаются с составлением акта на
уничтожение (Приложение 2).
IV. ПРИЕМ, ВЫДАЧА, ХРАНЕНИЕ И УЧЕТ
ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ЦЕХАХ И НА СКЛАДАХ
4.1. Готовая печатная продукция - это отпечатанные бланки
строгого учета и строгой отчетности, которые полностью
укомплектованы, упакованы и сданы на склад готовой продукции или
заказчику при соответствующем документальном оформлении.
4.2. Передача готовой продукции на склад производится по
накладной или в ином порядке, зафиксированном в инструкции,
утверждаемой руководителем полиграфпредприятия.
4.3. Прием готовой продукции на склад производится путем
проверки количества пачек, сохранности упаковки, в том числе
качества обвязки, и ярлыков.
4.4. Выдача готовой продукции заказчику производится по
доверенности.
К продукции, выдаваемой заказчику, прилагается накладная или
другая сопроводительная документация с указанием наименования
бланков, их количества, серий, номеров и стоимости.
V. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
Инвентаризацию готовой продукции и нумераторов, форм и
полуфабрикатов бланков, находящихся в цехах и на складах,
рекомендуется производить не менее одного раза в год.
VI. СЛУЖЕБНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ НЕДОСТАЧ
6.1. Работник типографии, обнаруживший недостачу формных
изделий, нумераторов, полуфабрикатов или готовых бланков, обязан
сообщить о выявлении факта своему непосредственному начальнику.
6.2. Каждый конкретный случай недостач оформляется актом,
утверждаемым руководителем полиграфпредприятия.
6.3. Руководитель типографии обязан в срочном порядке
организовать служебное расследование причин, вызвавших недостачу
или излишки продукции, выявление виновных лиц с принятием
соответствующих мер.
Приложение 1
Наименование предприятия
Книга регистрации заказов
Начата _________________
Окончена _______________
-------T------T--------------------------------------------------¬
¦ Дата ¦Номер ¦ Сведения о заказчике ¦
¦приема¦заказа+--------------T------------------------T----------+
¦заказа¦ ¦ наименование ¦ свидетельство ¦ ИНН ¦
¦ ¦ ¦ или Ф.И.О., ¦ о регистрации <*> N, ¦заказчика ¦
¦ ¦ ¦ адрес ¦ кем и когда выдано ¦ ¦
+------+------+--------------+------------------------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
L------+------+--------------+------------------------+-----------
----------------------------T-------T----------T---------T-------¬
¦ Наименование бланка или ¦Серия и¦Тираж <**>¦ Дата ¦Номер ¦
¦номер унифицированной формы¦номера ¦ ¦ выдачи ¦наклад-¦
¦ бланка, вид комплектовки ¦бланков¦ ¦заказчику¦ной ¦
+---------------------------+-------+----------+---------+-------+
¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦
L---------------------------+-------+----------+---------+--------
--------------------------------
<*> Свидетельство о государственной регистрации заказчика в
качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или о
государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
<**> Для листовых бланков - количество бланков, имеющих
индивидуальный номер (например: квитанция и две копии квитанции -
1 экз. бланка);
для скомплектованных в подборки, книжки или рулонных -
количество скрепленных подборок, книжек, рулонов с указанием
количества бланков, имеющих индивидуальный номер, в подборке,
книжке или рулоне (например: две книжки, содержащие по 25 экз.
бланков - 2 x 25 экз.).
Приложение 2
Наименование предприятия УТВЕРЖДАЮ
Цех ______________ ______________ (должность)
_________ _______________
(подпись) (и.о., фамилия)
"__" __________________ г.
АКТ
на уничтожение N ___ от "__" ____________ г.
------T----------------------------T--------------T--------------¬
¦ N ¦ Наименование продукции ¦ Количество ¦ Примечания ¦
+-----+----------------------------+--------------+--------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+-----+----------------------------+--------------+--------------+
L-----+----------------------------+--------------+---------------
Формные изделия, бракованная бумага и ее отходы, печатный брак
в количестве _____________ разрезаны (уничтожены).
Председатель комиссии ___________ _________ _______________
(должность) (подпись) (фамилия, и.о.)
Члены комиссии ___________ _________ _______________
(должность) (подпись) (фамилия, и.о.)
___________ _________ _______________
(должность) (подпись) (фамилия, и.о.)
|